Историческая живопись. Творчество Василия Ивановича Сурикова




"Лишь очень редкие художники, одаренные почти пророческой, во всяком случае, мистической способностью, могут перенестись в прошлое, орлиным взглядом разглядеть в тусклых его сумерках минувшую жизнь".

Цель: Раскрыть многогранность творчества и составить полное представление о творчестве В.И. Сурикова.

Задачи: рассмотреть произведения, отметить композиционное и колористическое мастерство художника, подчеркнуть вклад художника в развитие русской живописи

Содержание: И В.И. Суриков – великий исторический живописец. Новое понимание исторического процесса. Раскрытие активного участия народа в исторических событиях – основная идея исторических полотен Сурикова: «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меньшиков в Берёзове». Прославление героизма русского народа: «Переход Суворова через Альпы». Историческое значение творчества Сурикова.

Задание:

· Повторение предыдущей темы «Обществ передвижных художественных выставок» - основные принципы деятельности, темы творчества и др.

· Художник-ясновидец Василий Суриков

Русский художник Василий Иванович Суриков, величайший мастер, на полотнах которого оживают важнейшие события русской истории. Бенуа называл Сурикова гениальным ясновидцем прошлого: "Лишь очень редкие художники, одаренные почти пророческой, во всяком случае, мистической способностью, могут перенестись в прошлое, орлиным взглядом разглядеть в тусклых его сумерках минувшую жизнь".

 

· 24 января (12 января по старому стилю) 1848 года, в старинной красноярской казачьей семье родился русский художник Василий Иванович Суриков. Суровая сибирская природа и древние обычаи казачьего племени оказали огромное влияние на характер и творчество будущего художника. "В Сибири народ другой, чем в России: вольный, смелый, и край-то какой у нас. Сибирь западная - плоская, а за Енисеем у нас уже горы начинаются: к югу тайга, а к северу холмы, глинистые - розово-красные", - писал он.

· "И вот однажды иду я по Красной площади, кругом ни души... И вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось. Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина".
«Утро стрелецкой казни» - 1878-1881. Холст, масло. 223x383,5
https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/279-utro-streleckoy-kazni-vasiliy-ivanovich-surikov.html l

·

· «Меншиков в Берёзове» - 1883. Холст, масло. 169 х 204 см https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/2150-kartina-menshikov-v-berezove-vasiliy-ivanovich-surikov-opisanie.html

·

· «Боярыня Морозова» - 1884-1887. Холст, масло. 304х587,5 https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/1436-kartina-boyarynya-morozova-surikov.html

·

· «Взятие снежного городка» - 1891. Холст, масло. 156х282 https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/548-vzyatie-snezhnogo-gorodka-vasiliy-ivanovich-surikov.html

·

· «Покорение Сибири Ермаком» - 1895. Холст, масло. 285х599 https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/1437-kartina-pokorenie-sibiri-ermakom-surikov-1895.html

·

· «Переход Суворова через Альпы» - 1899. Холст, масло. 373х495 https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/1461-kartina-perehod-suvorova-cherez-alpy-surikov.html

 

· Записать в рабочей тетради - Биографию художника (кратко)

- Основные этапы творчества, принципы, темы и произведения (использовать приложение, выделенные фрагменты)

Самостоятельная работа: дать сравнительную характеристику идейного содержания исторических произведений И.Е.Репина и В.И. Сурикова

Картины художника вы можете посмотреть в ссылке «МУЗЕИ МИРА» https://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/808-biografiya-vasiliya-ivanovicha-surikova.html

Материал для чтения:

В развитие русской художественной школы большой вклад внёс Суриков Василий Иванович. Он родился 24 января (12 января - по старому календарю) 1848года в сибирском городе Красноярске. Родители Сурикова, отец Иван Васильевич Суриков, служивший губернским регистратором и мать Прасковья Федоровна, урожденная Торгошина принадлежали к числу потомков первых казачьих родов. Предки его по отцовской линии, возможно, пришли в эти края с Дона чуть ли не во времена Ермака. Казачье происхождение было для Сурикова предметом особой гордости – об этом говорит то, что Василий Иванович прямо называл себя русским казаком.
В 1859 году умирает отец художника, его семья оказывается в тяжелом материальном положении. Прасковья Федоровна вынуждена была сдать жильцам второй этаж своего дома, а сама не отказывалась от случайного заработка. Суриков оканчивает Красноярское уездное училище в 1861 году и поступает на службу в губернское управление - канцеляристом. К этому времени он уже решил, что станет художником. Большим везением и удачей для Сурикова явилось знакомство с Н. Гребневым, ставшим первым его наставником и учителем. Гребнёв распознал в подростке большой потенциал, и мягко, но настойчиво стал направлять его в нужное русло.
В судьбе талантливого человека принял участие и губернатор Красноярска П. Замятин, который отправил в Петербург ходатайство с просьбой зачислить Сурикова в Академию. Несмотря на то, что ходатайство было принято, в выплате стипендии Сурикову в Академии отказали. Промышленники из Сибири в те времена отличались широтой своей меценатской деятельности, не жалели денег и на культурную и на образовательную работу. Среди них был и золотопромышленник П. Кузнецов, взявшийся за обеспечение Сурикова всем необходимым на период обучения его в Академии. В конце 1868-го года Суриков с промышленным обозом Кузнецова отправился на покорение художественного мира. Дорога до Петербурга заняла два месяца.
Первым талант Сурикова заметил Николай Васильевич Гребнев — учитель рисования Красноярского уездного училища, после окончания которого Суриков отправился в Петербург. Поездку спонсировал красноярский золотопромышленник Кузнецов, он выдавал художнику стипендию до самого конца обучения. Суриков был принят в знаменитую Академию художеств лишь со второй попытки, ему пришлось немного поучиться в Обществе поощрения художеств, где он «набивал» руку рисуя гипсовые слепки, только после этого он был зачислен в Академию вольнослушателем. Полноправным учеником Академии Суриков стал уже в августе 1870 года,
После этого последовали триумфы. К сожалению и возмущению учителя Сурикова П. Чистякова, гарантирующей заграничную стажировку золотой медали, Суриков после окончании Академии не получил. Через полгода Сурикову всё-таки предложили поездку за границу, но он отказался от неё, взявшись за роспись фресок в храме Христа Спасителя в Белокаменной. "И вот однажды иду я по Красной площади, кругом ни души... И вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось. Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина".
Суриков сразу же почувствовал родное и насовсем переселился в Первопрестольную. Созданные здесь «Меньшиков в Берёзове», «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни» принесли Василию Ивановичу заслуженное признание, и место среди выдающихся живописцев той эпохи. После показа в 1881 году «Утра стрелецкой казни» Суриков стал активным участником движения передвижников, на целых 26 лет, уйдя из Товарищества лишь в 1907 году, осознав, что это движение тормозит дальнейшее развитие живописи.

В 1881 году масштабное полотно "Утро стрелецкой казни" предстало на суд публики, став сенсацией на Передвижной выставке. На картине изображена сцена казни стрельцов после их последнего бунта в 1698 году - они, в белых рубахах, с зажженными свечами в руках, обречены на смерть. Рыжебородый стрелец с ненавистью смотрит на царя Петра, окруженного сподвижниками. Эта молчаливая дуэль, в которой побеждает царь-реформатор, - настоящая трагедия народа.
В. И. Суриков, "Утро стрелецкой казни". Холст, масло. 1881 год. Оригинал картины хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Суриков - величайший мастер, на полотнах которого оживают важнейшие события русской истории. В 1883 году он пишет картину "Меншиков в Березове", которая показывает душевную борьбу и одиночество главного соратника Петра I в глухой сибирской ссылке после смерти царя. Художника упрекали в нарушении пропорции: фигура Меншикова кажется огромной по сравнению с масштабами избушки. Но таким образом Суриков показывает всю трагичность ситуации, беспомощность некогда всесильного временщика. Меншикова на картине окружают дети: Мария, которую Суриков писал со своей жены Елизаветы Августовны, сын Александр и младшая дочь Александра. Картину выкупил Павел Третьяков за огромные деньги - пять тысяч рублей, которые позволили художнику и его семье совершить долгожданную поездку в Европу.


В. И. Суриков, "Меншиков в Березове". Оригинал картины хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Суриковы проехали через Берлин, Париж, Дрезден, Кёльн, Милан, Флоренцию, Неаполь, Рим, Венецию, Помпею, останавливались, чтобы увидеть шедевры Тициана, Веронезе, Веласкеса, французских импрессионистов. Вернувшись в Москву, Суриков начал писать свой главный шедевр - "Боярыню Морозову ", которую задумал уже давно. Три года он собирал материал, долгое время никак не мог найти образ главной героини - Феодосии Морозовой, защитницы старообрядчества и ближайшей сподвижницы протопопа Аввакума. " Я на картине сперва толпу написал, а ее после. И как ни напишу ее лицо - толпа бьет. Ведь сколько времени я его искал. Все мелко было, терялось в толпе....> И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. Я с нее написал этюд в садике в два часа. И как вставил ее в картину – она всех победила". Темой картины Боярыня и народ,Суриков выбрал момент, когда ее, закованную в кандалы, но не сломленную, увозят в Пафнутьево-Боровский монастырь, где она впоследствии умерла.
В 1888 году скончалась горячо любимая жена Сурикова, Елизавета Августовна Шаре, подарившая художнику двух дочерей и бывшая для него и другом и натурщицей. Суриков с дочерьми уехал в Красноярск, где прожил до осени 1890 года и написал несколько полотен. Среди них - "Взятие снежного городка", картина на тему излюбленного сибирского зимнего развлечения, в котором сам художник участвовал, будучи ребенком. Идею художнику подал брат Александр (он изображен на картине сидящим в санях в шапке-ушанке), который, пытаясь отвлечь Сурикова от грустных мыслей, активно помогал художнику в поиске материала и подготовке инсценировки. " Я написал то, что сам много раз видел. Мне хотелось передать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни, краски ее зимы, удаль казачьей молодежи", — говорил художник. "Взятие снежного городка" Суриков показал в 1891 году в Петербурге, а в 1900 году картина получила именную медаль на международной выставке в Париже.

В. И. Суриков, "Взятие снежного городка", 1981 год. Государственный Русский музей.

Бенуа называл Сурикова гениальным ясновидцем прошлого: "Лишь очень редкие художники, одаренные почти пророческой, во всяком случае, мистической способностью, могут перенестись в прошлое, орлиным взглядом разглядеть в тусклых его сумерках минувшую жизнь". На картине "Покорение Сибири Ермаком" Суриков, как он сам говорил, "столкнул две стихии" - два громадных войска, разделенных водами Иртыша – подплывающих на стругах дружинников Ермака и вооруженную копьями и стрелами пеструю орду Чучума. Написанию этого полотна предшествовала кропотливая работа: многочисленные этюды Иртыша, изучение "Кунгурской летописи" и истории казаков, их оружия, амуниции.

В. И. Суриков, "Покорение Сибири Ермаком". Холст, масло. 1895 год. Государственный Русский музей.

Тему воинского героизма русских воинов продолжает "Переход Суворова через Альпы". Суриков работал над картиной три года, даже побывал в Швейцарии, на месте знаменитого исторического перехода, где написал этюды. "Главное в картине - движение, - https://www.hrono.ru/biograf/bio_s/surikov_vi.php говорил художник, - храбрость беззаветная - покорные слову полководца идут".

В. И. Суриков, "Переход Суворова через Альпы". 1899 год. Холст, масло. Государственный Русский музей.

Для масштабных полотен художника не хватало места, современников поражали условия, в которых работал Суриков. Например, работа над картиной "Степан Разин" была приостановлена больше чем на 20 лет из-за отсутствия мастерской. " Он задумал картину, - писала по этому поводу Т.Л.Толстая И.Е.Репину, - но она у него так разрослась, что не помещается у него в комнате, и потому он не может выполнить ее и на всю зиму обречен на портреты и этюды..."

В. И. Суриков, "Степан Разин". 1906 год. Государственный Русский музей.

В 1910 году Суриков вместе с зятем, художником Петром Кончаловским, посещает Испанию, где пишет множество эскизов и небольшие полотна. Кстати, семья Михалковых-Кончаловских - потомки Василия Сурикова.
В. И. Суриков, "Севилья" (1910 г.) из собрания Государственной Третьяковской галереи в Москве.

Последняя картина Василия Сурикова "Благовещение" осталась незавершенной, она хранится в Красноярском художественном музее им. В. С. Сурикова. Художник скончался 6 (19) марта 1916 года, похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» — над ней Репин работал 11 лет.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: