Обеспечение учебной дисциплины.




УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

 

MANAGERIAL DECICIONS

 

 

Язык обучения – русский

 

Трудоемкость - 3 зачетные единицы

 

Регистрационный номер

рабочей программы:

 

  /   /  

 

 

Санкт-Петербург


1. Характеристики, структура и содержание учебной дисциплины.

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины.

Цели изучения дисциплины:

¾ ознакомить студентов с основами разработки и принятия управленческих решений на предприятиях различных форм собственности;

¾ сформировать понимание основных методов и моделей принятия управленческих решений в различных проблемных ситуациях.

Поставленные цели определяют следующие задачи:

¾ знанию методов системного, процессного и ситуационного анализа проблемных ситуаций,

¾ осуществлять их качественный и количественный анализ для обоснования и выбора управленческого решения, в том числе в условиях конфликтов интересов.

1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты).

 

Для успешного освоения дисциплины студенты должны знать теоретические основы макро- и микроэкономики, актуальные проблемы современного менеджмента, современные информационные технологии в экономике.

1.3. Перечень компетенций, формируемых при изучении дисциплины.

ПК-13: способен применять теоретический аппарат и инструментальные средства при моделировании и исследовании стохастических процессов и явлений, владеет базовыми знаниями в сфере принятия решений в условиях риска и неопределенности;

ПК-15: способен принимать организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность.

1.4. Знания, умения, навыки, приобретаемые студентами при изучении дисциплины.

Основные знания, приобретаемые студентами при изучении дисциплины:

¾ систематизация методов подготовки и принятия решений;

¾ формирование представлений об организации процессов принятия управленческих решений и контроля их выполнения;

Основные навыки, приобретаемые студентами при изучении дисциплины:

¾ разработка альтернативных вариантов и обоснование выбора управленческих решений;

¾ организация групповой экспертизы эффективности принимаемых управленческих решений.

1.5. Перечень и объём активных форм учебной работы по дисциплине.

Основными видами активных форм обучения являются групповые управленческие решения реальных проблем на основе синергетического подхода, выполняемых в составе малых групп (команд) или индивидуально.

 

1.6. Организация изучения дисциплины, текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации.

Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся

 

Код модуля Аудиторная учебная работа обучающихся Самостоятельная работа текущий контроль Промежуточная аттестация Объём активных форм учебной работы
лекции семинары консультации практические занятия лабораторные работы контрольные работы коллоквиумы текущий контроль
промежуточная аттестация

 

под руководством преподавателя в присутствии преподавателя без участия преподавателя
Модуль 1. Принципы и методы принятия рациональных УР Лекция 1: Управленческие решения в системе управления. Лекция 2: Классики менеджмента о принятии управленческих решений                              
                       
Модуль 2. Альтернативные способы принятия УР Лекция 3: Характеристика методов принятия управленческих решений Лекция 4: Принятие решений в конфликтных ситуациях Лекция 5: Ошибочные управленческие решения Лекция 6: Принятие управленческих решений в условиях неопределенности                                
                       
Модуль 3. Групповые методы разработки и принятия управленческих решений. Лекция 7: Синергетическая модель принятия управленческих решений И.Адизеса Лекция 8: Новая парадигма менеджмента и управленческие решения                                
                       
ИТОГО:                              
                                 

 

Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Код модуля Период по учебному графику Промежуточная аттестация Всего зачётов и экзаменов Текущий контроль
Виды Сроки   Формы Сроки
Модуль 1 24 - 28 учеб. неделя          
Модуль 2 29 - 34 учеб. неделя          
Модуль 3 35 - 38 учеб. неделя          
зачет 39 учеб.неделя      

 

1.7. Структура и содержание учебной дисциплины.

Модуль 1. Принципы и методы принятия рациональных УР

Лекция 1: Управленческие решения в системе управления. - (4 часа).

Управленческое решение как выбор альтернативных вариантов разрешения проблемной ситуации. Основные характеристики управленческих решений. Классификация управленческих решений. Типология управленческих решений, факторы и условия их эффективности и оптимальности. Требования, предъявляемые к управленческим решениям.

Процесс принятия управленческих решений: общая характеристика. Принципы принятия управленческих решений. Программируемые и непрограммируемые решения. Участники процесса принятия и реализации управленческого решения. Лицо, принимающее решение.

Рациональное решение проблем. Процессная модель принятия программируемых управленческих решений. Этапы принятия рациональных управленческих решений. Особенности принятия решений при традиционном, системном и ситуационном подходе.

Лекция 2: Классики менеджмента о принятии управленческих решений(4 часа).

Концепция ограниченной рациональности Герберта Саймона. Модель «мусорной корзины» Джеймса Марча. Теория локальных приращений Чарлза Линдблома. Модель принятия решений руководителем Виктора Врума. Пять стилей принятия решений. Сопротивление изменениям. Анализ и классификация причин и видов сопротивлений изменениям. Формы проявления сопротивления.

 

Модуль 2. Альтернативные способы принятия УР.

Лекция 3: - Характеристика методов принятия управленческих решений (3 часа).

Ситуационный анализ и принятие управленческих решений. Характеристика основных типов проблемных ситуаций. Методы ситуационного анализа. Кейс-метод, мозговая атака, двухуровневое анкетирование. Интуитивные решения. Решения, основанные на суждениях. Случайные решения. Нетрадиционные методы принятия управленческих решений.

Лекция 4: Принятие решений в конфликтных ситуациях (3 часа).

Особенности принятия решений в условиях конфликта. Источники возникновения и динамика развития конфликтных отношений. Характеристика и классификация конфликтных ситуаций. Стратегии поведения менеджеров в условиях конфликта. Рациональные способы выхода из конфликта. Особенности процедур посредничества по разрешению конфликтов в процессе принятия управленческих решений.

Лекция 5: Систематические ошибки менеджеров при принятии управленческих решений (2 часа).

Наиболее распространенные ошибки при принятии управленческих решений. Экономические, организационные и психологические аспекты разработки и принятия ошибочных управленческих решений. Основные причины принятия ошибочных решений. Учет интересов участников при разработке управленческих решений.

Лекция 6: Принятие управленческих решений в условиях неопределенности (4 часа).

Неопределенность и риски при принятии УР. Классификация рисков. Задача обоснования управленческих решений в условиях неопределенности. Принятие управленческих решений в условиях стохастического и поведенческого рисков. Методы минимизации управленческих рисков. Методы учета отношений менеджеров к рискам. Процесс управления рисками. Система риск-менеджмента: уроки лидеров.

Модуль 3. Групповые методы разработки и принятия управленческих решений.

Лекция 7: - Синергетическая модель принятия управленческих решений И.Адизеса (6 часов).

Роль человеческого фактора в процессе разработки управленческого решения. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений. Личные оценки руководителя. Управленческие роли и стили принятия УР (одинокого рейнджера, бюрократа, поджигателя, интегратора, пустышки и книжного менеджера).

Сущность синергетического подхода к управлению и метода А*С/М И. Адизеса. Структуру метода А*С/М. Организационная голограмма и принципы формирования эффективных управленческих команд. Операционное связующее звено и его функции. Этапы подготовки и принятия управленческих решений в синергетической модели.

Лекция 8: Новая парадигма менеджмента и управленческие решения (4 часа).

Суть новой парадигмы интеллектуального менеджмента ХХ1 века. Система подготовки и принятия управленческих решений в Дженерал Электрик. Формула эффективного лидерства Джека Уэлча – 4Е. Характеристика «безграничного стиля» в принятии управленческих решений.

Обеспечение учебной дисциплины.

2.1. Методическое обеспечение учебной дисциплины.

2.1.1. Методическое обеспечение аудиторной работы.

На первом занятии преподаватель знакомит студентов с рабочей программой учебной дисциплины и задачами проведения самостоятельной работы, а также доводит до студентов требования к текущему контролю. Рекомендуя литературу для самостоятельной работы, преподаватель должен максимально использовать возможности, предлагаемые библиотекой факультета и университета.

Преподавателю необходимо ориентировать студентов на то, что в подборе материала к занятиям следует руководствоваться данной рабочей программой, обращая внимание на вопросы, указанные в обязательных требованиях к содержанию курса.

2.1.2. Методическое обеспечение самостоятельной работы.

Приступая к изучению учебной дисциплины, магистранту следует ознакомиться с программой учебной дисциплины, перечнем литературы, интернет-сайтов и информационными материалами для самостоятельного изучения, подготовленных преподавателем.

2.1.3. Методика проведения текущего контроля успеваемости и критерии оценивания.

Текущий контроль за успеваемостью студентов включает:

- проведение трех самостоятельных работ по трем модулям курса;

- контроль за посещаемостью.

Самостоятельные работы проводятся после завершения лекции каждого модуля и состоят из десяти вопросов, позволяющих оценивать усвоение и понимание магистрантами содержания курса. Вопросы предлагаются в форме теста (не менее пяти ответов) или открытой форме. Время проведения – 45 минут. Пользоваться конспектами, справочными материалами, компьютерами и мобильными телефонами нельзя. Преподаватель проводит анализ выявленных ошибок и оценивает работы. Каждый вопрос оценивается от 0 до 2 баллов в зависимости от правильности и полноты ответов.

Посещаемость магистрантов также оценивается преподавателем от 0 до 5 баллов.

Общая сумма баллов, учитывая все формы текущей работы, может достигать 65 баллов. Магистранты, набравшие более 35 баллов, получают зачет. Остальные пишут аттестационную работу, которая включает 20 вопросов. Время проведения – 60 минут. Зачет выставляется в соответствии с приведенными критериями с учетом баллов за самостоятельные работы.

Пересдача зачета происходит в той же форме с использованием других вариантов письменной работы. Форма возможной второй пересдачи устанавливается экзаменационной комиссией.

 

2.1.4. Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине (контрольно-измерительные материалы).

Перечень примерных вопросов для текущего контроля и аттестационной работы приводится ниже.

1. Сущность и задачи процесса принятия решения.

2. Природа процесса принятия управленческих решений.

3. Особенности механизма принятия решений.

4. Программируемые и непрограммируемые решения.

5. Рациональное и интуитивное решение проблем.

6. Этапы принятия рациональных управленческих решений.

7. Алгоритм разработки управленческих решений.

8. Алгоритм принятия решений при традиционном, системном и ситуационном менеджменте.

9. Структура управления и уровни принятия решения.

10. Централизация и децентрализация процессов принятия УР.

11. Системный анализ процессов принятия управленческих решений.

12. Ситуационный анализ процессов принятия управленческих решений.

13. Типология управленческих решений.

14. Условия и факторы, определяющие качество управленческих решений.

15. Организация процесса разработки управленческого решения.

16. Уточните названия и порядок следования этапов процессной модели ПУР

17. Основные классификации управленческих решений.

18. Приемы и способы разработки оптимальных решений.

19. Формулировка ограничений и критериев принятия решений.

20. Административные условия разработки управленческого решения.

21. Индивидуальные качества менеджера и стиль руководства в процессе принятия решений.

22. Наиболее распространенные ошибки при принятии управленческих решений

23. Выявление, оценка и выбор альтернатив.

24. Проблемная ситуация и альтернативные варианты ее разрешение.

25. Рациональное решение проблем. Диагностика проблемы.

26. Характеристика и классификация конфликтных ситуаций.

27. Стратегии поведения менеджеров в условиях конфликта.

28. Формы разрешения конфликтов в коллективе.

29. Методы воздействия на участников конфликта.

30. Рациональные способы выхода из конфликта.

31. Особенности процедур посредничества по разрешению конфликтов в процессе принятия управленческих решений.

32. Методы оптимизации решений в рамках ведения переговорного процесса.

33. Контроль реализации управленческого решения как способ его оценки и корректировки.

34. Роль синергетического эффекта в формировании оптимального решения.

35. Составляющие эффективности управленческого решения.

36. Сущность синергетического подхода к управлению и метода А*С/М И. Адизеса.

37. Управленческие роли и стили принятия УР.

38. Организационная голограмма и принципы формирования эффективных управленческих команд.

39. Структуру метода А*С/М.

40. Операционное связующее звено и его функции.

41. Этапы подготовки и принятия управленческих решений в синергетической модели.

Примерная структура аттестационного теста:

А.Уточните названия и порядок следования этапов процессной модели ПУР

 ____________________ проблемной ситуации

 Формулирование ___________________

 Оценка ________________________________

 Формирование ограничений отбора и _______________________________

 _______________________________ УР на основе контрольной информации

 ___________________ исходной информации

 Выбор _______________________________

 

Б. Что такое оптимальное УР?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

В. Зачем нужен ситуационный анализ принятия управленческих решений?

 разрабатывать универсальные принципы и правила, которые следует применять во всех ситуация

 для изучения многочисленных исключений из правил ПУР с целью адаптации к ним общей схемы

 ситуационный подход (в отличие от системного и процессного подходов) дает правильное представление о ситуации

 для выявления и описания особых типов ситуаций и наиболее эффективных методов их разрешения

2.2. Кадровое обеспечение учебной дисциплины.

2.2.1. Требования к образованию и (или) квалификации штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к преподаванию дисциплины.

К чтению лекций должны привлекаться преподаватели, имеющие учёную степень доктора наук (в том числе степень Ph.D., прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и/или учёное звание профессора, а также кандидаты наук и/или доценты – высококвалифицированные специалисты по данной дисциплине. Специалисты, привлекаемые к проведению занятий, должны иметь базовое образование и/или учёную степень, продолжительный опыт работы в компании или организации, соответствующие коммуникационные навыки.

2.2.2. Требования к обеспеченности учебно-вспомогательным и иным
персоналом.

Учебно-вспомогательный и инженерно-технический персонал должен иметь соответствующее высшее или среднее специальное образование.

2.2.3. Методические материалы для оценки обучающимся содержания и
качества учебного процесса.

Для оценки студентами содержания и качества учебного процесса применяется анкетирование в соответствии с методикой и графиком, утвержденным в установленном порядке на экономическом факультете.

2.3. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины.

2.3.1. Требования к аудиториям для проведения занятий.

Стандартно оборудованные мультимедиа лекционные аудитории, аудитории для проведения практических занятий и работы в малых группах. Каждый студент во время самостоятельной подготовки должен быть обеспечен рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет и корпоративную сеть факультета.

2.3.2. Требования к аудиторному оборудованию, в том числе к неспециализированному компьютерному оборудованию и программному обеспечению общего пользования

Видеопроектор, компьютер, обеспечивающий воспроизведение через видеопроектор слайдов из программы Microsoft Office PowerPoint.

2.3.3. Требования к специализированному оборудованию.

Нет

 

2.3.4. Требования к специализированному программному обеспечению.

Компьютерные классы должны быть обеспечены стандартным комплектом лицензионного программного обеспечения Microsoft Office.

2.3.5. Требования к перечню и объёму расходных материалов.

Бумага формата А4 (для рабочих конспектов, тестовых работ и зачета, по заявке преподавателя, подаваемой в установленные сроки). Расходные материалы предоставляются в рамках норм, установленных руководством экономического факультета СПбГУ (по заявкам преподавателей, подаваемых в установленные сроки).

2.4. Информационное обеспечение учебной дисциплины.

2.4.1. Список обязательной литературы.

1. Афоничкин А.И., Михаленко Д.Г. Управленческие решения в экономических системах. СПб, Питер, 2009.

2. Лукичева Л.И. Управленческие решения. Учебник. М.: Издательство «Омега-Л», 2008.

3. Прохоров Ю.К., Фролов В.В. Управленческие решения. Изд.: СПбГУ ИТМО, 2011 г.

4. Учитель Ю.Г., Терновой А.И., Терновой К.И. Разработка управленческих решений: учебник. Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2011 г.

2.4.2. Список дополнительной литературы.

1. И. Адизес. Как преодолеть кризис менеджмента. Диагностика и решение управленческих проблем. Спб: Стокгольмская школа экономики в СПб, 2006.

2. Балдин К.В. Управленческие решения. М: Проект, 2007.

3. Гапоненко Т.В. Управленческие решения. М, 2008.

4. Ивасенко А.Г., Никонова Я.И., Плотникова Е.Н. Разработка управленческих решений., М., КноРус, 2008.

5. Лапыгин Ю.Н., Лапыгин Д.Ю. Управленческие решения. М., Эксмо, 2009.

6. Левина С.Ш. Управленческие решения (практикум). Ростов-на-Дону, Феникс, 2007.

7. Лившиц А.С. Управленческие решения. М., КноРус, 2009.

8. Просветов Г.И. Управленческие решения. Задачи и решения. М., Альфа-Пресс, 2009.

9. Саак А.Э. Тюшняков В.Н. Разработка управленческого решения. М, 2007.

10. Урубков А.Р., Федотов И.В. Методы и модели оптимизации управленческих решений. М., Дело АНХ, 2009.

11. Шеметов П.В, Радионов В.В., Чередникова Л.Е., Петухова С.В. Управленческие решения. Технология, методы, инструменты. Омега-Л, 2010.

12. Paul Goodwin and George Wright, Decision Analysis for Management Judgment, 3rd edition. Chichester: Wiley, 2004



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: