Умение делать выписки и составлять тезисы




Умение читать

Надо уметь читать в разном темпе. Быстрое чтение надо для знакомства с информацией, для экономии времени. Отыскивая в книге нужное место, мы скользим беглым взглядом по середине строк. Широкое поле зрения позволяет вовремя заметить нужную информацию. Всё остальное практически не осмысливается и не запоминается.

Правила быстрого чтения

· используйте только зрение, не повторяя про себя текст;

· воспринимайте слово не по буквам, а как отдельный знак;

· старайтесь воспринимать одновременно несколько слов или фраз;

· двигайтесь взглядом не по строчкам, а по середине страницы сверху вниз, используя так называемое периферическое зрение;

· не возвращайтесь к уже прочитанному во время чтения.

Однако у быстрого чтения есть свои минусы: например, снижается критическое отношение к материалу, отсутствуют ассоциации. Кроме того, если не позаботиться о развитии творческого начала, такое чтение способствует догматическому мышлению. Поэтому наряду с быстрым чтением, полезно осваивать умение читать медленно.

Для этого нужно определить практическую ценность нового материала, выявить его связи, как внутренние, так и с ранее известным, и затем превратить в часть собственных знаний. А для этого уже надо работать, как говорится «с карандашом в руке».

Глоссарий

Слово «глоссарий» произошло от «глосса», которое означает перевод или толкование непонятного слова или выражения преимущественно в древних памятниках письменности. Греческое слово glossa означает устаревшее или диалектное слово или выражение. В наше время глоссарий – это комплексное введение в какую-либо тему, словарь терминов с переводом и толкованием, комментариями и примерами. Глоссарий – это словарь определенных понятий или терминов, объединенных общей специфической тематикой.

Каково назначение глоссария? Глоссарий необходим для того, чтобы изучая какую-то тему или читая незнакомый текст без труда для себя найти объяснение мудреных слов и сложных терминов.

Как составить глоссарий? Для начала внимательно прочитайте и ознакомьтесь с текстом. Наверняка, вы встретите в нем много различных терминов, которые имеются по данной теме. После того, как вы определили наиболее часто встречающиеся термины, вы должны составить из них список. Слова в этом списке должны быть расположены в строго алфавитном порядке, так как глоссарий представляет собой не что иное, как словарь специализированных терминов. После этого начинается работа по составлению статей глоссария. Статья глоссария - это определение термина. Она состоит из двух частей:

1) точная формулировка термина в именительном падеже;

2) содержательная часть, объемно раскрывающая смысл данного термина.

Правила составления глоссария

- стремитесь к максимальной точности и достоверности информации;

- старайтесь указывать корректные научные термины и избегать всякого рода жаргонизмов. В случае употребления такового, давайте ему краткое и понятное пояснение;

- излагая несколько точек зрения в статье по поводу спорного вопроса, не принимайте ни одну из указанных позиций. Глоссария - это всего лишь констатация имеющихся фактов;

- также не забывайте приводить в пример контекст, в котором может употреблять данный термин;

- при желании в глоссарий можно включить не только отельные слова и термины, но и целые фразы.

Умение делать выписки и составлять тезисы

Выписки делают для того, чтобы собрать во время чтения интересные выражения, выводы и их доказательства, статистические данные, факты и примеры, имеющие отношение к изучаемому вопросу. К выпискам прибегают в тех случаях, когда почти невозможно передать мысль автора своими словами.

Внимательно читайте текст и по ходу чтения коротко выписывайте основные мысли. Стремитесь к краткости записи.

Выписки лучше делать на отдельных листочках (карточках). Выписывая цитату, желательно указать название книги, фамилию автора, год издания, страницу.

Тезисы — кратко сформулированные основные положения, главные мысли научного труда, статьи, доклада, курсовой или дипломной работы и т. д. К тезисам, как и к любому другому профессионально написанному тексту, есть единые требования. Несмотря на то, что некоторые пункты роднят их с сочинением, не следует забывать: прежде всего, это не литературное, а научное произведение со всеми вытекающими отсюда выводами.

- Заголовок должен соответствовать главной теме. Лучше выбирать название уже после написания основной части – тогда оно будет точнее.

- Тема выбирается четкой и достаточно узкой: лаконичный формат тезисов не позволяет слишком уходить от сути.

- Даже в кратком формате должны органично присутствовать примеры.

- Небольшое вступление отвечает на главный вопрос всего материала. Размер вступления – 1 небольшой абзац.

- Основная часть тоже должна быть структурированной: несколько утверждений – несколько подразделов. Каждое утверждение подтверждается примером, особенно если речь идет об исследовательской работе.

- Заключение подводит итог всего вышесказанного и дает подсказку, где искать более развернутую информацию. Оно тоже небольшое по размеру, как и вступление.

- В научных тезисах еще обязательно следует уделить внимание цитатам, сноскам и ссылкам, а также иллюстративному материалу.

Тезисы дадут вам возможность представлять свою работу на любой конференции: теперь вы не забудете, о чем должны сказать, и сделаете это профессионально.

Читая, старайтесь понять смысл. Чаще ставьте перед собой вопросы. Существуют вопросы различных видов:

· простые (что? где? когда? зачем?);

· уточняющие (правильно ли я понял?);

· интерпретационные (почему?);

· оценочные (что хорошо? что плохо?);

· практические (для чего?);

· творческие (что было бы?).

Тонкие вопросы это вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.

Толстые вопросы – это вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения погружаться в текст, умения анализировать.

 

Таблица 7. Тонкие и толстые вопросы

 

Тонкие вопросы Толстые вопросы
Кто? Почему?
Что? В чем различие...?
Когда? Что будет, если…?
Согласны ли Вы...? Как вы думаете?
Верно ли...? Предположите, что произойдет (произошло бы)…
Мог ли...? С чем связано…?
Перечислите… Дайте объяснение…

 

Данный прием помогает анализировать информацию в контексте личного опыта и развивает навык работать в малых и больших группах, позволяя выслушивать оппонента и доказательно высказывать свою точку зрения.

Умение составлять план текста

План текста – это перечень основных мыслей, расположенных в такой последовательности, которая отражает логику текста. Чтобы составить план, весь текст нужно разделить на микротемы (как правило, это абзацы текста), каждая из которых объединена определённой мыслью и имеет логическую завершённость. Выделяя основную мысль, вы формируете пункт плана. Составление плана способствует лучшему пониманию текста:

· раскрывает содержание текста;

· отражает последовательность развития авторской мысли;

· восстанавливает в памяти содержание текста;

· ускоряет работу над текстом сжатого изложения;

· помогает сохранить авторский стиль;

· организует самоконтроль;

· сосредотачивает внимание.

Принципы составления плана:

1 Прочитайте произведение.

2 Определите идею, то есть главную мысль.

3 Сформулируйте идею в нескольких предложениях.

4 Выразите идею в одном предложении.

5 Разделите произведение на части.

6 Озаглавьте каждую часть.

7 Прочитай название частей и проверь, насколько точно они передают содержание текста; не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода.[12,с.45]

Виды планов

1 Вопросный

План записывают в форме вопросов к каждой смысловой части текста. Вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстанавливать содержание всего текста. При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова «как», «сколько», «когда», «почему», и т.д., а не словосочетания с частицей «ли» («есть ли» и т.п.).

2 Назывной

План записывается в виде названий каждого абзаца.

3 Тезисный

План записывается в виде тезисов. Тезис - это кратко сформулированная идея абзаца или части текста.

4 Планопорная схема

Этот план состоит из «опор», то есть слов или словосочетаний, предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По «опорам» легко восстановить текст.

Выбор «опор» зависит от особенностей вашей памяти, целей и задач, которые вы ставите. Опорную схему каждый человек составляет так, чтобы ему было удобно ею пользоваться.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: