СПЕЦИАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СТАТИСТИКА




Специальная таможенная статистика является разделом таможенной статистики и представляет собой совокупность систематизированных сведений по различным направлениям деятельности таможенных органов РФ, предназначенных для оптимизации их деятельности, не связанных с ведением таможенной статистики внешней торговли РФ, а также взаимной торговли Российской Федерации и других государств — членов ЕАЭС.

Предметом исследования специальной таможенной статистики являются наблюдение и изучение деятельности таможенных органов, а также выражение этой деятельности в фактических данных в виде статистического или бухгалтерского учета.

Основу для ведения специальной таможенной статистики составляют:

• Таможенный кодекс ЕАЭС, Ст. 360;

• Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

• приказ ФТС России от 04.02.2019 № 168 «Об утверждении порядка ведения специальной таможенной статистики»;

• приказ ФТС России от 10.07.2020 № 623 «Об отчетности таможенных органов по основным направлениям деятельности перед ФТС России начиная с 2020 года».

Согласно ст. 360 ТК ЕАЭС таможенные органы ведут таможенную статистику, которая включает в себя таможенную статистику внешней торговли товарами государств-членов с государствами, не являющимися членами Союза, и специальную таможенную статистику.

В соответствии со ст. 360 ТК ЕАЭС:

— в целях обеспечения решения задач, возложенных на таможенные органы, ведется специальная таможенная статистика в порядке, установленном законодательством государств — членов Союза;

— данные специальной таможенной статистики используются таможенными органами исключительно для таможенных целей.

 

Главная задача специальной таможенной статистики состоит в организации глубокого и разностороннего анализа конкретных направлений деятельности таможенных органов.

Цель этого анализа — обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования ВЭД на таможенной территории, ускорение внешнеторгового оборота и на этой основе — обеспечение увеличения платежей в федеральный бюджет.

Порядок ведения специальной таможенной статистики устанавливается в соответствии с законодательством государств — членов Союза.

 

Показатели специальной таможенной статистики — это фактические данные, полученные в результате статистического или бухгалтерского учета в сфере таможенного дела. Они могут быть составной частью системы показателей статистики внешней торговли или статистики национальной экономики.

Данные специальной таможенной статистики используются исключительно в таможенных целях для обеспечения решения задач, возложенных на таможенные органы. Порядок ведения специальной таможенной статистики устанавливается ФТС России и регулирует вопросы сбора, формирования и представления данных специальной таможенной статистики структурными подразделениями ФТС России и таможенными органами для осуществления следующих мероприятий:

— анализа сведений специальной таможенной статистики для организации надлежащего управления деятельностью таможенных органов, определения стратегии их деятельности;

— определения направления дальнейшего совершенствования и выявления примеров успешной деятельности отдельных таможенных органов, требующих распространения на практику работы всей таможенной службы;

— усиления таможенного контроля, сопряженного с упрощением совершения таможенных операций;

— повышения эффективности оперативно-розыскной деятельности;

— усиления борьбы с преступлениями и административными правонарушениями в таможенной сфере;

— оптимизации структуры таможенных органов;

— корректировки программ профессиональной подготовки должностных лиц;

— других целей.

Организацию системы отчетности таможенных органов по основным направлениям деятельности обеспечивает Аналитическое управление ФТС России (в соответствии с Положением об Аналитическом управлении, утвержденным приказом ФТС России от 21.05.2018 № 755). Формы отчетности данного управления представлены в табл. 1

Объектами изучения специальной таможенной статистики являются:

- взимание таможенных платежей;

- контроль таможенной стоимости;

- валютный контроль;

- система управления рисками;

- таможенные процедуры;

- оперативно-розыскная деятельность;

- борьба с преступлениями и административными правонарушениями в таможенной сфере;

- профессиональная подготовка должностных лиц;

- технические средства таможенного контроля;

- другие направления деятельности.

Сбор и формирование данных специальной таможенной статистики осуществляются в соответствии с приказом ФТС России от 04.02.2019 № 168 «Об утверждении порядка ведения специальной таможенной статистики» на основании сведений, содержащихся в документах, представляемых юридическими и физическими лицами в соответствии с таможенным законодательством; документах, относящихся к обеспечению деятельности таможенных органов и развитию таможенной инфраструктуры.

Формы статистической отчетности Аналитического управления ФТС России

Таблица 1

Номер формы статистической отчетности Название формы статистической отчетности Периодичность представления Сроки представления Пред ставля ют
Форма № 33-Госуслуги Сведения о предоставлении государственных услуг Квартальная — электронная почта (Excel), система электронного документооборота (СЭД) До 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом РТУ, тнп ФТС
Форма № 46-статистика Сведения о результатах работы по обеспечению полноты и достоверности информации, содержащейся в базе данных таможенных органов, используемой при формировании таможенной статистики внешней торговли РФи статистики взаимной торговли с государствами — членами ЕАЭС Квартальная с нарастающим итогом До 15- го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, до 20-го января года, следующего за отчетным РТУ, тнп ФТС

 

В соответствии с приказом ФТС России от 10.07.2020 № 623 «Об отчетности таможенных органов по основным направлениям деятельности перед ФТС России начиная с 2020 года» установлены формы статистической отчетности, разработка которых осуществляется структурными подразделениями ФТС России в целях информирования руководства ФТС России и других федеральных органов исполнительной власти о результатах деятельности таможенных органов. С использованием статистических форм отчетности осуществляются сбор и обобщение достигнутых результатов по каждому направлению деятельности. Сборник форм статистической отчетности таможенных органов перед ФТС России содержит 86 форм статистической отчетности.

Для подготовки форм используется формуляр-образец статистической отчетности, устанавливающий определенные требования к их оформлению. Статистические формы должны содержать указание на наименование формы и период, за который (или дата, на которую) представляется статистическая информация, а также включать в свой состав номер формы, реквизиты адресной части (кто, кому и в какие сроки представляет форму) и периодичности представления информации; содержательную часть в виде таблицы, которая может состоять из разделов и подразделов; указания по заполнению формы, где описываются особенности формирования статистических показателей и представления данных; фамилию и инициалы должностного лица, ответственного за составление формы, номер его контактного телефона.

Содержательная часть форм составляется из сведений, характеризующих направления деятельности таможенных органов, перечень которых определяется структурными подразделениями ФТС России, в чьей компетенции находится работа по указанным направлениям. Формы не могут содержать идентичные показатели форм, разработанные разными структурными подразделениями ФТС России, а также сведения, содержащиеся в центральных базах данных документов, которые могут быть получены с применением штатных программных средств. Формы направляются как с использованием факсимильной, почтовой связи, так и электронным способом с использованием информационных систем, программных технических средств защиты информации, включающих использование для части форм Автоматизированной системы (АС) «Статотчетность».

Кроме того, в соответствии с требованиями приказа ФТС России от 30.10.2017 № 1720 «Об утверждении показателей результативности и эффективности деятельности ФТС России, территориальных таможенных органов и центрального аппарата ФТС России» содержательная часть форм часто представляет собой основу для расчета показателей эффективности и результативности деятельности таможенных органов (индикативных показателей).

По срокам статистические формы отчетности подразделяются на декадные, ежемесячные, квартальные, полугодовые и годовые.

Специальная таможенная статистика является составной частью таможенной статистики и дает количественную характеристику, в том числе, оперативной деятельности таможенных органов.

Источником первичных данных специальной таможенной статистики в основном являются декларации на товары. Для удобства работы с информацией данные оперативной таможенной статистики формируются в сводные формы отчетности. Направления и формы ведомственной статистической отчетности утверждаются в ежегодных приказах ФТС России и могут изменяться в зависимости от задач исследования и по мере развития таможенного дела. В настоящее время к основным направлениям изучения относятся:

1) статистика декларирования, отражающая учет количества ДТ по видам таможенных процедур на ввоз и вывоз товаров. Анализ декларирования включает: определение массива ДТ, используемого в таможенной статистике внешней торговли; выявление ведущих таможен, их места и роли в исполнении декларирования; характеристику структуры таможенных процедур и определение важнейших из них. Анализ динамики ДТ, их структуры по таможенным процедурам позволяет выявить наметившиеся тенденции в торгово-экономическом сотрудничестве;

2) статистика поступлений в Россию гуманитарной и технической помощи. Отчетность представляется ежемесячно, используется при составлении Платежного баланса РФ, в Росстате, а также для принятия мер по пресечению противоправного перемещения товаров через таможенную границу РФ;

3) статистика о легальном ввозе и обратном вывозе российскими физическими лицами свободно конвертируемой валюты. В качестве первичного источника информации используются данные пассажирских таможенных деклараций. Дает представление о динамике числа выехавших и местах пересечения ими таможенной границы России, масштабах вывезенной ими наличной валюты;

4) статистика валютного контроля ведет учет валютных поступлений от экспорта товаров в привязке к срокам. Составляется по результатам функционирования автоматизированной системы таможенно-банковского контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров, проверок участников ВЭД;

5 ) статистика таможенных платежей. Учет ведется по видам таможенных платежей: сборы за совершение таможенных операций, ввозная таможенная пошлина, НДС, акциз и др. Неизрасходованные авансовые платежи не указываются. Сведения подаются нарастающим итогом с начала года по каждому виду платежа. Данный раздел специальной таможенной статистики позволяет охарактеризовать долю и роль таможенных платежей в формировании доходной части бюджета РФ, осуществить прогноз;

6) статистика международных перевозок. Ведет учет транспортных средств, следовавших из Российской Федерации или в Российскую Федерацию;

7) статистика транспортных средств, оформленных в качестве товара, дает представление о количестве ввозимых в страну легковых автомобилей, в том числе физическими лицами;

8 ) статистика транспортных средств и иных предметов, обращенных в федеральную собственность как конфискат, в том числе по делам о контрабанде и иных преступлениях в области таможенного дела, а также от которых лицо отказалось в пользу государства. Характеризует случаи нарушения таможенных правил во внешнеторговом обороте и контрабанды, стоимость конфискованных предметов, суммы взысканных штрафов;

9) статистика международных почтовых отправлений, выпущенных из Российской Федерации и пропущенных в Российскую Федерацию;

10) статистика таможенных правонарушений. Представляются сведения о выявленных правонарушениях и заведенных делах с разбивкой по направлениям перемещения товаров, товарным группам.

 

По мере развития таможенного дела происходят изменения и в специальной таможенной статистике. При этом совершенствуются формы отчетности, методы сбора, передачи и обработки информации, вводятся новые отчеты и упраздняются отчеты, утратившие свою актуальность, изменяются сроки отчетности.

Немалое значение в совершенствовании специальной таможенной статистики имеет развитие информационных таможенных технологий, например, таких как:

• информационно-расчетная система контроля таможенных платежей;

• автоматизированная система контроля таможенной стоимости;

• таможенно-банковский валютный контроль поступления валютной выручки от экспорта товаров и обоснованности платежей в иностранной валюте;

• контроль внешнеторговых бартерных сделок и др.

В настоящее время не все направления специальной таможенной статистики одинаково хорошо разработаны методологически.

К наиболее разработанным относятся:

- статистика декларирования;

- статистика таможенных платежей;

- статистика контроля таможенной стоимости

- статистика валютного контроля;

- статистика таможенных правонарушений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: