СИСТЕМА ПОЖИЗНЕННОГО НАЙМА




Японские фирмы принимают новичков не для заполнения каких-то конкретных вакансий, а как бы впрок; по такому же принципу как армия ежегодно наполняется призывниками, которых еще предстоит обучать и распределять по частями и подразделениям. Зато для молодежи это самый драматичный момент в жизни. Ведь от первого трудоустройства зависит, удастся или им попасть в категорию штатных сотрудников или многие годы обивать пороги бирж труда, прозябать в положении поденных или сезонных ра­бочих.

Эти своеобразные черты связаны с бытующей в Японии системой пожизненного найма.

Японский труженик приходит к нанимателю, что­бы установить с ним отношения, очень похожие на пожизненный брачный контракт. Важность подобного шага в человеческой судьбе действительно сравнима только со свадьбой, с выбором спутника жизни, ибо сменить работу значит для японца примерно то же что сменить жену. Даже если это и случается, то лишь как исключение, причем исключение нежелательное.

При первом и нередко единственном найме на ра­боту японец думает не столько о зарплате, сколько о положении и престиже фирмы, с которой он связы­вает судьбу. Ведь жизненная орбита человека опреде­ляется в японских условиях прежде всего тем, с какой точки он ее начнет.

Оговоримся сразу, что система пожизненного най­ма существует, лишь на крупных предприятиях, то есть охватывает примерно пятую часть рабочей силы. Но само ее существование свидетельствует, что наряду с погоней за всем ультрасовременным в области тех­ники и технологии японские предприниматели в то же время старательно сохраняют докапиталистические, феодальные пережитки в области производственных отношений.

На предприятиях тщательно и продуманно куль­тивируется дух патриархальной общины. Сама система заработной платы и продвижение по службе построе­ны так, чтобы накрепко связать судьбу человека с бу­дущим фирмы.

Буфером, который принимает на себя удары в слу­чае кризиса, служат временные и поденные, рабочие. Эта категория трудящихся образует, в Японии как бы низшую касту. Никто не гарантирует этим людям ста­бильной занятости—их нанимают и рассчитывают когда угодно. Им не дают надбавок за стаж, их стараются не допускать в профсоюз. Существование "лю­дей второго сорта" помогает администрации поддерживать антагонизм между штатными и внештатными рабочими.

Да и для тружеников крупных, современных пред­приятий система пожизненного найма в определенном смысле оборачивается системой пожизненного рабства. Она, по существу, лишает человека возможности ме­нять место, работа по своему желанию. На всякого, кто вздумал уйти из одной фирмы, чтобы наняться на другую, смотрят, чуть ли не как на прокаженного.

Система пожизненного найма, практика набора ра­бочей силы привели к тому, что в Японии нет свободного рынка труда в подлинном смысле этого слова. Поскольку классификация рабочих рук происходит в основном внутри фирм, трудящимся нелегко узнать, где именно требуется рабочая сила их квалификации. К тому же у рабочего класса Японии еще весьма сла­бы связи по профессиям.

Система пожизненного найма вынуждает японца мириться с тем, что на протяжении первых пятна­дцати — двадцати лет трудовой жизни ему явно недо­плачивают. При этом его пытаются убедить, что у мо­лодого человека, дескать, и потребностей меньше. Зато, мол, потом, когда деньги будут ему гораздо нужнее, в течение последних десяти-пятнадцати лет стажа, зарплата его будет превышать фактическую производительность.

При такой системе зарплаты японским предпри­нимателям выгодно, чтобы большую часть персонала составляла молодежь, к чему они и стремятся. К то­му же армия наемного труда в Японии более чем на треть состоит из женщин. Зарплата их всегда остается в нижней части шкалы, ибо женщины, как правило, состоят в штатах предприятий лишь до замужества. Если они спустя несколько лет после свадьбы и воз­вращаются на производство, то их берут лишь на временную или поденную работу.

С другой стороны, наниматель может не трево­житься, что ценных для фирмы специалистов перема­нят конкуренты. Американский делец, рассчитывавший, что в Японии он сможет нажиться на более де­шевой, чем в США, рабочей силе, вдруг обнаружи­вает, что люди не хотят переходить к нему даже на удвоенную зарплату, ибо он не может обеспечить им то, что дает японская фирма, то есть гарантию пожиз­ненной занятости, ежегодное повышение зарплаты за стаж.

 

Что же заставляет японских предпринимателей придерживаться традиций, которые мешают фирме привлекать специалистов со стороны и избавляться от ненужных людей?

Система пожизненного найма действительно являет собой пережиток феодальной патриархальщины. Но как ни парадоксально, японский капитал сумел использовать эту систему для того, чтобы ускорить мо­дернизацию промышленности страны.

1. Во-первых, система эта ставит в преимущественное положение новые, быстро растущие отрасли. Ведь за­ново созданная фирма целиком укомплектовывается молодежью, что на первое время сокращает издержки в оплате труда. (Характерно, что в молодых отраслях японской индустрии, скажем в автомобилестроении, средний уровень зарплаты, как и средний возраст персонала, ниже, чем в сходных, но более старых отраслях—например, в судостроении.)

2. Во-вторых, благодаря системе пожизненного найма японские предприниматели не жалеют средств да по­вышение квалификации своих рабочих, на обучение их многим смежным профессиям, будучи уверены, что плодами этих затрат воспользуется фирма.

3. В-третьих, именно вследствие системы пожизненного найма труженики не привыкли видеть в техниче­ских новшествах угрозу остаться без работы. Япон­ские профсоюзы в отличие, скажем, от английских не противятся внедрению новой техники. Когда какая-нибудь профессия устаревает, фирма обеспечивает рабочим переквалификацию.

Далее, рабочая сила в Японии действительно менее подвижна, чем в США или Англии, в смысле пере­мещения ее между компаниями. Зато западные фир­мы уступают японским во внутренней подвижности персонала. Японские профсоюзы в отличие от англий­ских объединяют трудящихся не по профессиям, а по предприятиям. Это позволяет администрации маневрировать рабочей силой без каких-либо ограничений, в то время как в Англии профсоюз электриков, на­пример, не разрешил бы использовать этих людей на каких-то других работах.

Гибкое использование рабочих рук, обладающих разносторонней квалификацией, помогает крупным фирмам сносить перепады экономической конъюнкту­ры. Порой удивляешься: отчего японские предприни­матели избегают полной специализации производства, предпочитают заниматься "всем понемногу"? Зачем, скажем, судостроительному концерну иметь также производственные мощности, выпускающие оборудование для заводов химических удобрений? А дело в том, что в эти цехи легко перебросить людей с верфей, если на суда не поступит заказов.

Чтобы пережить трудные времена, японская компания может приостановить набор молодежи и уже за счет убыли старшего поколения сократить свои шта­ты. Она может также воздержаться от передачи субподрядчикам каких-то производственных операций и поручить их выполнение штатным рабочим.

Наконец, система пожизненного найма сводит к минимуму текучесть рабочей силы. Она способствует сохранению на предприятиях не только духа патриархальной семейственности, выгодного нанимателю, но и атмосферы терпимости, взаимной доброжелательно­сти. Японцы шутят, что на сослуживцев надо смотреть как на родственников собственной жены: нравятся они или нет - никуда от них не денешься. А раз суждено оставаться в одном коллективе всю трудовую жизнь, нельзя забывать, что испортить отношения с челове­ком легче, чем снова их наладить

В 80-х годах система пожизненного найма претерпела серьезные встряски. Во-первых, на рынок тру­да сократился приток молодежи с неполным средним образованием. Эти пятнадцатилетние юноши и девуш­ки представляли собой самую желанную добычу для нанимателей. С одной стороны, они достаточно гра­мотны для производственного обучения, а с другой— являют собой наиболее дешевую, а стало быть, при­быльную рабочую силу.

Но поскольку большинство школьников учится до двенадцатого класса, а треть выпускников средних школ стремится продолжать образование в вузах, у предпринимателей сузились возможности для омолаживания рабочей силы. К тому же в города почти истощился приток сельской молодежи, которая в 50— 70-х годах соглашалась на низкую зарплату, мири­лась с плохими условиями жизни, считая, что кресть­янский труд и быт еще более тяжелы.

С ростом средней продолжительности жизни япон­ский рабочий класс заметно "поседел": почти одну треть его составляют теперь люди в возрасте 45— 65 лет. А поскольку совершенствование технологии ведет к упрощению трудовых операций, предпринима­тели ищут способы избавиться от пожилых рабочих, чья квалификация становится для них менее ценной.

Многие фирмы предлагают людям добровольно уходить в отставку уже в 45 лет, откупаясь от них выходным пособием. Теоретически в таком возрасте еще можно начать трудовую карьеру заново. Но прак­тически—при японской системе пожизненного найма и малом спросе на рабочую силу—перспективы для этого ничтожны.

Параллельно вносятся коррективы в, традицион­ную систему зарплаты: уменьшаются надбавки за стаж, особенно после определенного возраста; внед­ряются элементы сдельщины. Если в 60-х годах пяти­десятилетний труженик обычно получал в Японии в три-четыре раза больше двадцатилетнего, то в 80-х годах —лишь в полтора-два раза больше, чем послед­ний.

 

УТЕСЫИ ПЕСЧИНКИ

 

Сад камней, на мой взгляд, может символизировать собой своеобразие экономической структуры Япо­нии, где утесы монополистического капитала, глыбы крупных заводов с ультрасовременной организацией производства и управлений возвышаются над морем песчинок —мелких и мельчайших предприятий, осно­ванных подчас на ручном труде надомников.

Двойственность экономической структуры — харак­терная черта Японии. Констатировать такую бесспор­ную истину просто. Труднее разобраться: каковы по­следствия своеобразного соседства утесов и песчинок?

Экономисты отмечают, что даже после рывка впе­ред, который Япония совершила с середины пятиде­сятых годов, удельный вес мелких и средних пред­приятий в её экономике остается значительно более высоким, чем в других развитых странах. Хотя модер­низация старых и рождение новых отраслей ведет к концентрации производства, большинство японских рабочих до сих пор трудятся на средних и мелких предприятиях.

Около 60 миллионов человек, составляющих в 80-х годах рабочую силу Японии, для наглядности можно округленно поделить на пять примерно равных частей. Лишь первая из них, занятая на крупных предприя­тиях, в полной мере может быть отнесена к категории современного промышленного пролетариата. Вторая часть трудится на средних предприятиях, третья — на мелких предприятиях, четвертую часть составляют люди, занятые в семейном производстве (кустари и мелкие торговцы), наконец, пятую, самую малочис­ленную- земледельцы и рыбаки.

Средние и мелкие предприятия дают почти поло­вину промышленной продукции ведущей, индустриальной державы мира, в том числе около трети японского экспорта. Причем предприятия эти, где недостатки оборудования компенсируются интенсивностью труда, вовсе не ограничиваются выпуском потребительских или так называемых "фольклорных" товаров.

Они вносят свой вклад почти во все отрасли про­мышленности, участвуют в выпуске даже сложных видов продукции, вплоть до автомобилей, цветных телевизоров и электронно-вычислительных машин.

Возникает вопрос: Как могут мелкие и средние предприятия соседствовать и тем более состязаться с крупными? Разве не обречены они на неминуемую гибель в конкурентной борьбе.

Всякий раз, когда отраслевые ассоциации ведут дележ рынка между ведущими фир­мами, они милостиво сохраняют за мелкими и средними предприятиями "подобающую долю". Слой пес­чинок не исчезает. В чем же причина? Не в том ли, что каменные глыбы чувствуют себя устойчивей на такой подушке?

Заинтересованность крупных корпораций в суще­ствовании мелких и средних предприятий— одни из главных причин жизнеспособности песчинок. Для Япо­нии характерно не размывание слоя мелких пред­приятий, а его подключение к производственному ме­ханизму монополий через систему многостепенных подрядов.

Двойственная структура японской экономики по­зволяет монополиям сочетать преимущества современ­ного производства с дешевизной рабочей силы на мел­ких предприятиях, поставляющих наименее сложные, но зато наиболее трудоемкие детали и узлы. Нещад­ная эксплуатация целой цепочки субподрядчиков, вплоть до кустарей и надомников, позволяет снижать себестоимость конечной продукции, сходящей с кон­вейеров крупных ультрасовременных заводов.

Мы привыкли говорить: стихия мелкотоварного производства. Но мелкий производитель в Японии дав­но уже перестал быть кустарем-одиночкой. Его рабо­чие руки обычно привязаны к целой системе производ­ственных связей. Тот, кто дает ему в кредит оборудо­вание и сырье, приобретает и его изделия.

Внутренние районы Японии, некогда славившиеся шелководством, после войны обезлюдела. Тутовые плантации пришли в упадок. В горных селениях оста­лись одни старики и старухи. Но монополистический капитал нашел способ использовать даже такие весь­ма слабосильные рабочие руки.

Агенты крупных птицефабрик предлагают преста­релым крестьянам брать для выращивания цыплят. Все необходимое для этого оборудование поставляется в кредит. Рабочие монтируют на усадьбах стандартные клетки с отделениями по числу птиц, кормушки, желоба для поения. Специальные грузовички-фургоны развозят из инкубатора цыплят. Такая птицеферма не требует большого ухода, а бумажные пакеты с комбинированными кормами регулярно доставляются с фабрики.

С подобными примерами сталкиваешься в Японии на каждом шагу. В местах, прославленных своим фар­фором, где-нибудь в Кутани или Сацума, у гончарной печи рядом с вазами классических форм можно вдруг увидеть какие-то предметы явно индустриального на­значения—изоляторы, изготовленные по заказу, круп­ной электротехнической компании.

 

ПРАКТИКА СУБПОДРЯДОВ

 

В Японии ничего подобного быть не может. Если какой-то субподрядчик делает рессоры иди бамперы для концерна "Тоета", он вряд ли решится взять за­каз, у концерна "Ниссан". Японская деловая этика требует верности однажды установленным связям, даже если субподрядчик несет из-за этого ущерб. Сложная пирамида многостепенных подрядов подпер­та все тем же вездесущим в Японии вертикальным стержнем "оя — ко" (покровитель— подопечный).

Возьмем для примера концерн "Тоета", крупней­ший в японском автомобилестроении. Ядро его состоит из головной компании и дюжины примыкающих к ней фирм. Их заводы представляют собой вполне совре­менные предприятия не только по уровню производ­ства, но и по условиям труда. Рабочие получают там относительно высокую для Японии зарплату.

Но участвуют в создания каждой сходящей с конвейера автомашины не только они... До сорока про­центов вложенного в нее труда выполняется где-то за заводской оградой.

Помимо конвейерной сборки, головные предприя­тия концерна занимаются в основном исследователь­скими работами, проектированием новых моделей, со­вершенствованием техники и технологии, планирова­нием производства и распределением заказов. Что же касается деталей и узлов, то их изготовление почти целиком перекладывается на субподрядчиков (исклю­чая лишь такие изделия, как кузова, требующие сложного кузнечно-прессового оборудования).

Многоступенчатая система подрядов строится так чтобы самые примитивные и в то же время самые трудоемкие и неблагодарные операции выполнялись в нижних ярусах. При отборе субподрядчиков суще­ствует беспощадный критерий: заказ получает тот, кто готов поставлять детали по более низкой цене. А уж как выкручивается этот мелкий предприниматель, по скольку часов в день работают у него люди — никого не интересует.

Соблюдать сроки и качество поставок—это для мелкого предпринимателя вопрос жизни и смерти. Удалось заручиться благосклонностью свыше—значит, можно рассчитывать на новые заказы, а то и на кредит в трудный момент. С верхних этажей концерна в нижние происходит перемещение устаревшего оборудования, а параллельно — и стареющего персонала. Начальник цеха с головного, завода после 50 лет мо­жет быть рекомендован в состав правления дочерней фирмы. И там будут рады принять его, чтобы подкрепить "родственные отношения".

Соседство утесов и песчинок, точнее говоря, их своеобразная взаимозависимость и взаимодействие показывает, что излюбленной формой предпринимательства в Японии стал концерн, позволяющий объединить в производственные комплексы множества предприятий без прямого поглощения их.

Когда конъюнктура благоприятна, связи со сред­ними и мелкими предприятиями приносят крупным компаниям дополнительные прибыли, позволяют им наживаться на дешевизне рабочей силы, снижать из­держки производства. Зато при кризисных толчках именно мелкие и средние предприятия, именно слой песчинок служит тем буфером, который принимает на себя удар и позволяет утесам монополистического ка­питала сохранять устойчивость.

Крупной японской компании выгодно иметь много субподрядчиков, но нет расчета "проглатывать" их. Ведь чем меньше людей имеет капиталист в штате своей фирмы, тем легче ему сопротивляться нажиму профсоюза, тем ограниченнее результаты борьбы трудящихся за свои права.

Напрашивается вывод, что существование множе­ства средних и мелких предприятий оказалось в спе­цифических условиях Японии не помехой для модер­низации индустрии, а одной из скрытых пружин этого процесса. Устремившиеся ввысь утесы во многом обя­заны своим величием соседству песчинок.

 

 

СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ РЫВОК

 

Япония — это страна, где природа и человек со­стязаются в неистовстве. Здесь постоянно дает о себе знать необузданность стихийных сил. Но здесь же на каждом, шагу видишь следы упорнейшего человеческого труда. Японская, природа не только жестока, но и скупа. Пять шестых территории страны, составляют крутые горные склоны. А лишь одна шестая остается человеку—тут и поля, возделанные словно клумбы и города, и заводы. Япония столь же гориста, что и Швейцария, но ее равнинная часть заселена при этом в пять раз плотнее.

Есть меткое сравнение: если американцы измеряют эффективность во времени, то японцы—в простран­стве. В стране вулканов и землетрясений, в стране, где слишком много гор, но слишком мало дела для горняков, природные возможности служат скорее кон­трастом тому, что создает человеческий труд.

Ведь Япония, которая спускает на воду больше половины строящихся в мире судов, которая сравня­лась с Соединенными Штатами по выплавке стали и опередила их по производству автомашин—эта стра­на создала свой производственный потенциал почти целиком на привозных ресурсах.

Металл, из которого созданы каркасы цехов и небоскребов, станки и автомобили,— весь этот металл приве­зен в виде руды из других стран. Нефть, которая при­водит в движение моторы автомашин и турбины элек­тростанций, дает жизнь индустрии, доставлена гигант­скими танкерами из-за морей. Даже каждый грамм хлопка или шерсти в одежде людей тоже откуда-то транспортирован.

Япония вынуждена ввозить 80 процентов необходи­мого ей промышленного сырья и почти 30 процентов продовольствия. Чтобы существовать в подобных условиях, стране приходится быть гигантским обрабаты­вающим заводом и одновременно экспортно-импорт­ной фирмой. Как можно дешевле приобрести сырье и, обогатив его вложенным трудом, как можно выгоднее сбыть в виде готовой продукции — такова стратегия японских предпринимателей.

Как же удалось Японии в столь неблагоприятных условиях совершить в 1955—1980 годах стремитель­ный рывок вперед и стать третьей ведущей индустри­альной державой мира? Всю эту четверть века Япо­ния неизменно опережала по темпам развития другие капиталистические страны. На протяжении почти двух десятилетий —с 1955 по 1973 год—валовый национальный продукт ежегодно увеличивался на 10— 12 процентов, то есть давал вдвое более высокий при­рост, чем у конкурентов.

Японские предприниматели увлекались в ту пору энергетической революцией, то еcть переводили производственные мощности с отечественного угля на привозную нефть. Поэтому ''нефтяное эмбарго", при­нятое арабскими странами против пособников Израи­ля, и последовавшее за этим вздорожание жидкого топлива в четыре раза нанесли Стране восходящего солнца болезненный удар. В 1974 году валовый национальный продукт Японии впервые не увеличился, а даже несколько сократился.

Однако японской экономике удалось оправиться от шока и вновь набрать темпы. Средний, прирост валового национального продукта стабилизировался на уровне 5—6 процентов в год, то есть, хоть и снизился вдвое по сравнению с прежними, показателями, все равно остался более высоким, чем в США и странах Западной Европы.

Япония вступила в 80-е годы, перешагнув еще, один знаменательный рубеж: ее валовой национальный продукт (ВНП) достиг 1000 миллиардов долла­ров, то есть в три с лишним раза превзошел англий­ский и достиг половины американского.

Соединенным Штатам потребовалось тридцать лет (1940—1970), чтобы увеличить свой валовый нацио­нальный продукт со 100 до 1000 миллиардов долла­ров в год. Японии удалось сделать это вдвое скорее (1965—1980). По такому показателю, как производ­ство товаров и услуг на душу населения, японская экономика догнала американскую.

Какие же причины позволили Японии совершить столь стремительный рывок? Какие факторы послу­жили здесь скрытыми пружинами?

Самое распространенное объяснение: высокая степень эксплуатации, дешевизна рабочей силы в Японии. Это, безусловно, главная причина. Но было бы упрощением считать её единственной, сводить все лишь к ней. Ведь тогда закономерно рождался бы вопрос: почему подобная же норма эксплуатации, дешевизна рабочих рук не привели к аналогичным результатам во многих других странах Азии, Африки, Латинской Америки?

Понять причины сделанного Японией рывка, оце­нить его скрытые пружины можно, лишь исходя из целой совокупности факторов, а не из какого-то од­ного в отдельности. Только анализируя сочетание и взаимодействие многих факторов — внутренних и внеш­них, политических и экономических, исторических и национально-психологических, — можно получить до­статочно полный ответ.

Часто спрашивают: как удалось Японии быстро вырваться после войны в первую тройку индустриаль­ных держав, несмотря на огромные разрушенная от американских бомбардировок; несмотря на то, что страна подверглась оккупации; несмотря на то, что колонии были отобраны, а своих природных ресурсов на островах, практически нет.

Каждый из этих вопросов превращается в ответ, если сло­во "несмотря" заменить на "благодаря".

-Из-за того, что Англию бомбили немецкие "юнкерсы-88", а Японию—американские сверхкрепости Б-29, англичанам после войны пришлось заниматься восстановлением устаревших предприятий, а мы сра­зу же взялись строить новые, делая к тому же упор на самые перспективные отрасли промышленности,— говорят японские дельцы.

Заново построить завод на пустом месте легче, чем восстанавливать старый. Если, конечно, располагать деньгами. Но прежде чем пояснить, откуда взялись эти деньги в разрушенной" поверженной стране хо­чется отметить еще одно обстоятельство.

Когда японцы говорят, что, разрушив старое, война расчистила место для нового, эту фразу можно пони­мать и в широком смысле. С разгромом, японского милитаризма были разбиты многие оковы, сдержи­вавшие развитие производительных сил.

После капитуляции в стране была проведена аг­рарная реформа, которая практически ликвидировала помещичье землевладение. Вступило в действие новое трудовое законодательство, было узаконено существо­вание профсоюзов.

Особый вопрос—почему американские оккупаци­онные власти пошли на подобные меры. Они хотели, во-первых, уничтожить социальную опору милита­ристских кругов в лице помещичьего класса; а во-вторых, лишить японских промышленников такого важного козыря, как дешевизна рабочей силы. Воссо­здавая в Японии профсоюзы, американцы радели о своих интересах в конкурентной борьбе.

Тем не менее реформы первых послевоенных лет изменили социально-экономическую и политическую обстановку в стране, привели к некоторому росту до­ходов трудящихся, оживила внутренний рынок.

Но вот оккупированная Япония, на которую аме­риканцы поначалу смотрели как на поверженного ти­хоокеанского соперника, стала играть в политике США совеем иную роль: она оказалась ближней ты­ловой базой в тех войнах, которые американский им­периализм развязал в Азии — сначала в Корее, а за­тем во Вьетнаме.

Через пять лет после капитуляции еще лежавшая в руинах Япония вдруг стала прифронтовой полосой корейской войны. Американцам надо было срочно ор­ганизовать снабжение войск, ремонт боевой техники. Тут-то и пролился на Японию золотой дождь интен­дантских заказов. Три миллиарда долларов было впрыснуто в организм частного предпринимательства. По тем временам — деньги немалые.

Такая инъекция послужила изначальным толчком послевоенной деловой активности. Без нее потребова­лось бы, наверное, целое десятилетие, чтобы сдвинуть с места парализованную разрухой японскую экономику.

Как известно, вооруженные силы США остались в Японии и после формального прекращения оккупа­ционного режима—на основании "договора безопас­ности". Причем японский монополистический капитал сумел использовать к своей выгоде положение, в ко­тором оказалась страна. Именно благодаря американ­скому военному присутствию Япония смогла тратить на вооружение значительно меньше средств, чем дру­гие развитые страны Запада.

Военные расходы Японии, которые в 30—40-х го­дах поглощали примерно 9 процентов ее валового на­ционального продукта, в течение всех послевоенных десятилетий, вплоть до 80-х годов, не превышали 1 процента ВНП. (Англия все это время тратила в 5—6 раз больше.)

Разумеется, после того как валовый национальный продукт Японии перевалил за 1000 миллиардов дол­ларов, даже 1 процент его составляет гигантскую сумму. Этих 10—15 миллиардов долларов достаточно для создания более мощного военного потенциала, чем имела в свое время милитаристская Япония. Ми­ролюбивая общественность правомерно бьет тревогу по поводу ежегодного увеличения военных ассигнова­ний. Однако даже при том, что в абсолютном исчис­лении военные расходы растут, они не служат для японской экономики столь непосильным бременем, как, скажем, для английской. (В три с лишним раза уступая Японии по объему ВНП, Англия тратит на военные цели вдвое больше средств.)

Потерпев военное поражение, Япония лишилась своих колоний, возможности эксплуатировать недра захваченных земель, рабский труд корейских и китай­ских рабочих. Кое-кто считал, что экономика бывшей метрополии окажется нежизнеспособной. Но подобные прогнозы не сбылись.

Когда деньги, нажитые на корейской войне, вос­кресили деловую активность, за умелыми рабочими руками дело не стало. Многие отрасли, работавшие на военные нужды, например металлургия, судострое­ние, оптика, сохранили костяк опытных специалистов. Наряду с высоким общеобразовательным уровнем мо­лодежи в целом все это обеспечило промышленности достаточный приток квалифицированных кадров. Что же касается отсутствия собственного сырья, то, по мнению японских предпринимателей, на ка­ком-то этапе это даже помогло стране совершить стре­мительный рывок вперед. Япония, считают они, смогла сосредоточить все силы на создании самых новых и перспективных отраслей индустрии именно потому, что у нее не висели гирями на ногах добывающие отрасли—наименее рентабельные, наиболее трудоем­кие и капиталоемкие.

Избавив себя от обременительных расходов на модернизацию рудников, шахт, железнодорожных перевозок, японские монополии сделали ставку на мор­ской транспорт, на те новые возможности, что откры­лись с созданием судов-гигантов и механизацией погрузочно-разгрузочных работ.

Бедная полезными ископаемыми, Япония богата... побережьем. Это оказалось огромным преимуществом для страны в условиях удешевления морских перевозок. На каждый квадратный километр японский тер­ритории приходится 72 метра побережья, вдвое боль­ше, чем в другой островной стране — Англии, и в две­надцать раз больше, чем в США,

Извилистая береговая линия Японских островов благоприятствует тому, чтобы почти каждое промыш­ленное предприятие, перерабатывающее импортное сырье в экспортную продукцию, имело собственный порт.

Старые металлургические заводы строились вблизи угольных шахт Кюсю или Хоккайдо. После войны их стали создавать "на воде". С одной стороны насып­ного участка оборудуется приемный порт, где руда, уголь и другое сырье прямо с судов поступают в обра­ботку. А на противоположной стороне отвоеванной у моря территории создается отгрузочный порт, куда поступает готовая продукция. Именно так были заду­маны и построены 15 новых металлургических комби­натов, благодаря которым Япония обеспечила потреб­ности своей индустрии и стала поставщиком стального листа и труб на мировой рынок.

Став продолжением цехов, порты сократили до минимума нужду в железнодорожных перевозках. Япония сейчас почти не знает товарных поездов. Под­считано, что доставить тонну коксующегося угля мо­рем из Австралии в Японию дешевле, чем по железной дороге из Рура в Лотарингию.

Словом, пользуясь преимуществами морских пере­возок, японские фирмы предпочитали покупать сырье в наименее обработанном виде, чтобы максимально обогащать его человеческим трудом, то есть тем ви­дом ресурсов, которым страна наделена в достатке.

На каком-то этапе отсутствие собственной добы­вающей промышленности облегчило Японии задачу сравняться с западными соперниками и даже пере­гнать их. Однако обострение конкурентной борьбы на мировом рынке, особенно в области энергетических ресурсов, все чаще напоминает об уязвимости япон­ской экономики, ее зависимости от зарубежных источ­ников сырья и энергии.

Тем не менее разгон был взят. В гонку со своими западными соперниками Япония вступила "налегке".

Первой отраслью, в которой Япония завоевала ми­ровое первенство, стало судостроение. Можно напом­нить, что еще в годы второй мировой войны под япон­ским флагом ходили два крупнейших в мире линко­ра—"Ямато" и "Мусаси".

В 1955 году, то есть как раз в ту пору, когда Япония вышла на первое место в мире по судостроению, в США появился первый приемник на транзисторах. Однако перспективность этого события в радиотехнике прежде американцев оценили японцы. Буквально несколько месяцев спустя фирма "Сони" выпустила в широкую продажу карманный радиоприемник. Он положил начало "буму транзисторов"—массированному прорыву на мировой рынок совершенно нового вида продукции с маркой "Сделано в Японии".

''Не столько нашей изобретательностью, сколько умением распознавать неиспользованные возмож­ности чужих изобретений, нам удается опережать зарубежных конкурентов'',—отмечает г-н Масару Ибука,президент фирмы ''Сони''

Президент "Сони" любит повторять, что теряет ин­терес к продукции, как только она перестает быть новинкой. Едва выпуск миниатюрных радиоприемни­ков на транзисторах освоили другие японские компании, "Сони" сделала ставку на цветные телевизоры. Благодаря их высокому качеству и надежности, она сумела победить в конкурентной борьбе даже амери­канские фирмы, которые специализировались на те­левизионной технике еще с довоенных лет.

Чтобы не терять времени иа научные исследования и на внедрение новых открытий в производство, япон­ские предприниматели сделали ставку на импорт зарубежной мысли, на массовое заимствование из других стран передовой техники и технологии.

Ставка на импорт зарубежной технической мысли в целом оправдала себя, хотя имела и отрицательные последствия. Она привела к отставанию фундамен­тальных наук. Японские ученые сосредоточили внима­ние на прикладных исследованиях, видели свою за­дачу лишь в том, чтобы приспосабливать заимство­ванную технологию для массового производства.

Вплоть до 70-х годов американские и западноев­ропейские фирмы продавали свои лицензии в патенты сравнительно дешево. Им казалось, что эта техноло­гия все равно скоро устареет или будет скопирована японцами вовсе без всякого вознаграждения. Но по­том они поняли, что проявили близорукость, недо­оценив угрозу японской конкуренции в дальней пер­спективе.

 

…Япония усвоила себе все наши новейшие изобретения и открытия, испытала все системы, какие она нашла в Европе, и применила их у себя не точно в таком виде, нет,—она применила их настолько, насколько это нужно было для укрепления ее сил. Она воспользовалась Европой как лестницей, по ступень­кам которой взобралась на вершину Дальнего Вос­тока.

Эрнст фон Гессе-Вартег (Германия), Япония и японцы. 1904



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: