Вокальный цикл в современной китайской музыке: особенности музыкального языка и поэтического текста




Ли Ясюнь

Доклад

История жанра вокального цикла в европейской музыке началась с XIX века. Что такое вокальный цикл? Музыкальные энциклопедии отвечают на этот вопрос так: «вокальный цикл - это цикл романсов или песен, объединённых общей идеей, а также музыкальным тематизмом». Цикл Людвига ван Бетховена «К далёкой возлюбленной» (1816год) принято считать началом этого жанра. Эпоха романтизма 19 века способствовала развитию жанра вокального цикла. Один за другим в европейской музыке создавались такие известные вокальные циклы как «Прекрасная мельничиха» (1823) и «Зимний путь»(1827) Франца Шуберта, «Любовь поэта» и «Любовь и жизнь женщины»(1840) Роберта Шумана, «Прощание с Петербургом» Михаила Глинки (1840), «Пять песен на стихи Матильды Везендонк» (1858) Рихарда Вагнера.

Жанр вокального цикла явлениеновое в китайской музыке.

Я обратилась к творчеству известных современных китайских композиторов: Ван Цзяньчжона(1933-2016), Ли Инхая(1927-2007) и Дина Шан Дэ (1911-1995), чтобы показатьих вокальные циклы, их своеобразие, связь с национальными традициями, но также - обратить внимание на композиторскую технику, соответствующую достижениям 20 века.
Ван Цзяньчжон – один из самых известных композиторов в Китае, он получил титул «великий предводитель», «патриарх» и «хранитель» традиционной китайской музыки. В Китае об этом композиторе написаны отдельные критические и аналитические статьи, но в России его имя вообще неизвестно.Исключение составляет диссертация Ли Юнь (РГПУ им. А.И. Герцена, 2019г.), посвящённая фортепианному творчеству Ван Цзяньчжона – это первое обращение к данному композитору в России.

Вокальный цикл «Пять стихов Ли Чинзао» Ван Цзяньчжона написан для высокого голоса и фортепиано. Композитор обратился к утончённой, наполненной символами поэзии древности, к стихам Ли Чинзао– поэтессы, которая жила в эпоху Сунн (960-1279). Об этом цикле композитор сказал: «Я написал эту работу в 1981 году. Я предпочёл стихи Ли Чинзао, потому что они кажутся мне очень гибкими и лиричными, но в тоже время яркими и интенсивными. Ли Чинзао была талантливым поэтом, но жизнь её была трудной, и она пережила много несчастий. Я выбрал пять песен, чтобы в общих чертах описать её жизненный опыт: начиная с избалованной богатой девушки, счастливой в юности до жизненного финала в мрачных и унылых годах одиночества. Вот основная образная концепция цикла».
От песни к песне раскрывается смысл всего цикла: жизнь женской души от счастливой юности до одинокой старости. Символичны названия песен: 1) «Как во сне», 2) «Стирка у ручья», 3) «Пьяный под цветами. Пропавший муж», 4) «Рыбаки - гордые мечты», 5) «Говори медленно». Последняя песня «Говори медленно» - самая трагичная по настроению и состоянию души.
Своеобразие этого вокального цикла заключается в том, что в классическую европейскую музыкальную форму «вокальный цикл» введён яркий национальный колорит: интонационный, поэтический, мелодический, тональный. Произошёл удивительный синтез двух музыкальных пластов - мелодии, которая прихотливо двигается по законам пентатоники и гармонии, которая демонстрирует композиторское владение европейскими гармоническими новациями 20 века.Поэтическая сторона цикла показывает глубокую связь с общекультурными национальными традициями Китая, философию жизни человека и природы, психологию широкого спектра эмоций в движении женской души.

Известный современный китайский композитор, теоретик музыки и общественный деятель Ли Инхай (1927-2007) создал около 200 произведений в вокальном жанре, они разнообразны по тематике, по содержанию, по музыкальному воплощению. Это известные в Китае песни.
Вокальный цикл Ли Инхая «Три стихотворения поэзии династии Тан » раскрывает другие грани его творчества. Композитор обратился к древнекитайской поэзии, наполненной глубокими смыслами, где традиционная культура нашла преломление в современном европейском музыкальном языке. Вокальная партия и фортепианный аккомпанемент развиваются независимо друг от друга. Гармония фортепианной партии наполнена достижениями авангарда 20 века. Вокальная партия изложена в традиционной системе ладов гамм пентатоники и по своему характеру близка народным китайским напевам.
Поэтичны названия этих трёх песен: №1.«Весеннее утро» (Ветер и дождь не прекращались, Цветы не знают, сколько их упало…); №2 «Тополь на ночном мосту, рядом с монастырём; №3 « Башня в Гуане »: ( Солнце заходит за горы, Хуанхэ впадает в море…). Цикл был создан в 1982 году. Мастерство композитора получило высокую оценку в Китае: этот цикл был удостоен Золотой награды конкурса сочинений китайских музыкантов в Национальном высшем художественном институте в 1988году.

Дин Шан Дэ (1911-1995) – крупнейший композитор современного Китая, во многом определивший развитие музыкальной культуры в стране в 20 веке. Дин Шан Дэ учился в Шанхайской и Парижской консерваториях. Дин Шан Дэ. Глубоко чтит традиционную музыку своей страны, но при этом знает европейские новации авангардного направления 20 века.
Вокальный цикл Дина Шан Дэ «Dianxi Poem Colloction»(Сборник стихотворений Дианси) посвящён воспеванию красоты природы южной провинции Китая - Юньнань, что в переводе обозначает «облачный Юг». Цикл Дина Шан Дэ был написан в 1984 году, в нём 5 разнохарактерных вокальных пьес для сопрано в сопровождении фортепиано: № 1.«Смотреть в даль»; №2. «Женщина Сани»; №3. «Муж и жена рыбачат на лодке»; № 4. «Бабочка весной»; №5. «Камелия». В названиях этих коротких песен мы видим единую тематическую линию - это погружение в особый уголок природы, который с древних времён считался и считается по сей день одним из самых красивых и живописных мест Китая. Каждая пьеса в своём названии отражает философию жизни природы и человека, тот нравственный и этический идеал, который был устойчивым на протяжении тысячелетий.
Последняя пьеса цикла «Камелия» - наиболее авангардная в музыкальном отношении. Композитор использует с первых же тактов фортепианного вступления приём политональности, сочетая в правой руке тональность As- Dur, а в левой руке E-Dur, - достаточно редкий приём в вокальной музыке с фортепианным аккомпанементом.

 

Вокальный цикл Дина Шан Дэ «Dianxi Poem Collection»(Сборник стихотворений Дианси) - это уникальный образец соединения национального духа и традиционного мышления с современными композиционными новшествами, сочетающими гармонические, ритмические и мелодические поиски европейского направления 20века.

Осваивая классическую европейскую музыкальную модель «вокальный цикл», китайские композиторы ввели в европейский жанр яркий национальный колорит: интонационный, поэтический, мелодический, тональный, что, безусловно, обогатило жанр европейского «вокального цикла» в целом. Спасибо за внимание!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: