Социометрическая методика «Капитан корабля» (Романов А.А).
Цель: выявить социометрический статус ребенка в группе сверстников
Материал: рисунок корабля
Ход исследования: во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (игрушку кораблик) и задают следующие вопросы:
· Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие?
· Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?
· Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?
· Кто еще остался на берегу?
Анализ результатов.
Ответы детей заносятся в специальный протокол (матрицу). Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребёнком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус).
Критерии и оценка результатов:
· популярные («звёзды») - дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от среднего показателя (3 балла);
· предпочитаемые - дети, получившие как положительные, так и отрицательные выборы (2 балла);
· изолированные - дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками) (1 балл); ·
· отвергаемые - дети, получившие в основном отрицательные выборы (0 баллов).
Пример протокола социометрии
Маша | Таня | Ваня | Коля | Дима | |
Маша | + | - | |||
Таня | + | - | |||
Ваня | + | - | |||
Коля | + | - | |||
Дима | + | + |
Примечание: дети, у которых больше всего плюсов - звезды, плюсы и минусы предпочитаемые, не получившие оценок –изолированные, одни минусы отвергаемые
Содержание задания: представить протокол социометрии (матрица выборов)и описание анализа итогов обследования детей по всей группе
Схема анализа: опишите количество популярных, предпочитаемых, изолированных, отвергаемых детей. Опишите возможные причины, рекомендации, приемы и средства воспитателю по организации работы с детьми изолированными и отвергаемыми.
Условные обозначения для социоматрицы:
+ – положительный выбор (ответ на первый вопрос)
– отрицательный выбор (ответ на второй вопрос)
Определение социометрического статуса. Сумма отрицательных и положительных ответов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус).
Чтобы определить статус ребенка в группе, изначально необходимо вычислить среднюю сумму положительных выборов (ССПВ), которая является своеобразным ориентиром распределения мест в иерархии коллектива:
ССПВ = общая сумма положительных выборов количество детей в группе Выделяют следующие типы социометрического статуса:
«Популярные» («звезды») – дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от средней суммы положительных выборов.
«Предпочитаемые» – дети, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора (до уровня показателя «звезды»).
«Пренебрегаемые» или «оттесненные» – дети, получившие меньше среднего значения положительного выбора.
«Изолированные» – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (то есть остаются незамеченными своими сверстниками).
«Отвергаемые» – дети, получившие только отрицательные выборы.
Не всякая группа имеет четкую структуру межличностных отношений, в которой ярко выражены как “звезды”, так и “отверженные”. Иногда дети получают примерно равное количество положительных выборов, что свидетельствует о правильной стратегии воспитания и формирования межличностных отношений в детском коллективе. Нередко понятие социометрической «звезды» смешивается с понятием лидера. Это неверно, так как здесь не учитывается, что «звездность» – показатель эмоциональной притягательности человека, хорошего отношения к нему со стороны товарищей. Ребенок может стать социометрической «звездой», потому что красивый или дает конфеты, а не в силу личностных качеств, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.).
Лидерство же – это процесс реального главенствования одного над другим, показатель действительного влияния того или иного члена группы на сверстников. Поэтому неудивительно, что лидером и «звездой» могут быть разные дети: ведь для завоевания положения «звезды» и положения лидера нужны различные качества личности. Например, лидер должен обладать организаторскими способностями, которые могут отсутствовать у «звезды». Для получения наглядной информации о соотношении в группе различных социометрических статусов, можно составить таблицу.
Опираясь на данные социометрии, можно определить уровень благополучия взаимоотношений группы:
Высокий уровень благополучия взаимоотношений фиксируется в том случае, если в группе больше детей с первой и второй статусной категорией.
Средний уровень фиксируетсятогда, когда в двух первых и трех последних группах число лиц примерно одинаково.
Низкий уровень отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом («пренебрегаемые», «изолированные» и «отвергаемые»).
При анализе данных социометрии важным результатом является взаимность выборов детей, на основе которых высчитывается коэффициент сплоченности группы:
Показатель хорошей групповой сплоченности лежит в диапазоне 0,6 – 0,7
Высокий коэффициент сплоченности может свидетельствовать о том, что в воспитательной группе детей связывают прочные взаимные отношения, которые ими хорошо осознаются. Но эта величина ничего не говорит о том, на какой основе возникла взаимность. Коэффициент сплоченности, следовательно, может выражать различный характер отношений, существующих в коллективе. Он может быть показателем действительного единства коллектива на базе совместной деятельности, направленной на выполнение общественно полезных дел (уход за животными и растениями, уборка территории, помощь воспитателю в сервировке стола). Но с другой стороны, высокий коэффициент взаимности может свидетельствовать и о фактической разобщенности группы на отдельные пары, микрогруппы, об отсутствии в группе выработанного общественного мнения, о круговой поруке и т. д. Отсюда ясно, что за одинаковыми количественными показателями могут скрываться противоположные взаимоотношения. Поэтому важно уяснить, что собой представляет структура группы, из каких «союзов» она состоит.