Медико-педагогический контроль в процессе физической культуры.




Дошкольный возраст.

Под педагогическим контролем в физическом воспитании понимается система показателей, дающая объективную информацию о происходящих изменениях в физическом развитии, физической подготовленности и состоянии здоровья детей в процессе жизнедеятельности. Последнее говорит о том, что лишь в процессе жизнедеятельности в определенной последовательности, получая объективные показатели о состоянии физических параметров детей, можно получать динамику, по которой можно судить не только о состоянии, но и о перспективах роста и развития ребенка. Таким образом, педагогический контроль выполняет, как минимум две функции - с одной стороны, результаты контроля дают объективную картину состояния изучаемого объекта, с другой - позволяют выбрать наиболее рациональные пути, формы, методы и средства для достижения хороших результатов в будущем. Эта вторая, управленческая функция педагогического контроля в физическом воспитании чрезвычайно существенна, ибо имеющиеся огрехи в физическом воспитании детей зачастую являются следствием управленческих решений, принятых без учета его конкретных данных.

Задачи, стоящие перед педагогическим контролем у дошкольников:

1. Выявить уровень развития морфологических и функциональных свойств организма, физических качеств и двигательных умений и навыков детей.

2. Подтвердить или опровергнуть выбранный путь достижения показателей развития, физической подготовленности, а также двигательных умений и навыков детей.

К основным организационно-методическим особенностям педагогического контроля физической подготовленности детей дошкольного возраста относятся:

а) необходимость предварительного обучения технике некоторых контрольных упражнений;

б) формирование у детей мотивов к достижению наивысших результатов в тестах, особенно в контрольных упражнениях, связанных с проявлениями максимальных или длительных усилий;

в) расширение в разумных пределах комплексов тестов с целью повышения надежности оценки физической подготовленности дошкольников;

г) преимущественное использование интегральных и суммарных показателей как наиболее информативных и объективных характеристик физической подготовленности детей 3-6 лет.

На примере (условного) муниципального дошкольного учреждения общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей рассмотрим процесс педагогического контроля за физическим развитием дошкольников. В него входит медицинский контроль, проведение медико-педагогического контроля, проведение тестирования на определение уровня развития основных физических качеств и навыков ребенка, а также исследование уровня его физической подготовленности. Педагогический контроль неразрывно связан с врачебным контролем и должен представлять единый комплекс мероприятий по укреплению здоровья детей.

В задачи медицинского контроля, проводимого в детском дошкольном образовательном учреждении, входит проведение врачебно-педагогических наблюдений на занятиях по физической культуре. Эти наблюдения позволяют оценить адекватность оздоровительного воздействия занятий физической культурой с дошкольниками. Методика врачебно-педагогического контроля включает оценку:

- уровня нагрузки по пульсовой кривой, получаемой в процессе занятий физической культурой;

- восстановления пульса, дыхания, давления после занятий;

- показателей общей моторной плотности занятия;

- динамика простейших функциональных проб;

- правильности методического построения занятия, соблюдения основных дидактических принципов;

- внешних признаков утомления, возникающих у ребенка в процессе занятий.

По результатам проведенных исследований мы видим увеличение роста заболеваемости детей в детском саду за последние полгода. В сентябре процент заболеваемости составлял 9, 03%, в феврале он возрос до 15, 16%.

Также в начале учебного года в (условном) детском образовательном учреждении был проведен медицинский осмотр детей, в результате чего были выявлены основные отклонения в состоянии здоровья детей. Так 76, 6% детей имеют патологии в физическом развитии. Из них 60% страдают нарушением осанки, у 18, 6% выявлен сколиоз. Здоровых детей - 21, 4%.

Современный врачебно-педагогический контроль включает также физиологический контроль двигательных качеств: тестирование физическими нагрузками с целью выяснения пределов силы и структуры силовых возможностей при движениях в различных суставах. При этом по этапам оценивается динамика физиологических процессов, функциональных свойств, регуляции физиологических функций. С этой целью определяются показатели, которые характеризуют физиологические параметры, обеспечивающие высокую работоспособность при нагрузке, факторы преодоления утомления. Для этого исследуют: размеры, формы, пропорции тела, объем сердца, жизненную емкость легких, дыхательный объем.

Контроль за уровнем развития физической подготовленности у дошкольников предусматривает определение уровня развития основных физических качеств:

- выносливости (общей);

- силовой подготовленности;

- силовых качеств (силовой выносливости);

- гибкости;

- быстроты;

- координационных способностей.

Результаты, полученные в процессе тестирования, могут быть полезны, если только придерживаться определенных правил при измерениях или испытаниях детей.

Во-первых, следует помнить, что в качестве тестов могут быть взяты лишь те, которые отвечают целевому назначению.

Во-вторых, тестирование должно носить систематический характер, что дает возможность сравнивать значение показателей на разных этапах подготовки детей, и, в зависимости от темпов прироста, дозировать последующую нагрузку.

В-третьих, при тестировании должна соблюдаться точность регистрации показателей.

В-четвертых, тестирование должно проводиться в одинаковых, стандартных условиях, что уменьшит ошибку в результатах и позволит получить объективную информацию за исследуемый период.

Исследование уровня физической подготовленности дошкольников происходит через проведение у них контрольных упражнений, направленных на выявление у них уровня развития основных физических качеств. В качестве контрольных упражнений мы в детском образовательном учреждении использовали следующие упражнения: "прыжок в длину с места", "поднимание туловища в течение 1 минуты", "наклон вперед из положения сидя", "прыжок в глубину", "прыжок в высоту с места", "прыжок в высоту с разбега", "метание набивного мяча", "прыжок в длину с разбега". Исследование уровня физической подготовленности детей проходило в ноябре 2012 года, исследовался уровень физической подготовленности детей в подготовительной группе (6-7 лет). Полученные в ходе тестирования результаты говорят о том, что уровень физической подготовленности примерно 46% детей не соответствует ныне установленным нормам.

Таблица 1.

Результаты тестирования в подготовительной группе детского образовательного учреждения

Вид испытания Количество детей,

уложившихся в норматив, %

прыжок в длину с места 26

поднимание туловища в течение 1 минуты 18

наклон вперед из положения сидя 44

прыжок в глубину 76

прыжок в высоту с места 82

прыжок в высоту с разбега 58

метание набивного мяча 46

прыжок в длину с разбега 48

Выводы на основании таблицы.

Таким образом, полученные в ходе тестирования результаты позволяют утверждать, что 46% детей в подготовительной группе имеют низкий уровень физической подготовленности. Это говорит о том, что нынешнее построение процесса физического воспитания не в полной мере позволяет обеспечить необходимый уровень развития физической подготовленности, развития основных физических качеств и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: