Тема. Схоластическая философия. Спор реалистов и номиналистов




Становление феодального общества поначалу сопровождается упадком образования. Но, со временем, когда большая часть стала христианской, наблюдается общий культурный подъем. Возникает новая система средневекового образования. Монастыри и монастырские школы, а с XII в. – университеты, становятся ведущими центрами культуры. Возникает схоластическая традиция философско-теологической мысли.

 

Схоластика (от латинского «схоле» - школа, обучение) – особый тип философствования, подчиненный теологии и ориентированный на рациональное, формально-логическое обоснование основных догматов христианского вероучения. Направленность схоластики на интерпретацию и объяснение богословских вопросов содействовала развитию диалектики - формально-логическому учению, которое толковалось в то время в логическом аспекте.

В отличие от западной патристики, опирающейся на философию Платона и Августина, схоластика возвращается к Аристотелю. Вера Аристотеля в могущество человеческого разума, его умение систематизировать и классифицировать научное знание были созвучны тенденциям рационализма, набирающего силу в средневековой Европе. Аристотель стал ведущим авторитетом католической церкви, а основные положения его работ были фактически превращены в догмы католической веры. Схолаты разработали утонченную, филигранную технику логического размышления, опираясь на логику Аристотеля.

 

Центральной проблемой схоластической философии становится проблема соотношения веры и разума, которая имела 3 основных варианта своего решения:

1. абсолютная несовместимость веры и разума. Божественное откровение неподвластно разуму. Для познания Бога ни логика, ни диалектика не нужны, т.к. Бог выходит за все границы законов логики и природы (апологеты и представители мистического направления средневековой философии);

2. гармония разума и веры, рационального познания и божественного откровения (Августин и Фома Аквинский);

3. утверждение решающего значения разума. Истинность религиозного авторитета, определенной религиозной догмы проверяется разумом. Человеческий разум является частью божественного духа и в состоянии самостоятельно постичь божественную истину.

Еще одной глобальной проблемой средневековой схоластики стала проблема универсалий, которую схоластические философы связывали с проблемой Троицы, ее соотношения с тремя ипостасями в едином Боге, т.е. соотношения между собой единичного и общего. Это и стало предметом противоречий между двумя позициями – между реализмом и номинализмом.

Реалисты продолжали линию Платона. Делились на крайних и умеренных. Представителями реалистов были Иоанн Скот Эриугена (IX в.), Ансельм Кентерберийский (XI-XII в.), Фома Аквинский (XIII в.).

Позиция крайнего реализма: универсалия - это реальная вещь, которая в качестве неизменной сущности целиком содержится (заключается) в каждом единичном экземпляре своего рода. Например: человечность одновременно и целиком присутствует и в Сократе, и в Платоне, т.к. и Сократ, и Платон принадлежат к роду «человек».

Эта точка зрения породила парадоксы, нежелательные для церкви. В связи с этим сложился другой вид - умеренный реализм. Позиция умеренного реализма. Универсалии существуют трояким образом:

1. до вещей (в божественном разуме);

2. в вещах (в единой совокупности вещей определённого класса);

3. после вещей (в человеческом разуме).

 

Противостоит реализму другое направление – номинализм. Номиналисты отстаивали мысль о реальном существовании только единичных вещей. Понятие они сводили к определению названий (от латинского «номина» - имя).

Крайние номиналисты утверждали, что универсалии оказываются пустым звуком. Общее не обладает субстанциональным существованием. Общее – иллюзия. Реальным существованием в догмате о божественной троицы обладает лишь то, в чем она получает свое конкретное выражение, т.е. реальны бог-отец, бог-сын и бог-святой-дух, а вот единосущность Бога – это фикция. Католическая церковь отвергает крайний номинализм. Представителем крайнего номинализмабыл Иоанн Росцелин (XI-XII в.).

Умеренные номиналисты допускали реальность общих понятий как нечто существующее после вещей, т.е. не до них и не в них. Представителями умеренных номиналистов были Пьер Абеляр (XII в.), Иоанн Дуне Скот (XIII в.), Уильям Оккам (XIII-XIV в.).

 

Эпоха средневековья подходила к концу. Научное знание все больше отдалялось от религиозного вероучения. На смену религиозной вере идет культ человека и разума. Знание как сила все больше начинает вытеснять знание-мудрость. Зарождается культура машинной цивилизации, закладывается фундамент новоевропейской идеологии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: