Тема урока: «Массовая культура».
План уроков
1. Культурное многообразие.
2. Массовое общество и «человек массы».
3. Сущность и особенности массовой культуры.
4. Массовая культура в России.
5. СМИ и массовая культура.
6. Симптом вырождения общества или условие его здоровья?
II. Изучение нового материала
Культурное многообразие
Широкое распространение получило разделение культуры на народную, элитарную и массовую.
Массовое общество и «человек массы». Сущность и особенности массовой культуры. Массовая культура в России
Массовая культура возникает при переходе к индустриальному обществу, на рубеже XIX-XX вв.
1. Что охватывает термин «массовая культура»?
2. Что вы понимаете под стандартизацией духовной культуры?
3. Что породило массовое общество?
4. Что собой представляет теория демассификации?
5. Назовите и охарактеризуйте основные особенности массовой культуры.
6. Охарактеризуйте и проанализируйте общедоступность массовой культуры.
7. Когда в России зародилось массовое общество?
8. На что была ориентирована массовая культура в Советской России?
9. Приведите примеры массового искусства в эти годы.
10. Какие особенности имеет массовая культура в России по сравнению с Западом?
СМИ и массовая культура
Итак, телевидение, газеты и радио приобщают нас к массовой культуре. Эти каналы получили название средств массовой информации.
Проведите исследование роли и влияния газет, журналов и телевидения на массовое сознание. При ответе проанализируйте роль и значение «желтой» прессы.
Доходы печатных средств массовой информации складываются из поступлений от размещения рекламы и реализации тиража. Сегодня первые более чем вдвое превосходят вторые. На телевидении преобладают однотипные развлекательные сериалы, подтвердившие свою коммерческую эффективность.
Симптом вырождения общества или условие его здоровья?
Массовая культура «за» и «против»
«За» | «Против» |
1. В массовой культуре наряду с действительно низкопробной продукцией, есть свои вершины, произведения, отвечающие высоким эстетическим и этическим критериям. 2. В доступности этой культуры можно увидеть проявления подлинного демократизма. 3. Массы могут сами оценивать произведения искусства и испытывать коллективное наслаждение. 4. Массовая культура способна знакомить опосредованно с произведениями элитарной культуры 5. Массовая культура создает высокую эмоциональную атмосферу | 1. Массовая культура, тиражируя образцы элитарной и народной культуры, девальвирует их истинную ценность. 2. Благодаря огромным возможностям СМИ массовая культура агрессивно проникает в различные слои общества, сужает аудиторию «качественной» культуры и в целом резко снижает культурный уровень развития общества. 3. Массовая культура нацеливает аудиторию на духовное потребительство, пассивное восприятие культурного продукта. 4. Массовая культура насаждает ложные жизненные ценности. Среди них: приоритет материального благополучия, надежда на случайное обогащение (отсюда многочисленные телешоу с денежными призами), оценка человека не по уровню его образования, культуры, профессионализма, а по размерам его богатства. 5. В основе массовой культуры лежит идеология коммерческого успеха: нужно делать то, что будет лучше всего продаваться. А востребованы «человеком массы» такие фильмы, музыка, литература, изобразительное искусство, которые пробуждают низменные чувства, примитивные желания и даже порочные наклонности |
Домашнее задание
Выучите § 35, выполните задания, обозначенные красным цветом. Ваши ответы жду в сообщении до пятницы 24.04. на эл. почту: ei_uo@mail.ru