Изучение почерка пациента(графологический).




МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – ЭТО ОТРАСЛЬ ПСИХОЛОГИИ, ИЗУЧЮЩАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫГИГИЕНЫ, ПРОФИЛАКТИКИ, ЛЕЧЕНИЯ, РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ. (определение).

Предметом изучения медицинской психологии являются: личность больного человека, личность медицинского работника и взаимоотношения между ними. Психологическое состояние человека имеет решающее значение в возникновении болезни, ее течении, в успехе лечения. Влияние медработника, его бодрящее или угнетающее психику больного воздействие, внушение и самовнушение больного могут изменить всю картину болезни. Распознавание, правильное понимание, лечение болезни возможно при условии знания психики больного, а также обеспечении положительных психологических лечебных влияний, - всего, что окружает его в системе «Медработник – пациент ». Задачи медицинской психологии: 1.Создание психологического контакта с больными для их быстрейшего и скорейшего выздоровления; 2.Предупреждение болезней, охрана здоровья, воспитание здоровой личности.

Условно медицинскую психологию подразделяют на общую и частную: Общая медицинская психология изучает личность медперсонала и пациента и их взаимоотношения. Частная медицинская психология - эти же вопросы применительно к каждой конкретной медицинской дисциплине - терапии, акушерству, стоматологии и т.д. Например, психологические особенности больных (независимо от характера болезни) - это общая медицинская психология. Помимо общих изменений психики больных, имеются и психические изменения, вносимые конкретной болезнью: психология терапевтического или хирургического больного, психология беременной женщины, стоматологического пациента – это частная медицинская психология.

Структура медицинской психологии. Медицинская психология включает в себя много медицинских дисциплин. Условно их разделили на 2 подгруппы: КЛИНИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ (лечебная) (исправляющая) -нейропсихология - психопрофилактика -патопсихология - психогигиена -соматопсихология - психотерапия п - психофармакология п - психореабилитация

Вопрос 2.

Основные методы медико-психологического исследования.

Наблюдение

Беседа

Эксперимент

Тестирование

Изучение биографии пациента

Анкетирование

Изучение продуктов деятельности пациента

Изучение почерка пациента(графологический).

1 .Наблюдение. Умение наблюдать – ценнейшее качество медработника. «Наблюдательность и наблюдательность» - написал на фронтоне здания своей лаборатории И.П.Павлов. При наблюдении важно ничего не упустить и ничего не прибавить «от себя». 2. Беседа. Бывает спонтанная или специально подготовленная - заранее продумывается план и тема беседы, вступление в доверительный контакт с больным, умелая постановка вопросов (без навязчивости и поучения). Наблюдение и беседа – очень важные приемы обследования, ими должен владеть каждый медработник. Наблюдение дает богатый материал для анализа болезненных проявлений у пациента, понимания его психологического состояния, - и построения тактики успокаивающе-сочувственной терапевтической беседы. 3 .Эксперимент отличается от простого наблюдения тем, что изучаемое явление специально вызывается. Его можно многократно повторять и варьировать, что обеспечивает большую достоверность полученных результатов. Естественный эксперимент, в отличие от лабораторного, проводится в обычной обстановке, а изучаемая деятельность - это учеба, труд, спорт, игра, болезнь и т.д. (Например, для исследования быстроты и координации движений пациента можно поставить его в условия деловой или подвижной игры). Эксперимент часто ставит сама жизнь. 4. Тесты – краткосрочные задания, помогающие выделить 2 главные группы психических качеств пациента – интеллекта и личности. Для этого используют: тест Бине – Симона. (ударение на последнем слоге, т.к. это фамилии французских врачей, создавших его). Тест определяет соответствие умственного развития пациента его паспортному возрасту. По числу решенных задач суммируют баллы и выводят средневозрастной показатель в процентах к паспортному возрасту. Тест Векслера дает представление об интеллекте и личностных качествах пациента. В него входят по 5 словесных и практических тестов. По результатам тестирования составляют график и выводят интеллектуальный коэффициент IQ (ай-кью). метод Роршаха (кляксография). Суть его - это нахождение смысла, скрытого образа в своеобразно расположенных на карточке цветных или черных пятен. Чем больше разнообразных фигур назовет испытуемый, тем богаче его воображение, тем лучше развито его мышление. Тест Люшера. (цветовой тест). Он показывает зависимость цветового предпочтения (выбора) человека от его психического состояния. Цветовые полоски раскладываются по симпатии и антипатии к ним. Затем анализируется состояние психики испытуемого по его цветовому выбору. 5. Изучение документов пациента (письма, дневники, блокноты, видео,аудиозаписи).

6. Изучение продуктов деятельности (любая вещь, созданная человеком). По ней судят о психике пациента. Особенности психики детей, больных людей проявляются в их рисунках. По содержанию произведения оценивают напряженность, психическое состояние человека, его открытость и коммуникативность. 7. Графологический метод. Особенности письма пациента могут рассказать о некоторых особенностях его психики. По почерку психологи могут диагностировать отдельные болезни. 8. Изучение биографии. Это исследование хронологических отрезков, моментов биографии пациента, повлиявших на становление и изменение личности.

 

Каждый из методов не является основным при оценке индивидуальных психологических особенностей. Они лишь дополняют данные клинического обследования пациента (сбор анамнеза, беседа, наблюдение, результаты лабораторных исследований).

 

 

Вопрос3. СОЦИОПСИХОСОМАТИКА ЗДОРОВЬЯ. В Уставе ВОЗ – Всемирной Организации Здравоохранения приведено наиболее полное и точное определение понятия «здоровья»: «Здоровье – это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие ». Болезнь – всегда и повреждение систем организма, и психические страдания в окружающей человека среде. СОЦИОПСИХОСОМАТИКА здоровья - это здоровье, рассматриваемое в свете трехсторон (факторов), влияющих на него: социальной, психологической, соматической. Социальный фактор. Человек не изолирован от общества, он живет в нем и входит во многие социальные группы, влияя на них, а они, в свою очередь, - на него и его здоровье. Это - следующие факторы: - семья (развод, потеря близких, сверхстрогое воспитание, чужая семья, детский дом); - образовательные группы (детский сад, школа, колледж, институт и т.д.) - трудовые коллективы (стиль руководства, организация производства, сокращения); - заработная плата и ее факторы (мала, долго не выплачивают, инфляция и др.). Психологический фактор. Психологический мир личности всегда накладывает отпечаток на возникновение, течение и исход заболевания. Это: - темперамент, - характер и акцентуации, - эмоциональная сфера, - конфликты, - мотивация личности. Соматический фактор. Соматические – внутренние болезни, при которых патологические изменения происходят в органах и системах нашего тела (сома-тело). На соматическое (телесное) здоровье влияют: - окружающая среда (экология, радиация, магнитные бури, метеозависимость), - условия труда (климат, температурный режим, график работы, качествооборудован); - условия жизни (питание, сон, качество жилья и лечения, злоупотребления); - наследственность, предрасположенность к болезням.

 

Хорошее здоровье – барометр душевного, социального и физического благополучия. Это - ведущие критерии нашего здоровья.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: