Древневосточная философия




 

Задание № 1. Йога как система упражнений появилась во II в. н.э., однако не утратила своей популярности в настоящее время. Объясните философский смысл данного учения. Чем объясняется его столь длительная популярность?

Задание № 2. Центральным понятием философии буддизма является «страдание». Можно ли говорить об излишней пессимистичности, характерной для древнеиндийской философии? (Ответ обоснуйте).

Задание № 3. Познакомьтесь с мыслями древнекитайского философа Лунь Юя. Какие ценности характерны для древнекитайского общества и его культуры? Выпишите их. Как Вы считаете, потеряли ли они свое значение сегодня?

Учитель сказал: «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться от наказаний и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится».

Цзи Кан-цзы спросил: «Как сделать народ почтительным, преданным и старательным? Учитель ответил: «Если вы будете в общении с народом строги, то народ будет почтителен. Если вы проявите сыновнюю почтительность к своим родителям и будете милостивы (к народу), то народ будет предан. Если вы будете выдвигать добродетельных людей и наставлять тех, кто не может быть добродетельным, то народ будет старательным».

Лунь Юй. Древнекитайская философия. М., 1972. С 144 – 145.

Задание № 4. Ответьте на вопросы:

1. В чем специфика древнеиндийской философии?

2. Какие основные постулаты джайнизма?

3. Почему незнание является причиной страдания?

4. Назовите четыре благородных истины буддизма. Как они взаимосвязаны?

5. Будда высказал ряд положений, имеющих философский характер:

– Все вещи обусловлены, ничего не существует само по себе;

– Все изменяется, нет ничего постоянного;

– Нет никакой перманентной субстанции, нет и Бога;

– Одна жизнь по закону Кармы творит другую жизнь, и этот процесс непрерывен.

Как данные положения связаны с четырьмя благородными истинами? Аргументируйте свой ответ.

Задание № 5. Решите упражнение

Будда отказался дать ответ на 5 вопросов (стараясь избежать защиты двух неправильных идей: о постоянстве и уничтожении):

– Вечен ли мир?

– Конечен ли мир?

– Тождественна ли душа с телом?

– Бессмертен ли познавший истину?

– Можно ли назвать его бессмертным или смертным?

Проанализируйте диалог Нагасены с Царем Милиндом и ответьте, какой принципиальный для буддизма вопрос обсуждали царь и Нагасена? Что доказал Нагасена? Какой диалектический прием использовал Нагасена в споре?

Царь: Вы говорите, что ваши братья по ордену называют вас Нагасеной? Что же такое Нагасена? Не хотите ли вы сказать, что волосы на голове – это Нагасена?

Нагасена: Я этого не говорил, великий царь.

Царь: Тогда не означает ли Нагасена ногти, зубы, кожу, мясо, жилы, жир и мозги?

Нагасена: Нет, великий царь.

Царь: Может быть это все вместе - 5 скандх: рупа (чувственные элементы); самскара (связи дхарм и их чередование), ведана (аффекты), санджня (восприятие, понимание), виджняна (самосознание) – составляют Нагасену?

Нагасена: Нет, великий царь

Царь: Может быть, все вместе и еще что-нибудь будет Нагасена?

Нагасена: Нет

Царь: Что же такое Нагасена? Это пустой звук? Кто же тогда Нагасена?

Нагасена: Царь, ты приехал на колеснице или пришел пешком?

Царь: На колеснице, уважаемый.

Нанасена: Что такое колесница? Это остов? Это колесо?

Царь: Нет, почтенный.

Нагасена: Тогда, значит, все эти части составляют колесницу?

Царь: Нет, господин.

Нагасена: Тогда, может быть, есть что-то вне их, составляющее колесницу?

Царь: Нет, почтенный.

Нагасена: Царь утверждает, что приехал на колеснице, но не может в точности сказать, что именно он утверждал?

(Цит. по: Мень А. История религий: в 7 т. Т. 3. М., 1992. С. 131-132)

Задание № 6. Решите упражнение

Проанализируйте рассуждение из «Сарва-даршана-самграха» Мадхавы. К какому течению индийской философии оно принадлежит?

«Единственное счастье человека – в достижении чувственных удовольствий. Адом же называют страдания, порожденные страхом перед шипами и другими земными горестями. Раджа, существование которого очевидно для мира, - вот кто известен как всемогущий, а не что-то потустороннее».

(Цит по: Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 2001. С.143).

 

Задание № 7. Ответьте на вопросы

1. Какие отличительные особенности китайской философии?

2. Весь мир – плод метаморфоз Дао, какие фазы проходит Дао? Как соотносятся Дао и Дэ?

3. В чем специфика китайского буддизма?

4. В чем различие понимания принципа «недеяния» в индийском и китайском буддизме.

 

Задание № 8. Решите упражнение

Проанализировав высказывание Мэн-цзы, скажите: в чем видели специфичность познания даосы, в чем состояла диалектика познавательного процесса?

«Мэн-цзы сказал: «Когда добиваешься, то приобретаешь. Когда пренебрегаешь, то теряешь. Добиваясь, в этом случае извлекаешь пользу для приобретения, ибо то, чего добиваешься, находиться внутри нас. Когда то, чего ты добиваешься, находится в соответствии с Дао, а то, что приобретаешь, находится в соответствии с предписанной тебе судьбой, тогда, добиваясь, не извлекаешь пользы для приобретения, ибо то, чего добиваешься, находится вне нас. <…> Все вещи находятся в нас. Нет большей радости, чем при самопостижении обнаружить искренность. Нет более близкого пути в достижении человеколюбия, чем действовать, стараясь быть великодушным…»

(Древнекитайская философия. Собрание текстов: в 2 т. Т. 1. М., 1972. С. 1).

 

Задание № 9. Решите упражнение

Проанализируйте ситуацию описанную в «Линь-цзи лу». Почему ученики узнав о поведении Цзин-шаня ушли от него? Каких качеств, необходимых наставнику, у него не оказалось?

«У наставника Цзин-шаня было 500 учеников, но из них мало кто решался прийти к нему на собеседование (боясь побоев). Хуан-бо велел Линь-цзи испытать его... Линь-цзи пришел в монастырь Цзин-шаня и прямо с дороги, с дорожной сумкой на плечах, вошел в зал для лекций и медитаций, где сидел сам наставник. Не успел Цзин-шань поднять голову, как Линь-цзи неожиданно закричал на него; «Хэ!» Цзин-шань в замешательстве открыл рот [не найдя что ответить]. Линь-цзи тряхнул рукавами и вышел». Узнав о поражении своего наставника, ученики ушли от него».

(Цит. по: Абаев Н.В. Чань-буддизм и культура психической деятельности в

средневековом Китае. Новосибирск,1983. С.81)

Задание № 10. Выполните тестовые задания.

1.Основателем даосизма считается…

а) Конфуций;

б) Лао Цзы;

в) Мо Цзы;

г) Мэн Цзы.

 

2. Как звали Будду до того, как он стал «пробужденным »?

а) Махавира Вардхамана Джина;

б) Тит Лукреций Кар;

в) Сидтхартха Гаутама Шакьямуни;

г) Абу-л-Валид Мухаммад ибн Рушд.

 

3. Общественный идеал Конфуция

а) государство – это семья, в которой император – отец, а подданные – его дети;

б) общественная собственность и демократическое управление;

в) возврат к «золотому веку» предков – натуральному хозяйству и отсутствию государства;

г) опора не на религию и мораль, а на практические интересы государства.

 

4. Какое из приведенных положений не может принадлежать буддизму?

а) жизнь – это страдание;

б) причина страданий – жажда жизни;

в) путь избавления от страданий – жажда жизни;

г) у страдания есть причина.

 

5. В конфуцианстве практически не разрабатывались проблемы

а) происхождения и структуры бытия;

б) отношения к традициям предков;

в) добродетели, долга, чести, благородства;

г) надлежащего управления государством.

6. Принцип сыновьей и братской добродетели в конфуцианстве связан с понятием:
а) сяо ти;
б) жень;
в) ли;
г) дэ.

7. В даосизме дао:
а) энергия:
б) мужское начало;
в) женское начало;
г) естественный путь вещей.

8. Брахма в ведизме – это:
а) мировая душа;
б) индивидуальная душа;
в) колесо жизни;
г) закон воздаяния.

9. Буддизм считает, что праведная жизнь человека завершается достижением состояния:
а) самсары;
б) кармы;
в) нирваны;
г) бодхи.

10. Локаята:
а) отвергает загробную жизнь;
б) признаёт цепь перерождений:
в) сомневается в возможности последующего возрождения;
г) не поднимает эту проблему.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: