Поддержание нового образа жизни.




Шагов мотивационного интервью

1 шаг. Позиционирование. Ребенку объясняется роль психолога (другого специалиста). Как ты думаешь, чем занимается психолог? Моя задача – создать для тебя условия…, помочь разобраться… Что ты ждешь?

2 шаг. Выяснение отношения подростка к ситуации. Как ты думаешь, есть ли у тебя трудности в (адаптации)?

Если тебе не нравится, ты можешь уйти в любой момент.

3 шаг. Обозначение своей позиции по проблеме трудности.

4 шаг: Вопросы о трудности. Говорить то, что видите. Называем вещи своими именами.

Специалист: «Я не знаю, как это на самом деле, но я хочу узнать так ли это? «Как часто ты…»? «С чем это связано»?

Происходит изучение проблемы, диагностика. В самом начале ребенок говорит: «У меня нет зависимости». Заполняются карты нормы и отклонений. Пример: Как часто ты употребляешь алкоголь? Было ли так, что ты не помнишь, как очутился…? (у человека без зависимости никогда не бывает провалов в памяти). Ребенок рассуждает, вспоминает, анализирует и наглядно видит результат. Потеря контроля.

5 шаг. Что ты видишь? Есть ли у тебя переживания?

Смотрят динамику. Начинается амбивалентное поведение. Обсуждаются «+» и «-», раскачиваем качели.

Фразы специалиста:

«Никому одному не справиться».

«Никто не начинает быстро и один».

«Ты, главное, быстро не беги, много не обещай».

«Давай спланируем маленький шаг» (техника малых шагов).

Стадии изменения поведения: Изменения поведения не происходят внезапно. Обычно люди продвигаются вперёд в привычном им темпе, проходя на своём пути различные стадии, пока не достигнут изменений. Люди должны чувствовать готовность измениться и принять ответственность за то, чтобы изменения произошли.

Предосознание, непринятие проблемы.

«У меня нет проблем»

В этой стадии люди не видят проблем в том, что они употребляют псиxоактивные вещества, или осознают иx как незначительные. Так же они могут в употреблении псиxотропныx веществ видеть и преимущества (например: во время курения быть «своим» в компании и т.д.).

Что делаем? Обсуждаем готовность, находим «+». Расскажи свой день. Обозначение выбора человека. «Итак, твой выбор заключается в том, что ты готов всю жизнь проваляться на диване».

Осознание.

«Может быть, у меня есть проблемы»

Люди ещё не уверены, хотят ли они измениться.

Внешние причины (например, воспитатели, друзья) могут заставить человека менять своё поведение или изменить преимущества такого поведения (например, пьяного могут задержать). Люди ещё не уверены, хотят ли они измениться, но произошедший инцидент заставляет иx обратить на себя внимание. Потребности начинают осознаваться. Это вызывает страх, обиду, неверение, потребность в защите, критика в адрес специалиста.

Что делаем? Торг. Обсуждаем причины для изменения.

«Давай обсудим твои риски». Повышение уверенности в себе. «Каким решением в своей жизни ты был доволен?»

Подготовка. Желание советоваться.

«Я должен что-то делать»

На этой стадии человек уже “подготовлен действовать”, но ещё надо всё тщательно спланировать, желая достигнуть наилучшего результата. Человек может рассказать другим о своих планах измениться (например, объяснить друзьям, что планирует бросить курить или уменьшить количество выкуриваемых сигарет).

Что делаем? Объясняем, что это нормально, это трудно. Поддержка малых шагов. «Как ты с этим справляешься?». Быть рядом.

Действие.

«Я уже готов к старту»

На этой стадии человек начинает менять своё поведение (например, перестаёт покупать сигареты). Хорошо, если человек имеет реальный и выполнимый план действий, включая и поддерживающее окружение. Расстается с прежними плюсами. Сложный этап. Вызывает злость.

Что делаем? Происходит горевание по потерям. Слушаем, как раньше было хорошо.

Поддержание нового образа жизни.

«Как мои успехи?»

Человек далее придерживается плана действий и поддерживает изменившееся поведение. Например, даже если человек понимает, что очень трудно быть на вечеринке, где друзья употребляют алкоголь или курят.

Что делаем? Тема: «Забота о себе в новых условиях».

6. Срыв (необязательная стадия изменений):

«Что я сделал не так?»

Срыв может произойти на любой стадии процесса изменения.

От того, в которую из стадий вернется человек, зависит то, как он осознает свой срыв. Например, если он думает, что все его старания были напрасными, и он опять вернулся в исходное положение, то весьма вероятно, что он вернётся на стадию неосознанности проблемы.

Если человек срыв воспринимает как неотъемлемую часть процесса изменения поведения и способен получать урок из этого, то вероятнее всего, что он вернётся на стадию активных действий.

Очень важно подготовить человека к возможному срыву, чтобы он мог воспринять его как этап процесса, а не как неудачу.

 

 

Бюджетное учреждение социального обслуживания Вологодской области «Вологодский центр помощи детям,

оставшимся без попечения родителей, №2»

 

 

Мотивационное интервью

 

 

Выполнила психолог: И.В. Армашевская

 

Вологда, 2019 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: