Понятие, функции и средства профессионального общения юриста




Вопросы

1. Предмет и задача юридической психологии

2. Общая характеристика правовой психологии

3. Психология юридического труда: понятие, задачи, содержание

4. Криминальная психология: понятие, задачи, содержание

5. Правовая социализация и десоциализация личности

6. Психологическая структура личности, профессионально значимые качества юриста.

7. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве

8. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве

9. Психологическая характеристика, динамика умышленных и неосторожных преступлений

10. Типология преступных групп

11. Психология следователя и следственной деятельности

12. Выявление мотива преступления, этапы расследования преступлений, познавательно-поисковая

13. Понятие, функции и средства профессионального общения юриста

14. Психология обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего и свидетеля

15. Психология осмотра места происшествия

16. Психология обыска и выемки

17. Психология допроса и очной ставки

18. Психологические аспекты проблемы наказания, исправления и перевоспитания осуждённых

19. Психология реадаптации и ресоциализации осуждённых

 

1. Предметом юридической психологии являются психологические аспекты деятельности юридических, государственных, хозяйственных органов и общественных организаций, а также правовые аспекты образа жизни и поведения граждан и социальных групп.

Основные задачи юридической психологии: осуществление научного синтеза психологических и юридических знаний и раскрытие психолого-юридической сущности базовых правовых категорий; обеспечение всех лиц, работающих в правоохранительной системе, достоверными психолого-юридическими знаниями для максимального и четкого понимания ими объекта своей профессиональной деятельности – поведения человека; повышение профессионального и психологического развития работников юридических органов; изучение криминальной деятельности субъектов правоотношений и их психических состояний в многочисленных ситуациях правоприменения и правоохранения; разработка психологически обоснованных способов повышения эффективности решения профессиональных задач и выработка рекомендаций, направленных на улучшение правового регулирования в социуме.

 

2. Правовая психология — раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты правоотношений в системе «человек и закон». Основными проблемами этого раздела являются: психология правовой социализации личности, дефекты правовой социализации, психологические предпосылки (условия) эффективности правовых норм.

Правовая психология является также наукой, изучающей отражение в сознании людей правозначимых сторон действительности, психологических аспектов правопонимания и правотворчества. Право представляет основную форму социального регулирования, которое обеспечивает упорядоченность жизнедеятельности общества. В правовой психологии право выступает как фактор упорядочения личных интересов с общественной необходимостью, иными словами, как фактор социальной регуляции индивидуального поведения. Право также отражает особенности поведения людей в конкретном историческом периоде. В современной ситуации правовая психология рассматривает право как основное средство реализации социальной справедливости и целесообразности.

3. Сложная интеллектуальная трудовая деятельность юристов, отличающаяся целым рядом специфических особенностей и предъявляющая к личности деятеля разнообразный комплекс требований, исследована в настоящее время недостаточно, и это сказывается на решении практических вопросов в области повышения эффективности и качества труда в ряде областей (юриспруденции и др.). Весьма актуальной является разработка психологических проблем повышения эффективности деятельности правоохранительных органов.

Психология юридического труда – это психология, которая исследует психические закономерности правоохранительной деятельности и разрабатывает психологические основы профессиограммы юридических профессий; индивидуального стиля и мастерства; воспитания профессиональных навыков и умений; подбора и расстановки кадров; стиля и руководства правоохранительной деятельностью; профессиональной ориентации, профессионального отбора, профессионального воспитания и формирования личности работников правоохранительных органов; профессиональной деформации и ее предупреждения; организации рабочего места, рабочего времени.

Основная задача психологии юридического труда — вы­явление рациональных соотношений между личностью и требованиями, которые ей предъявляются профессией. В познании этих закономерностей психология труда опирается на методы, теоретические положения и экспериментальные данные различных наук общей и дифференциальной психологии, психологии труда, юридической социологии, уголовного права, процесса, криминалистики и других.

 

 

4. Криминальная психология — отрасль юридической психологии, изучающая психологию преступников, психологические механизмы совершения преступлений отдельными лицами и преступными группами, психологические аспекты вины и юридической ответственности. К задачам криминальной психологии относятся: изучение роли и соотношения социально- и индивидуально-психологических факторов в генезисе преступного поведения; изучение мотивации различных видов правонарушений, роли различных мотивов в преступном поведении; изучение особенностей психических состояний в условиях преступного деяния, психологии групповых преступлений и рецидивной преступности.

Понять любое поведение человека, в том числе и преступное, невозможно без глубокого проникновения в его психологию, без знания психологических механизмов и мотивов социально-психологических явлений и процессов. Среди основных факторов, способствующих формированию противоправной деятельности, выделяют: отклонения характера; отрицательное влияние социального окружения; педагогическую запущенность.

Психологический анализ личностных факторов, опосредующих совершение преступлений, основывается на трех типообразующих признаках: отношения личности; направленность личности; мотивационно-побудительная сфера.

 

5. Правовая социализация неотделима от личного и общественного правосознания. Чем выше уровень развития правовой психологии общества, социальной группы, отдельного коллектива, тем более высоко соответствие социально-психологических явлений представлениям о правовом обществе, тем более широко распространено правомерное поведение всех членов общества, т. е. тем более стабильно само общество.

Правосознание как показатель развития включает в себя общественное правосознание, групповое правосознание, индивидуальное правосознание, которое разветвляется на элементарный уровень и высший уровень.

Согласно осознанию правовых норм складывается модель общественного (социального) поведения, т. е. происходит правовая социализация – регулирование поведения группы лиц или индивида соответственно существующим в социуме законам. В юридической психологии позитивное социальное поведение называют правоприменительным и оно может быть правоисполнительным (потребности индивида совпадают с нормами права), правопослушным (цели и средства достижения целей совпадают с общественными требованиями) и законопослушным (потребности, интересы, стремления индивида не совпадают с общественными требованиями, но индивид вынужденно соблюдает нормы права). Негативное социальное поведение выражается в нарушении норм права. Степень нарушения зависит от уровня правовой просвещенности личности.

Правовая социализация личности начинается с момента рождения человека и напрямую зависит от воспитания. Чем выше моральные и правовые основы, заложенные воспитанием, тем правильнее происходит социализация личности, а нормы права становятся для индивида непререкаемым авторитетом.

Правовая десоциализация - этоутрата индивидом по каким-либо причинам социального опыта, отражающаяся на его жизнедеятельности и возможности самореализации в социальной среде

Причины могут быть самые различные: длительная болезнь в следствии травмы(к примеру человек во время исполнения им служебных обязанностей получил травму), отпуск, психическое расстройство, изоляция и т.д.

 

 

6. Структура личности - совокупность социально-психологических характеристик личности, которые дают личности возможность занимать в обществе определенное место и играть в нем определенную социальную роль. Структура личности зависит от особенностей происходящих в организме психических процессов, врожденных или приобретенных в процессе взаимодействия с внешней средой свойств и состояний. Психические свойства формируют поведение личности, профессиональные навыки, способ разрешения конфликтных ситуаций. Среди психических свойств личности принято выделять направленность, темперамент, характер и способности.

Личные качества юриста, т. е. необходимые и общие для всех направлений деятельности юристов являются: владение специфическим профессиональным подходом как состоянием подготовленности к юридической профессиональной деятельности в отрасли права; освоение стилей и методов работы с разнообразными документами (источники информации); осуществление эффективных межличностных коммуникаций; умение делать постановку, осознание и решать возникающие правовые задачи; а также умение оценить и реализовать результаты своей деятельности как юриста.

Важные качества юриста - это готовность своевременно и правильно реагировать на запросы окружающего общества, владение разными методиками и приемами юридической работы с постоянно меняющимися законами, разной документацией, публикациями в прессе и литературой. Юрист должен уметь доходчиво разговаривать с клиентами, вести переговоры, выслушивать оппонентов, участвовать в обсуждении юридических проблем. Юрист должен определить свое место в социальной жизни, управлении и экономике, обнаруживать проблемы, требующие его вмешательства. Юрист-профессионал должен иметь качества юриста: умение формулировать приемлемые решения, соответствующие закону, находить формы выражения решений и реализовать его на практике.

7. В гражданском процессе одним из источников доказательств является заключение эксперта. Решение гражданских дел по существу в ряде случаев невозможно без судебно-психологической экспертизы.

К компетенции судебно-психологической экспертизы в гражданском судопроизводстве относятся: установление степени понимания подэкспертным лицом содержания заключенных им сделок, способности принимать осознанные решения; выявление у дееспособного субъекта непатологических психич. аномалий, препятствующих адекватному отражению действительности; установление психол. совместимости супругов, возможности снятия эпизодических конфликтов; установление способностей свидетеля правильно воспринимать имеющие значение для дела события и давать о них правильные показания.

Выделяются следующие группы гражданских дел, при рассмотрении которых возможна судебно-психологическая экспертиза: дела о признании недействительными сделок, заключение которых связано с пороками воли; дела по спорам о праве на воспитание детей и другим делам, связанным с личными семейными отношениями; дела о причинении вреда гражданином, не способным понимать значения своих действий или руководить ими, о возмещении вреда при решении вопроса о грубой или простой неосторожности.

Если участниками указанных категорий дел являются несовершеннолетние (в случае их самостоятельного участия в процессе) и лица с сенсорными нарушениями, назначение судебно-психол. экспертизы обязательно. Для определения психич. состояния лиц с соматическими заболеваниями может быть назначена комплексная судебная медико-психол. экспертиза. Судебно-психол. экспертиза назначается постановлением судьи, мотивированным определением суда, в котором указываются лицо, подлежащее экспертному обследованию, его процесс. статус, кратко описываются обстоятельства дела, мотивируется необходимость назначения судебно-психол. экспертизы, указываются намеченные эксперты, место их работы и вопросы, поставленные на их нарушение.

 

 

8. В отдельных случаях при расследовании преступлений и судебном разбирательстве по уголовным делам возникают вопросы, для решения которых недостаточно профессиональных знаний следователя, судьи, требуются специальные познания в области психологии. Это относится к исследованию особенностей психической деятельности свидетелей, потерпевших, подозреваемых, их эмоциональных реакций, психических свойств, состояний.

Объектом исследования судебно-психологической экспертизы выступают психические проявления человека, не выходящие за пределы нормы.

К компетенции судебно-психологической экспертизы относится вопросы, среди которых часто встречаются следующие: 1) способность свидетелей, потерпевших, подозреваемых с учетом их индивидуально-психологических и возрастных особенностей, состояния умственного развития правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания; 2) способность потерпевших по половым преступлениям пра­вильно воспринимать характер и значение совершенных с ними действий; 3) способность несовершеннолетних обвиняемых, страдающих умственной отсталостью, не связанной с психическими заболеваниями, полностью сознавать значение своих действий и руководить ими; 4) наличие или отсутствие у субъекта в момент совершения противоправных действий состояния физиологического аффекта; 5) возможность возникновения различных психич. волнений, препятствующих нормальному осуществлению профессиональных функций; 6) наличие или отсутствие у лица в период, предшествовавший смерти, психического состояния, предрасполагающего к самоубийству.

 

9. Процесс формирования и проявления преступного поведения субъекта можно разделить на два основных этапа.

I этап - мотивационный, на данном этапе у субъекта под воздействием возникшей потребности формируется весьма активное потребностное состояние, которое может затем перейти в мотив противоправного поведения, особенно в тех случаях, когда возникшая потребность не может быть реализована законным способом. На данном этапе нередко происходит борьба мотивов.

II этап - реализации решения: совершаются противоправные действия и, как следствие этого, достигается преступный результат, который может и не совпадать с ранее намеченной целью.

Особой разновидностью криминальной ситуации может быть ситуация, когда от противоправных действий возникает побочный результат, который вообще не допускался целью. Такие противоправные действия могут носить и неосторожный характер.

Поведение человека перед совершением преступления по неосторожности характеризуется тем, что субъект нередко находится под воздействием противоречий между требованиями ситуации, предписывающей ему поступать определенным образом, и его намерениями, частично или полностью не совпадающими с этими требованиями, его легкомысленным стремлением во что бы не стало добиться поставленной цели. Неосторожное совершение преступления законодателем связывается с легкомыслием, с отсутствием необходимой внимательности и предусмотрительности у субъекта.

 

10. Типология традиционных преступных групп: А. Простая организованная группа- относительно примитивная форма объединения преступников в группы численностью в среднем 2-4 человека; Б. Структурная (сложная) организованная группа- по сравнению с предыдущей группой отличается большей устойчивостью, иерархичностью, соблюдением принципа единоначалия. Численный состав таких групп - 5-10 и более человек; В. Организованная преступная группировка- это уже многочисленное преступное образование, объединяющее в своих рядах десятки и даже сотни лиц, активно занимающихся преступной деятельностью.

Существует ряд разновидностей организованных преступных группировок, которые различаются по связям, преступной субкультуре, иерархии, способам деятельности, национальным особенностям и т. д. Наиболее ярко среди них выделяются:

" Команда"("бригада ") - своеобразная форма функционирования организованных преступных образований, в основе которой лежит объединение по территориальному признаку (по месту жительства) выросших вместе ребят, знающих друг друга с детства; " Община "- преступное образование, состоящее в своей основе из этнически однородных участников. В структурных взаимосвязях "общин" в качестве цементирующего звена выступает национальный родовой признак, основанный на вековых традициях безоговорочного признания авторитета старшего (сходный со структурой сицилийской преступности, также сформировавшейся на базе патриархальной семьи); Бандитское формирование (образование)- такая форма организованной преступности, которая предполагает создание вооруженной группы.

По степени преступной направленности выделяют три категории банд: 1). Классическая банда (шайка в дореволюционной России). Традиционными преступления банды являются: нападения на банки, сберкассы, инкассаторов, нападения на прииски, музеи, квартиры. Преступления совершаются путем открытого вооруженного нападения с целью завладения деньгами и другими ценностями и зачастую сопровождаются убийствами и нанесением потерпевшим телесных повреждений. 2). Специализированная банда. Особенностью данного вида банд является то, что они практикуются на совершении одного, максимум, двух видов преступлений, чаще всего это нападения на банки, инкассаторов, магазины. 3)" Заказники ". Банды, которые совершают преступления по "заказу", существовали, по-видимому, всегда, однако особенное распространение они получили в постперестроечное время в связи с развитием рыночных, а значит и конкурентных отношений среди криминальной части предпринимателей. Возникла необходимость в оказании силового давления на конкурентов, причинении им имущественного и иного вреда, вплоть до физического уничтожения.

Преступная организация (сообщество)- устойчивое, сложное, иерархическое криминальное образование. Преступные организации имеют пять основных признаков, совокупность которых позволяет отграничить их от прочих организованных формирований. К ним относятся:· наличие материальной базы; · коллегиальная форма руководства; · устав в виде неформальных норм поведения, традиций и законов, санкций за их нарушение; · функционально-иерархическая система;· информационная база.

Мафия –это тайная преступная организация, включенная в систему организованной преступности. Мафия имеет коррумпированные связи и свой ролевой статус в преступной среде или теневой экономике. Как преступная организацияона может быть универсальной заниматься любым видом криминального бизнеса - от вымогательства, перевозки наркотиков до крупных хищений, террористических актов и диверсий. Но могут заниматься профессионально только одним видом криминального бизнеса.

Кооперация профессиональных преступных лидеров ("воров в законе")- особая форма объединения, не имеющая аналогов в мировой криминалистической практике. Она имеет все признаки преступной организации. Это своеобразная каста профессиональных преступников - лидеров. В иерархии организованных сообществ кооперация "воров в законе" является самой гибкой и в то же время устойчивой и находится на ее верхней ступени. Сейчас это объединение стало приобретать некоторые политические оттенки.

11. Следователь должен хорошо знать людей на обслуживаемой территории, особенно склонных к правонарушениям. Инспектор милиции, занятый борьбой с хищениями ценностей, собственности, должен иметь не только теоретическое знание об уловках расхитителей вообще, но досконально разобраться в неповторимой и конкретной обстановке, скажем, на «вот этом» мясокомбинате и знать, как и кем могут создаваться неучтенные излишки продукции и т.п. А в области социальных явлений проявление общих закономерностей в отдельных казусах не столь однозначно. Поэтому руководствоваться огульными принципами и правилами типа «А! Знаем мы вас», строго говоря нельзя. Применение «общенаучных», «общетехнических» стереотипов мышления к явлениям вы обществе кроме вреда ничего принести не может.

Среди требований к качеству исполнительно-двигательных проявлений на первом месте требования не только к письменной, но и к устной речи – ее четкости, раздельности, удобному для слушателя темпу, связности и, кончено, ясности, понятности содержания высказываний, реплик. Это не так просто – чтобы быть правильно понятым, надо сначала мало-мальски понять, как вас могут понять. У разных людей в сознании и подсознании существуют разные предпосылки тех или иных утверждений, вопросов; и их надо предвидеть.

Требуется и очень важна способность сопереживать другому человеку. Важная особенность эмоционального склада личности сводится к способности заново, вновь и новь переживать те события, о которых не в первый уже раз ведется речь,

И передавать слушателям свое отношение к ним. А педагогические функции приходится выполнять практически любому хорошему, опытному следователю.

Важна наблюдательность именно по отношению к поведению, проявлениям душевной деятельности человека, отзывчивость, доброжелательность, готовность бескорыстно прийти на помощь другому существу, искренняя и деятельная обеспокоенность судьбами людей, терпения и снисходительность к различным нестандартным проявлениям поведения, внешнего облика, образа мыслей.

12. В процессе расследования при установлении мотивов и целей преступного деяния следует исходить из психологических основоположений: 1) поведение человека реализуется в форме простых и сложных действий, имеющих различную структурную организацию; развернутая осознанная мотивация присуща лишь сложным действиям; только заранее продуманные сложные действия регулируются мотивами – понятийно осознанным обоснованием личностного смысла действия; вербальное выражение мотива, как правило, свернуто; мотивировка) может быть не адекватной, а в ряде случаев приобретает личностно-защитный характер; 2) мотивация – побуждения к конкретному действию – имеет сложную системную организацию; 3)ситуативные действия человека часто стереотипизированы – осуществляются на уровне подсознательной готовности к определенным действиям в определенных ситуациях, что является показателем уровня личностного освоения данного поведенческого акта.

Мотивационная сфера преступника связана с предпочитаемыми целями, способами и средствами совершения преступления; мотивы, цели, способы, средства, результат преступления и действия по его фальсификации – показатель индивидуально своеобразного образа поведения преступника.

Познавательно-поисковая деятельность подразделена на две части: до возбуждения уголовного дела (проверочные действия в связи с поступившими заявлениями); осуществление следственных действий после возбуждения уголовного дела.

Весь процесс расследования преступлений подразделяется на: подготовительный, первоначальный, основной и заключительный. Все этапы составляют общую структуру следственной деятельности, состоящую из взаимосвязанных отдельных звеньев.

На каждом этапе расследования решаются свои задачи, осуществляются свои познавательно поисковые циклы.

Понятие, функции и средства профессионального общения юриста

Общение - тонкий, многоплановый процесс установления и развития межличностных контактов, обусловленный совместной жизнью, деятельностью людей, их отношениями, которые складываются по самым различным поводам.

Профессиональное общение юриста обладает рядом особенностей, относящихся ко всем направлениям их деятельности. Среди них: специфичность поводов для вступления в общение; наличие множественности целей в каждом акте общения; конфликтный характер общения; формализация общения; специфика психических состояний участников общения; особое значение психологического контакта.

(средства) Юрист для эффективного управления общением должен:– уметь организовать общение; – уметь анализировать цели и задачи процесса общения, его предмет и повод; – владеть навыками и приемами делового общения, знать и использовать его тактику и стратегию; – знать речевой этикет и уметь им пользоваться; – уметь вести беседу, собеседование, деловой разговор, спор, полемику, дискуссию, диалог, дебаты, прения, диспут, «круглый стол», деловое совещание, переговоры; – иметь навык доказывать, опровергать, критиковать, убеждать, достигать соглашений, компромиссов, делать оценки, предложения; – владеть техникой речи, риторическими фигурами и приемами, уметь правильно строить речь и другие публичные выступления; – знать служебный этикет и уметь его использовать; – уметь с помощью «слова» осуществлять психотерапию общения, снимать стресс и недоверие собеседника, корректировать его оценки, поведение и отношение к событиям и заявлениям; – уметь анализировать коммуникативные конфликты, диагностировать их, направлять их развитие в нужное русло; – знать уловки, секреты и приемы общения, которые считаются нелояльными, уметь им противостоять; – знать основы логики, теории и практики аргументации, уметь использовать их для ведения делового общения.

Юристу необходимо знать, что общение имеет свои закономерности. Общение как разновидность юридической деятельности включает в себя ряд этапов: Прогнозирование общения и формирование модели партнера; Создание внешних условий, облегчающих установление контакта; Проявление внешних коммуникативных свойств в начале зрительного контакта; Оценка психического состояния, отношения партнера к начавшемуся общению; Устранение помех в общении; Стимулирование интереса к продолжению общения.

 

14. Психология обвиняемого (подозреваемого). Основанием для привлечения лица к уголовной ответственности служит наличие достаточных доказательств для обвинения. В психологическом плане важно, чтобы разъяснение сущности обвинения и процессуальных прав обвиняемого было сделано простым, доступным языком. Необходимо получить ответы на все заданные обвиняемому вопросы и получить его подтверждение о том, что он понимает предъявленное ему обвинение.

Особенности психического состояния обвиняемого (подозреваемого) в значительной мере определяются его отношением к событию преступления и правосудию. Существенное значение имеют социально-ценностные личностные позиции, а также рефлексия обвиняемым (подозреваемым) степени доказанности преступления, состояния его расследования.

Преступники уходят от признания своей виновности, внутренне не осуждают себя. Их самооценки отличаются низкой самокритичностью, неадекватностью. Формируя механизм психологической защиты преступники становятся мало­чувствительными к информации, противоречащей их лич­ностным установкам (механизм психологического вытесне­ния), изыскивают доводы для оправдания своего поведе­ния (механизм самооправдательной рационализации), все­возможные личностно утверждающие компенсации, гипертрофируют личностно-положительные самооценки. Не возникает, как правило, чувства вины. Но преступник, сохраняя ценность своего Я-образа, остается в силу этого чувствительным в отношении собственной системы ценностей, тех своих качеств, которые он ценит. Уличение в бесчестности его может не волновать, а уличение в трусости, малодушии, предательстве — глубоко оскорбить. Личность обвиняемых, как правило, противоречива — одни их оценки, оправдательные, направлены на себя, другие, обвинительные,— на окружающих лиц.

Психология потерпевшего. Показания многих потерпевших перенасыщены оценочными элементами, тогда как доказательственное значение имеют только фактические сведения.Психические состояния потерпевшего (особенно при совершении над ним насильственных действий) следует отнести к экстремальным психическим состояниям (стресс, аффект, фрустрация), вызывающим существенные сдвиги в его отражательно-регуляционной сфере.

В конфликтных ситуациях сужается сознание потерпевшего, ограничиваются его адаптивные возможности. Иррадиация возбуждения приводит к генерализованным (чрезмерно расширенным) обобщениям, сдвигам во взаимодействии сигнальных систем. Травмирующее воздействие событий приводит к преувеличению потерпевшими временных интервалов (иногда в 2—3 раза).

Грубые физические воздействия, являясь сверхсильными раздражителями, вызывают нарушение психичес­кой деятельности. Возникает сложный устойчивый нервно-эмоциональный комплекс со сложными взаимодействиями чувства стыда, обиды, унижения, мести, а иногда и агрессивности. У потерпевших от полового насилия возникает чувство депрессии, апатии, обреченности, усугубляющееся представлениями о возможной беременности и заражении венерическими заболеваниями. Нередко показания этой категории потерпевших умышленно искажаются с целью сокрытия неблаговидных поступков.

Для многих потерпевших характерно состояние повышенного уровня тревожности и как следствие этого — дестабилизация личной психической активности, нарушенность социальной адаптированности, адекватности поведения. Повторное обращение к аффектогенным обстоятельствам может вызвать напряженное психическое состояние, непроизвольный уход от психотравмирующих обстоятельств.

Психология свидетелей. Направленность восприятия события и его содержание определяются оценочной позицией воспринимающего лица, уровнем его психического, интеллектуального и нравственного развития.

15. Место происшествия – важнейший источник информации о психологических особенностях личности преступника. В действиях преступника на месте происшествия проявляются особенности его психических процессов (восприятия, памяти, мышления), психическое состояние при совершении преступления, различные психические свойства его личности: темперамент, характер, способности, навыки, умения, установки, особенности мотивации.

Наиболее наглядно в обстановке места происшествия отражаются потребности преступника, направленность его личности на их удовлетворение, мотивы, побудившие его совершить преступление.

Довольно наглядно проявляются в способах совершения и сокрытия преступления навыки, способности, психомоторика, интеллект преступника, т. е. тот индивидуальный стиль деятельности, основанный на типологических свойствах нервной системы, который позволяет судить о привычках, занятиях, профессиональной принадлежности разыскиваемого субъекта.

Поскольку преступления совершаются в условиях воздействия Связь преступника с местом происшествия имеет далеко не однозначный характер. Не только преступник видоизменяет обстановку на месте происшествия, но и сами обстоятельства преступления (в том числе и место преступления) в последующем длительное время влияют на его психику, оказывая сильное воздействие на сознание и поведение, нарушая адекватные формы реагирования на различные, порой даже нейтральные раздражители, вызывая в сознании стойкие очаги возбуждения, своеобразные аффективно окрашенные комплексы, которые нарушают привычное течение психических процессов, поведение человека.

Периодически возникающие воспоминания, связанные с совершенным преступлением, с тем, что ему сопутствовало, нередко вызывают так называемые вторичные (следовые) аффекты. Эти следы нарушают ассоциативные связи, физиологические процессы, координацию действий, двигательные реакции, что отражается на материальных объектах места происшествия и на поведении самого преступника.

Совершая преступление, преступники нередко прибегают к инсценировкам на месте происшествия, чтобы направить следователя по ложному пути.

Особенности психической деятельности следователя при осмотре места происшествия. Осмотр места происшествия представляет собой особую разновидность познавательной деятельности следователя, которая протекает в сложных условиях воздействия на психику, дефицита информации, неопределенности следственной ситуации, непривычности обстановки, воздействия отрицательных раздражителей, отвлекающих его внимание.

16. Обыск — следственное действие по отысканию и принудительному изъятию скрываемых предметов и документов, имеющих доказательственное значение для раскрытия преступления. Основной психологической особенностью данного следственного действия являются отыскание скрываемых объектов, совершение действий, принудительных по отношению к обыскиваемому лицу. Принудительный характер обыска, поисковые трудности, дефицит времени обусловливают повышенное психическое напряжение участников обыска, особую психологизированность данного следственного действия.

В психической деятельности обыскиваемого интенсивно функционируют защитные механизмы. Обыскиваемый может проявлять общительность и замкнутость, сдержанность и показную откровенность, высокомерие и агрессивность, но во всех случаях он находится под давлением определенных персевирующих (навязчивых) образов.

Скрываемое жизненно значимое событие, страх перед изобличением, возможностью ареста, суда, конфискации имущества создают в сознании обыскиваемого «очаг аффектации», функционально пере­страивающий всю психическую деятельность обыскиваемого лица, дезорганизующий его психическую деятельность. Спонтанно формируются защитные механизмы.

В проведении обыска выделяются четыре стадии: подготовительная, обзорная, детальная и заключительная.

При обыске следует учитывать пол и возраст обыскиваемых лиц, их преступный опыт. Действия, требующие специальных навыков, выполняют специалисты. Следователь должен проявлять полную уверенность в успешном осуществлении обыска, максимально сосредоточиться, иметь высокий уровень работоспособности.

При обыске следователь должен проявлять рефлексивность мышле­ния — учитывать возможные рассуждения и действия прячущего лица. В ряде случаев прячущий рассчитывает на отталкивающий эффект мест сокрытия.

При обыске следует учитывать и профессиональные предметные доминанты прячущего (книги — у научного работника, деревянные предметы — у столяра, кирпичная стена — у каменщика, приусадебный участок — у лица, постоянно работающего на нем, и т. п.). Следует обращать особое внимание и на предметы увлечения обыскиваемого (музыкальный инструмент, шахматная доска, швейная машина и т. п.).

Выемка — изъятие у отдельных граждан, а также предприятий, учреждений и организаций заранее известных документов и предметов, имеющих значение для уголовного дела.

Основной психологический фактор выемки — психическое воздействие на подозреваемого и обвиняемого, так как им становится известно, какие изобличающие их документы поступают в распоряжение следователя. Результаты выемки влияют на всю тактику предварительного следствия.

В психологическом аспекте выемка по сравнению с обыском в меньшей мере носит поисковый характер.

Иную психологическую окраску имеет и возможная при производстве выемки конфликтная ситуация. В случае если подлежащие изъятию объекты добровольно не выдаются, следователю нужно приложить уси



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: