Социальная установка. Предрассудок как вид социальной установки




Социальная установка — одна из основных категорий социальной психологии. Важность введения этой категории в терминологический аппарат социальной психологии связана со стремлением к универсальному объяснению всего социального- поведения человека: как он воспринимает окружающую его действительность, почему он так, а не иначе, поступает в конкретных ситуациях, каким мотивом руководствуется при выборе способа действия и т. д. Другими словами, социальная установка связана с целым рядом психологических особенностей личности, таких как восприятие и оценка ситуации, мотивация, принятие решений и поведение.

Понятие социальной установки было введено в научный контекст У. Томасом и Ф. Знанецким в 1918 году. С точки зрения ученых, социальная установка — это «психологическое переживание индивидом значения или ценности социального объекта». Социальная установка функционирует одновременно как элемент психологической структуры личности и как элемент социальной структуры, поскольку содержание психологического переживания определяется внешними, ло­кализованными в социуме объектами. В современной социальной психологии чаще пользуются определением социальной установки, которое было дано Г. Олпортом (1924): «...Социальная установка — это состояние психологической готовности личности вести себя определенным об­разом в отношении объекта, детерминированное ее прошлым опытом».

Для сглаживания противоречий и расхождений в определениях социальной установки М. Смит (1942) предложил различать в ее структуре три компонента: когнитивный, аффективный и поведенческий. Когнитивный компонент обнаруживается в виде мнений, утверждений относительно объекта установки; аффективный компонент проявляется как отношение к объекту, выраженное на языке непосредственных переживаний и чувств, которые он вызывает; поведенческий компонент отражает готовность индивида реализовать определенное поведение по отношению к объекту.

Социальная установка формируется па основе собственного жизненного опыта индивида и опыта, получаемого от других людей. Главным путем передачи установок является словесная (вербальная) форма.

Изначально изучение социальных установок шло по пути рассмотрев пия проблемы адаптации, что впоследствии нашло выражение в выделении функций социальной установки.

1. Инструментальная (адаптивная) функция выражает приспособительные тенденции поведения
человека, способствует увеличению вознаграждения и уменьшению потери. Сощтальная установка
направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей. Кроме того.
социальная установка помогает человеку оценить, как другие люди относятся к социальному
объекту. Поддержка определенных социальных установок дает возможность человеку заслужить
одобрение и быть принятым другими людьми, поскольку их скорее привлекает тот. у кого
установки сходны с их собственными.

2. Эгозащитная функция социальной установки способствует разрешению внутренних
, конфликтов личности, защищает людей от неприятной информации о самих себе или о значимых

для них социальных объектах. Люди часто действуют и думают таким образом, чтобы оградить себя от неприятной информации. Например, чтобы повысить свою собственную значимость или значимость своей группы, человек часто прибегает к формированию негативной установки по отношению к членам аутгруппы.

3. Функция выражения ценностей (или функция самореализации). Социальная установка дает
человеку возможность выразить то, что важно для него, и позволяет организовать свое поведение
соответствующим образом. Осуществляя определенные действия в соответствии со своими
установками, человек реализует себя в отношении к социальным объектам, социальные установки
помогают человеку самоопределиться и понять, что он собой представляет.

4. Функция организации знаний основана на стремлении человека к смысловому упорядочиванию окружающего мира. С помощью установок существует возможность оценки поступающей из внешнего мира информации и соотнесения ее с существующими у человека мотивами, целями, ценностями и интересами. Установка упрощает задачу изучения новой информации. В течение длительного времени изучения социальных установок не возникало сомнений в том. что знание социальной установки полезно потому, что позволяет прогнозировать поведение. Однако в знаменитом эксперименте Р. Лапьера и ряде других исследований было показано, что между


социальной установкой, выраженной вербально, и реальным поведением человека может существовать расхождение.

Отечественным ученым В. А. Ядовым была разработана диспозиционная концепция регуляции социального поведения личности, которая позволила объяснить факты рассогласования между социальными установками и реальным поведением личности. Согласно концепции В. А. Ядова, существует четыре уровня диспозиций (социальных регуляторов поведения): 1) первый уровень — элементарные фиксированные установки — отвечает за регуляцию поведенческих актов — непосредственных реакций субъекта на актуальную предметную ситуацию; 2) второй уровень — социальные установки — регулирует поступки личности; 3) третий уровень — базовые социальные установки — регулирует уже некоторые системы поступков, составляющие поведение в различных сферах жизнедеятельности; 4) четвертый уровень — ценностные ориентации — регулирует целостность поведения, или собственно деятельность личности. Основная идея, лежащая в основе данной концепции, заключается в том, что человек обладает сложной системой различных диспозицион-ных образований, которые регулируют его поведение и деятельность. При этом в каждой конкретной ситуации и в зависимости от цели ведущая роль принадлежит определенному диспозиционному образованию, в то время как остальные диспозиции являются латентными.

В социально-психологической литературе часто обсуждается информация о видах социальных установок. В особый вид выделяется установка, называемая перцептивной. Перцептивная установка характеризует предрасположенность человека к определенной интерпретации воспри­нимаемых элементов действительности. Стереотип и предрассудок (предубеждение) рассматриваются как разновидности перцептивных установок. От обычной социальной установки стереотипы и предрассудки

отличаются, прежде всего содержанием своего когнитивного компонента. Стереотип — это социальная установка с застывшим, нередко обедненным содержанием когнитивного компонента. Предрассудок — это социальная установка с искаженным содержанием ее когнитивного компонента, вследствие чего человек воспринимает некоторые социальные объекты в неадекватном виде.

Когда говорят о стереотипном мышлении, имеется в виду ограниченность, упрощенность и поверхностность представлений человека о те» или иных объектах действительности. Стереотипы полезны и необходимы как форма экономии мышления и действий в отношении достаточно простых и стабильных объектов и ситуаций. Там же, где объект требует творческого осмысления или изменился, а представления о нем оста*' лись прежними, стереотип становится тормозом в процессах взаимодействия личности с действительностью.

Когда говорят о предрассудке или предубеждении, то подразумевается, что речь идет о пристрастной негативной социальной установке, т.е. о негативном отношении к членам определенной социальной группы или к этой группе в целом. С когнитивным компонентом предубеждения часто связан сильный, т. е. эмоционально насыщенный аффективный компонент. В результате предрассудок обусловливает не только искаженное восприятие социальных объектов, но и неадекватные действия по отношению к ним. К числу наиболее известных предрассудков относятся:

• предубеждения по отношению к этническим и расовым группам (расизм);

• предубеждения по отношению к людям определенного пола (сексизм);

• предубеждения по отношению к людям определенного возраста (эй-джизм);

• предубеждения по отношению к людям нетрадиционной сексуальной ориентации (гомофобия). Точкой отсчета для современных исследований предубеждений, HN происхождения и методов ослабления является выход в 1954 году книги американского психолога Г. Олпорта «Природа предубеждения» |. Г. Олпорт рассматривал предубеждение как антипатию, основанную па искаженных и неверных обобщениях. Антипатия может проявляться в «нехороших мыслях» о других людях — членах определенных групп, в чувствах нелюбви, презрения, отвращения, а также в дискриминационных и даже насильственных действиях против них.

За пятьдесят прошедших после выхода книги Г. Олпорта лет проведено много эмпирических исследований предубеждений, но и в наши дни

психологи обычно выделяют три их компонента, соответствующие трем компонентам других социальных установок:

• когнитивный — безосновательно враждебные представления о социальной группе;

• аффективный — ненависть, отвращение, чувство брезгливости;


· поведенческий — негативное поведение, направленное на членов социальном группы из-за членства в ней.

Предрассудок может нести и позитивную оценку объекта, быть не «против чего-то», а «в пользу чего-то» — предрассудком любви, например, к собственной группе. Но предубеждение «в пользу чего-либо» скорее можно определить как пристрастную позитивную социальную установку. При исследовании предубеждений наиболее важным является вопрос о причинах их возникновения. В работе Т. Г. Стефанеико систематизированы причины возникновения предубеждений, выделенные представителями разных психологических школ. Первая причина связана с индивидуальными различиями, другими словами, есть люди, предрасположенные к проявлению предубеждений в отношении других людей и групп. По мнению Т. Адорно и его коллег, истоки негативного Отношения к чужим группам у людей определенного психологического типа кроются в условиях их ранней социализации. У человека, воспитанного в семье, где царят жестоко регламентированные отношения и он ощущает крайнюю зависимость от родителей, часть агрессивности выплескивается на чужие группы.

Второй источник предубеждений — конкуренция между группами за ограниченные ресурсы, власть и статус, т. е. реальный конфликт интересов.

Третьим источником предубеждений может оказаться осознание индивидом своей принадлежности к группе, т. е. социальная идентичность. Предубеждение по отношению к другим группам возникает вследствие процессов (социальной категоризации, дифференциации, сравнения II оценки), направленных на достижение позитивного отличия своей группы от другой группы.

Четвертый источник предубеждений — социальное научение. Предполагается, что предрассудки детей есть отражение установок их родителей, друзей и других людей.

Пятым источником предубеждений является восприятие угрозы со стороны чужой группы. К предубеждениям может привести восприятие угрозы вне зависимости от того, реальна она или нет.

Хотя разные исследователи выделяют различные причины появления предрассудков, следует отметить, что для предубеждений характерна множественная причинность, а при их анализе необходимо учитывать

не только психологические, но и исторические, культурные, экономические факторы. Согласно теории Г. Олпорта, поведенческий компонент предубеждения включает в себя пять форм, или стадий. Самая слабая форма проявления предубеждения — вербальное выражение антипатии (неприязненные высказывания, оскорбления). Более интенсивная форма проявления предубеждения ведет к избеганию нелюбимой группы. На следующей ступени предубежденный человек предпринимает активные действия, стремясь к дискриминации членов такой группы — исключения их из некоторых сфер деятельности, лишения возможности обучения, определенных мест проживания и т. д. Агрессивные предубеждения следующего уровня проявляются в актах насилия — физических нападениях на членов определенной группы, осквернении их кладбищ и др. И наконец, крайняя форма предубеждений — истребление «чужих» (линчевания, погромы, гитлеровская программа геноцида)].

Следует помнить, что действия каждого уровня предубеждений облегчают переход к уровню более интенсивному.

Как измерить предрассудки? Специалисты в области социальных наук выделяют такие методы изучения социальных установок, как'опросные методы, проективные методы, эксперименты., Среди основных опросных методов классическими являются следующие: шкала равных интервалов Л. Терстоуиа, шкала суммарных оценок Р. Лайкерта, шкало-граммный анализ Л. Гуттмана, семантический дифференциал Ч. Осгуда, шкала социальной дистанции Э. Богардуса. Для ослабления предрассудков социальные психологи используют следующие механизмы:

• осознание и признание предрассудков;

контакт между группами, обладающими равным статусом и преследующими общие цели (гипотеза контакта);

• специальный метод кооперативного обучения (мозаичный метод)


Контрольные вопросы

1. Что такое социальная установка?

2. Назовите основные компоненты социальной установки.

3. Перечислите функции социальной установки.

4. Каким образом соотносятся социальная установка и реальное поведение?

5. Предрассудок — это позитивное или негативное явление?

6. Какие виды предрассудков вы знаете?

7. Перечислите пять стадий поведенческого компонента предрассудка.

8. Какие существуют методы измерения предрассудков?

Вопросы для вывода

Каковы причины нежелания ехать с человеком в одном купе? Какие чувства вы испытываете к этим людям (аффективный компонент установки)? Когда нами руководит страх, когда — брезгливость, когда — неприязнь? Насколько они в каждом случае обоснованы?

Можем ли мы что-то сделать с нашими чувствами в таких случаях? Может ли кто-нибудь не захотеть ехать в одном купе с вами? А если дело происходит в другой стране?

• Как мы поступаем, когда оказываемся в одном купе с нежелательным человеком?

• Виноваты ли те, с кем мы не хотим ехать?

Что они почувствуют, если увидят наше недовольство? Как лучше всего поступать в таких случаях?

Список пассажиров

цыганка;

явный гомосексуал;

скинхед;

ВИЧ-инфицированный молодой человек;

неаккуратно одетая женщина с маленьким ребенком;

кавказец-мусульманин;

человек из деревни с большим мешком;

африканский студент;

подросток, похожий на наркомана;

бывший заключенный;

таджик в национальной одежде;

милиционер;

инвалид со складной коляской;

кришнаит;

китаец, который ест странно пахнущую еду;

панк;

человек, говорящий на непонятном языке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: