Приёмы формирования читательской грамотности в урочной и внеурочной деятельности.




Дреева Г.Н, учитель русского языка, литературы, обществознания МБОУ «ООШ № 5»

Готовясь к выступлению по заявленной теме, я изучила методическую литературу по теме и пришла к выводу, что в выступлении не стоит заострять внимание на технологиях, приемах из ТРКМ, которые известны большинству и о которых говорится в каждой статье, посвященной проблеме формирования читательской грамотности.

Хочу поделиться конкретными примерами заданий, которые использую на уроках с целью формирования читательской грамотности, а также рассказать об источниках, содержащих подобные задания.

Часто коллеги сокрушаются по поводу того, что нет в достаточной мере заданий, направленных на формирование читательской грамотности. Поэтому я решила проанализировать с этой точки зрения УМК, по которым работаю, и показать, как я стараюсь разнообразить задания.

УМК «Русский язык» 5 -9 классы (под редакцией М.М. Разумовской) содержит 5 ключей к изучению русского языка: читать, понимать, структурировать, конструировать, рассуждать. Собственно то, что подразумевает под собой читательская грамотность. Проиллюстрирую примерами заданий.

фото 1 фото 2 фото 3

Задания из учебника 6 класса направлены на умения читать – понимать – рассуждать- создавать. Задание на конструирование текста: 5 класс. Прочитайте отрывок. Проследите за строением абзаца: где делается заявка на тему, где она разрабатывается, где тема исчерпана? Выделите основные части абзаца: зачин, развитие мысли, конец. Рассмотрите тексты – абзацы. Все ли части абзаца в них имеются? Какой вывод о строении абзаца позволяют сделать данные тексты? Написание текста по началу (цитата, мысль, тема, идея…): Перед вами начало сочинения. Содержится ли в нем основная мысль? Сколько абзацев следует построить, чтобы основная мысль была проведена? Продолжите сочинение: Недавно мне подарили котенка. Он такой любопытный, трусливый и обидчивый…

В своей практике я дополняю тексты из упражнений дополнительными текстами и заданиями, направленными на формирование читательской грамотности. Например, упражнение из учебника 5 класса: Текст 1. В книге «Знаки препинания», вышедшей в 1883 году, ее автор, В.И. Ган, пишет: «Один преступник, осужденный на смертную казнь, подал королю прошение о помиловании. Великодушный король наложил на прошение резолюцию: «Помиловать, не следует казнить». Но секретарь по ошибке переставил запятую, и резолюция получилась в таком виде: «Помиловать не следует, казнить».

Текст 2 Жил-был лентяй Борис.

Однажды сидел он за столом, пил молоко и разглядывал диктант. Посмотрел Борис на пометки, сделанные учительницей, и подумал: «Поставлю-ка я рядом с красной точкой и красной запятой свои, фиолетовые, а учительнице скажу, что она не заметила моих знаков. Придется ей исправить двойку на троечку!» Как подумал, так и сделал. Знаки препинания ужасно возмутились:

– Не дадим в обиду учительницу! Проучим лентяя!

Собрание знаков решило, что Точка и Запятая уйдут из диктанта в свою родную чернильницу. Путешественники шли и разговаривали:

– Разве могут знать лентяи,

Как важна ты, Запятая?

Как важна я, Точка!

Вот, к примеру, строчка,

Если так стою в тетрадке,

Значит, в жизни все в порядке.

Если ж встану я вот так,

В жизни будет кавардак.

Задания к текстам: Озаглавьте текст 1

Сформулируйте и запишите основную мысль текста 1

Что означает выражение: «Великодушный король наложил на прошение резолюцию?»

Определите лексическое значение слова резолюция

Какова роль запятой в данной резолюции?

Прочитайте текст 2. Почему знаки препинания решили проучить Бориса?

Пройдите по ссылке

https://www.wiki.vladimir.iedu.ru/images/a/af/Zdybel_Znatotchki_Neznaika.pdf

и прочитайте текст. Почему, на ваш взгляд, невозможно обойтись без запятой?

Придумайте пост для страницы в социальной сети ко Дню русского языка о роли запятой в тексте.

Бывает, что задания из других учебников более интересны, современны, использую их в качестве дополнительного материала: например, при изучении темы «Характеристика человека »:

фото 4

5 класс. «Речевое общение»:

фото 5

6 класс. «Официально – деловой стиль»:

фото 6

УМК «Литература» 5-9 классы (под редакцией В.Я. Коровиной).

Литература – один из важнейших предметов в системе школьного образования, в котором сочетаются интеллектуальные, эстетические и нравственные аспекты. Уроки литературы зачастую предлагают ученику работу с художественным текстом, чего в современном мире недостаточно. Современный школьник находится в постоянном поиске необходимой информации, что предполагает работу с такими видами текстов, как публицистический и научно-познавательный (например, словарные статьи по теории литературы, отрывки из публицистических текстов по тематике изучаемого произведения) Безусловно, что все задания, относящиеся к текстам, направлены на формирование умений работать с ним. И на уроке литературы учитель может применять множество приемов из ТРКМ и стратегии смыслового чтения (толстые и тонкие вопросы, чтение с остановками, синквейн, 6 шляп, монолог от лица разных лиц, бортовой журнал и т.д).

Проанализировав, задания к тестам 6 класса, можно увидеть, что авторы учебника включают разнообразные задания для формирования читательской грамотности. Например, фото7 фото 8

Но часто ли мы организуем проектную деятельность на уроках литературы и русского языка?

УМК «Обществознание» 5-9 классы (А.И. Кравченко, Е.А. Певцова, С.В. Агафонов). Уже в структуре учебника заложены задания для формирования читательской грамотности: работа с источником, например, Конституция РФ, даны темы проектных работ и практических заданий, творческие задания.

В качестве дополнительного материала я использую задания из ВПР и проверочные работы составляю по аналогии с этими заданиями. На уроках обществознания есть возможность поработать с несплошными текстами.

фото 9

Иногда получается интегрировать задания из разных предметов:

 

фото 10

При подготовке занятий внеурочной деятельности у учителя больше возможностей для разнообразных заданий при работе с разными видами текстов. В настоящее время в рамках часов учебного плана из части, формируемой ОУ, я провожу курс «Учимся работать с текстом» для обучающихся 6 классов МБОУ «ООШ № 5» разработан на основе программы Васильевой В.В., Ежовой Е.В. «Учимся работать с текстом. 5–9 классы» (ФГОС ООО) (Васильева В. В., Ежова Е. В. Программа курса внеурочной учебной деятельности «Учимся работать с текстом. 5–9 классы» (ФГОС ООО). Программа обеспечена комплектом рабочих тетрадей: Зайцева О. Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста. 6 класс. — М.: Издательство «Экзамен», 2014. — 136 с.

Во время работы Летнего оздоровительного лагеря для профильного отряда гуманитарной направленности создала и реализую краткосрочные программы «Чтение с увлечением», цель: формирование и развитие читательской компетенции. Программа «Иллюстрирование произведений детских писателей, поэтов», цель: знакомство детей с профессией художник-иллюстратор, создание авторской иллюстрации к любимому произведению (композиционное и цветовое решение работы).

Для подготовки к урокам и занятиям по внеурочной деятельности использую пособия: Русский язык. Сборник задач по формированию читательской грамотности. 8 – 11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [С.Ю. Гончарук и др.]. М.: Просвещение, 2019. 208 с.,

Задачи, направленные на формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы (5–9 класс): учебно-методическое пособие / сост. С.В. Трухина, Г.Н. Масич. – Красноярск, 2021. 325 с.

Использую интернет – ресурсы: Яндекс. Учебник, Skysmart Класс, на данных платформах размещены задания по читательской грамотности, их удобно давать в качестве домашней работы, так как, например, в электронной тетради Skysmart Класс есть задания «Подготовка к PISA», которые проверяются автоматически, учитель видит ошибки, время, потраченное на выполнение заданий. Также я задаю домашние задания по всем преподаваемым предметам на Учи.ру, Skysmart Класс, где есть и традиционные задания, и задания, посредством которых у обучающихся формируются умения работать с разными текстами.

Таким образом, современные УМК, электронные платформы направлены на формирование читательской грамотности, а заинтересованный учитель может дополнить задания и разнообразить уроки «правильными заданиями»: учебные исследования, проекты, кейсы, ролевые и деловые игры, комплексные задания. На мой взгляд, следует чаще использовать задания на демонстрацию «понимания смыслов»: задания типа «приведи пример…», «вырази с помощью…», «поясни термин, утверждение…», «изобрази…», создавать учебные ситуации, инициирующие учебную деятельность школьников: вызывать удивление, желание уточнить и/или возразить, давать опережающие домашние задания, использовать загадки, парадоксы, афоризмы, дилеммы, диспуты и дискуссии, инсценировки, использовать общие увлечения, давать «полезные» задания. Чтобы способствовать переводу знаний из пассивных в активные, необходимо предлагать задания, которые отличает неопределённость в способах действий (нет явных и скрытых указаний на способ действий, нужен «перевод» с обыденного языка на язык предмета, допустимы альтернативные подходы и решения); проблемность во внеучебном контексте (необходимо принять осознанное решение, сделать выбор; проблема поставлена ВНЕ предметной области, ситуация близка и понятна школьникам, затрагивает их личностно); создавать учебные ситуации, требующие применения знаний использовать практики развивающего обучения: учение в общении, или учебное сотрудничество, поисковая активность, самостоятельная оценочная деятельность школьников.

 

Библиография

1. Бравина Е.Л. Формирование читательской грамотности как требование ФГОС и ресурсный потенциал личностно ориентированного обучения. [Электронный ресурс]//Режим доступа: https://shmo-rus-bal- sch30.edumsko.ru/articles/post/1549642(дата обращения: 05.11.2011)

2. А. Булгакова. Разбираемся вместе с руководителем направления «Словесность» в Яндекс. Учебнике Анной Булгаковой: [Электронный ресурс]//Режим доступа: https://teacher.yandex.ru/posts/kak-razvivat-funktsionalnuyu-gramotnost-na-urokakh-russkogo-yazyka-s-yandeks-uchebnikom (дата обращения: 05.11.2011)

3. Ю. Гостева. Параграф в учебнике русского языка – терра инкогнита или территория смысла? [Электронный ресурс]// Режим доступа:https://uchitel.club/events/paragraf-v-uchebnike-russkogo-yazyka-terra-inkognita-ili-territoriya-smysla/(дата обращения: 05.11.2011)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: