Принципы позитивного права




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Московский государственный юридический университет

Имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Философия права

Доклад

Тема:

Концепция «позитивного права»

Чижова Валентина Николаевна

Студент МЗ 13 группы, 1 курса

Заочной формы обучения

Вологда

Сущность и признаки позитивного права

Позитивное (иными словами положительное) право — это право, установленное законодательством в рамках конкретной правовой системы, которое действует в данный момент в определенном государстве. Позитивное право противопоставлено естественному праву.

Обычаи перестали обеспечивать стабильность и порядок в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений.

Правовой, или юридический позитивизм призван признать нормы позитивного права в качестве правовых норм, свести любое право к нормам, которые действуют в данный момент в данном обществе, без учета того, является ли данное право справедливым или нет.

Позитивное право в качестве регулятора поведения обладает рядом характерных признаков. Выделяют следующие признаки права:

- государственно-властный характер — государство создает правовые нормы в особом, строго определенном порядке, специальными должностными лицами и органами; нормы права обязательны для исполнения всеми, кого касаются;

- системность — нормы права объединены в логически выстроенную, единую и взаимосвязанную систему предписаний; формальная определенность — внешне правовые нормы объективируются в разного рода источниках права (нормативные договора, нормативно-правовые акты, закон, правовой обычай и т.д.);

- общеобязательность — неукоснительное соблюдение норм права всеми субъектами права, включая органы государственной власти; нормативность — право представляет собой совокупность правил поведения, которые рассчитаны на многократное и долговременное действие, право регулирует типовые, наиболее часто встречающиеся жизненные случаи, характеризуя их общими признаками и качествами (юридическое лицо, договор, преступное деяние и т.д.);

- неперсонифицированность — обращенность требований права к неопределенному кругу лиц; государственная обеспеченность — при несоблюдении и нарушении юридических норм государство в лице правоохранительных органов имеет право применить меры государственного принуждения, включая юридическую ответственность;

- государственно-принудительный характер — право обеспечивается и защищается государственным принуждением в случае, когда поведение гражданина не соответствует предписаниям, данный субъект будет подвергнут мерам юридической ответственности, которые налагаются уполномоченными органами государственной власти в строго установленном порядке (штраф, арест, лишение свободы и др.).

Позитивисты возвели одну из форм положительного права - именно закон, законодательное установление или законодательную норму - на степень универсальной юридической категории. Закон является важнейшим моментом юридической жизни особенно там, где монополизировано правотворчество. Поэтому при режиме монополии и само государство, и судья, и любой агент власти, и подданные должны в законодательной норме видеть главный источник права[1].

Принципы позитивного права

В принципах позитивного права непосредственно и прямо, в целостном выражении и в наиболее общем виде формулируются государственно-правовые закономерности.

Принципы существуют как определенная идея правосознания, находят свое воплощение в системе общественных отношений.

Уровни принципов позитивного права:

- доктринальный — представления о содержании принципа в теории и в правосознании юристов;

- нормативный — закрепление принципа в тексте закона в виде самостоятельного нормативного предписания или опосредованно через содержание правовых норм;

- социологический — реализация принципов права в конкретной сфере общественных отношений, воплощение в определенном правопорядке.

Принципы позитивного права, не имея устойчивой внутренней структуры, могут существовать в виде условных и безусловных нормативно-правовых предписаний. Отдельные принципы, устанавливая правила, которые не допускают исключения, выступают, как неопровержимые положения.

Еще одна группа принципов содержит в своей структуре исключения и оговорки, по строению приближаясь к правовым презумпциям. Закрепляемые в тексте нормативного акта принципы позитивного права не имеют устойчивой внутренней структуры, действуют как аксиомы или как презумпции.

Важнейшим признаком позитивного права является нормативность – «выражение нормативности выражается потребность утверждения в общественных отношениях нормативных начал, вязанных с обеспечением упорядоченности общественной жизни, движения общества к свободе, согласия и компромисса в общественной жизни, защищенного статуса автономной личности, ее прав, свобод и интереса».[2]

Серьёзный вклад в развитие позитивистской концепции права внёс Т. Гоббс[3]. Его заслуга заключалась в том, что он стал первым, кто попробовал связать закон как регулятив общественных отношений с государством.

В других европейских странах позитивистская философия закрепилась в позитивизме законов. Её суть состояла в том, что в момент действия власти, граждане лишаются своих прав, поскольку правами начинают владеть органы государственной власти. Однако некоторые права государство может предоставить своим гражданам.

Очень ярко и всесторонне описал взаимосвязи государства, права и закона Г. Кельзен[4] в своём "Чистом учении о праве". Он позиционировал свой труд как учение о строгой и последовательной науке о праве, поскольку цель его заключается в поиске ответа на вопрос, что есть право и как оно есть, но не на вопрос, как должно быть и создаваться. Оно есть правоведение, но не политика права.

Г. Кельзен по факту исключает применение такого показателя права, как справедливость.

В своей книге «Чистое учение о праве» (2-е издание, 1960) мыслитель пишет: "Справедливость не может быть признаком, отличающим право от других принудительных порядков. Некоторый правопорядок может считаться несправедливым с точки зрения определённой нормы справедливости. Однако тот факт, что содержание действенного принудительного порядка может быть расценено как несправедливое, ещё вовсе не основание для того, чтобы не признавать этот принудительный порядок правопорядком". Такую точку зрения Г. Кельзен интерпретирует тем, что нравственные ценности не могут приниматься в качестве критериев оценки выводов позитивистской науки о праве, в силу того, что норма не является истиной или ложной. Она может носить действительный или недействительный характер.

В России философско-правовыми исследованиями серьёзно увлекался Г. Шершеневич[5], который глубоко изучал, разрабатывал и пропагандировал концепции позитивного права. Учёный работал над развитием формально-догматической трактовкой права, объясняя его посредством общеобязательного правила поведения, предписанное публичной властью. При этом сам называл это поведение обеспеченным политико-властным принуждением с целью прогрессивного развития страны и необходимостью использования концепций позитивного права. Она должна была включать в себя:

- Общую теорию права.

- Историю философии права.

- Политику права.

Стоит отметить, что существуют основания говорить, что концепции позитивного права в полной мере описывают многие признаки бытия права, интерпретируя его как продукт деятельности государственной власти. Более того, правом можно считать только то, что исходит от государства.

Говоря о происхождении права, необходимо учитывать тот факт, что имеющиеся концепции не дают возможности дать ответ на вопрос о происхождении права, причинах и источниках его развития, а также определить внутренние противоречия права как духовно-социального феномена, которые должны составлять его социальную природу происхождения и также объяснять его развитие.

Главное достоинство позитивного права состоит в том, что оно, как крупный элемент общества, в условиях цивилизации представляет собой нормативно-ценностный регулятор. Право в таком, наиболее общем, виде призвано регулировать, то есть определять, вводить в известные рамки поведение людей, складывающиеся в обществе отношения.

Можно сделать вывод о том, что истина позитивного права исчерпывается волей законодателей, мнений и позиций официально- властного установителя позитивного права. Речь идет о различии права по природе и права по человеческому установлению, справедливости и закона, философского права и позитивного права.

 

 


[1] Левчук О.В. Позитивное право, как источник правовой морали. URL: http//www.bibliofond.ru/view.aspx?id=99286

 

[2] Алексеев С.С. Теория права М-1995 с-87

[3] То́мас Гоббс. род.5 апреля 1588 года, Уилтшир, Англия — 4 декабря 1679 года,) — английский философ-материалист, один из основателей современной политической философии, теории общественного договора

[4] Ганс (Ханс) Ке́льзен 11 октября 1881, Прага — 19 апреля 1973, Оринда, штат Калифорния) — австрийско-немецкий юрист и философ, теоретик права.

[5] Габриэ́ль Фе́ликсович Шершене́вич (1 января 1863, Херсонская губерния — 31 августа [13 сентября] 1912, Москва) — русский юрист, цивилист, профессор Казанского и Московского университетов, депутат I Государственной Думы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: