АФК это особенная наука, которая включает в себя комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, помогающих людям с ограниченными возможностями адаптироваться в нормальной социальной среде, а так же преодолеть психологические барьеры, препятствующие ощущению полноценной жизни.
Рост инвалидности у населения, в большинстве стран мира растет. Если просмотреть международную статистику инвалидности, то можно увидеть, что в мире более одного миллиарда людей (15% населения) страдают различными формами инвалидности. Вследствие исследования ВОЗ, 785 млн человек в возрасте от 15 лет и старше,а так же 95 млн в возрасте от 0 до 14 живут с инвалидностью, примерно меньшая часть из них страдают тяжелыми формами расстройств.
Причинами увеличения процента инвалидности являются, старение населения и увеличение числа людей, имеющих хронические заболевания, напрямую связанные с инвалидностью, усложнение производственных процессов, прогрессирование транспортных потоков, формирование военных конфликтов, ухудшение экологической обстановки, а так же тотальное наступление на нравственные, духовные и моральные устои.
В связи с этим появилась необходимость в создании новых областей человеческих знаний, учебных и научных дисциплин, новых специальностей в системе высшего и среднего профессионального образования. В соотношении с постановлением Межведомственного экспертного совета по государственным образовательным стандартам Госкомвуза России от 13.06.96 была открыта и внесена в «Классификатор направлений и специальностей высшего и среднего профессионального образования» новая специальность. Этой специальностью является: N 022500 - "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)" (приказ № 1309 от 24.07.96).
По названию специальности, очевидно, что ее ядром является "Теория и методика адаптивной физической культуры", основанная на общей теории и методике физической культуры. Тем не менее от базовой дисциплины имеется различие, которое заключается в объекте познания и преобразования. У адаптивной физической культуры объектом познания, являются больные люди, в том числе и инвалиды, нежели у физической культуры, объектом познания которой, является здоровье человека. Работа у специалистов адаптивной физической культуры будет заключаться в практике, с той категорией населения, которая утратила какие-либо функции на достаточно длительный срок, а зачастую – навсегда.
Задачи адаптивной физической культуры:
Для человека, имеющего физические или психические отклонения здоровья, адаптивная физическая культура формирует такие задачи, как:
· осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека;
· способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;
· компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;
· способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;
· потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;
· осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;
· желание улучшать свои личностные качества;
· стремление к повышению умственной и физической работоспособности.
Средства адаптивной физической культуры:
Эти виды вывел Евсеев С. П
Существует три вида средств АФК, физические упражнения, естественно – средовые факторы и гигиенические факторы.
Основными из них являются физические упражнения, являющиеся специфическим средством и служащие для достижения направленного воздействия на занимающегося.
Физические упражнения классифицируются:
· По целевой направленности, сюда входят общеразвивающие, спортивные, лечебные, профилактические, коррекционные и профессионально-подготовительные упражнения.
· По основному воздействию на развитие физических качеств.
· По основному воздействию на определенную группу мышц.
· По координационному направлению, сюда входят упражнения на равновесие, точность, расслабление, ритмичность движений и др.
· По биомеханической структуре движений, сюда входят циклические, ациклические и смешанные упражнения.
· По интенсивности выполнения заданий, которые отражают уровень напряженности на физиологические функции.
· По видам спорта для разных групп инвалидности
Естественно-средовые факторы. В данные факторы упражнений входят водные процедуры, воздушные и солнечных ванны, для укрепления здоровья, закаливания организма и повышения выносливости. Естественные факторы являются вспомогательными и усиливают положительный эффект физических упражнений.
Гигиенические факторы – правила, нормы и установки общественной и личной гигиены, в таких сферах жизни как быт, труд, отдых, питание, окружающая среда, спортивная форма, инвентарь и оборудование.
Исходя из данных задач и средств АФК, можно увидеть, как и какими методами, данная специальность адаптирует людей с ОВЗ в современном мире.
Функции адаптивной физической культуры:
Адаптивная физическая культура так же имеет свой ряд функций, которые подразделяются на:
· Подготовительную, профилактическую, реабилитационную
· Лечебно-восстановительную
· Творческую, ценностно-ориентировочную
· Развивающую, коррекционную, воспитательную и подготовительную
Каждая из данных функций по-своему адаптирует и помогает инвалидам чувствовать себя полноценно, с осознанием того, что они не хуже других людей, и что ограничение, которые у них имеются вполне возможно преодолеть, нужно только иметь цель и желание, которые в своем случае и старается привить данная специальность.
Основные виды адаптивной физической культуры:
1. Адаптивный спорт – это вид физической культуры, который позволяет инвалидам четко оценить свои возможности и сопоставить их с возможностями других людей, при этом саморазвивая и самореализовывая себя. Содержание адаптивного спорта направлено на возникновение и развитие навыков высокого спортивного мастерства, достижения наивысших результатов в состязаниях с людьми, имеющих аналогичные или иные отклонения здоровья. Сущностью адаптивного спорта является соревновательная деятельность и целенаправленная подготовка к ней.
2. Адаптивная двигательная реакция – это вид физической культуры, который удовлетворяет потребность людей с ОВЗ в отдыхе, развлечении, увлекательном проведении досуга, общении. Содержание адаптивной двигательной реакции направлено на создание, поддержание и восстановление физических сил, утраченных инвалидом при какой либо деятельности, на диагностику развлечения, проведение досуга с пользой, оздоровления, а так же уровня стойкости и выдержки через удовольствия или с удовольствием. Характерными чертами данного вида являются свобода действий, свободы выбора средств, переключение на другие виды деятельности.
3. Адаптивное физическое воспитание – это вид АФК, в котором содержание физического воспитания направлено на усвоение у людей ОВЗ комплекса особых знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков, на возникновение и рост основных физических и специальных качеств, увеличения функционального потенциала различных органов и систем человека.
4. Креативные (художественно - музыкальные), телесноориентированные практики адаптивной физической культуры – это вид адаптивной физической культуры контатирующий потребности людей с ОВЗ в переадаптации, творческом саморазвитии, самовыражение духовного состояния через искусство. В данном виде адаптивной физической культуры творческий компонент является основным, потому как телесноориентированное единение духовного и телесного начал человека во время занятий физическим упражнениями является обязательной деятельностью
5. Экстремальные виды двигательной активности – это вид адаптивной физической культурной удовлетворяющий потребности лиц с ОВЗ, желающих испытать себя и свои возможности в экстремальных условиях, объективно и субъективно опасных для жизни и здоровья, например парашютный и горнолыжный спорт, серфинг, дельтапланеризм, различные виды прыжков и тд. Для чего же нужен этот вид и что в нем стоящего. Самый главный компонент заключается в преодоление сильнейшего чувства страха, которое в свою очередь доставляет чувство гордости, самоуважения, самореализации личности, человек сразу начинает ощущать себя кем то очень важным, нужным и стоящем, чего им так необходимо в жизни, чувство полноценности.
Каждый из этих видов по-своему дополняют друг друга, и каждый из них очень важен как для инвалидов, так и для общества в целом.
Общество не сразу нашло применение для АФК. Долгое время адаптивный спорт формировался и находил свое место быть, с каждым годом, в связи с ростом инвалидности, этот научный раздел все больше и больше развивался и развивается, изучается и реализовывается. В учебных заведениях, больницах, санаториях, спортивных центрах и т.д. очень ценятся хорошие и грамотные специалисты, четко разбирающиеся в этом деле. Со временем АФК стала очень рентабельной наукой, с каждым годом число специалистов в данном профиле прибавляется. В связи с этим реабилитировать и помогать инвалидам становится менее затруднительно.
Существует несколько периодов становления адаптивного спорта в нашей стране:
1. Период – конец 19 века – 1932 г. – время зарождения
2. Период – 1932 г. – 1980 г. – время накапливания опыта
3. Период 1980 г. – 1992 г. – становление адаптивного спорта в нашей стране
4. Период 1992 г. – 1996 г. – период спада, ухудшение финансирования
5. Период 1996 г. – 2000 г. – восстановление адаптивного спорта в России
6. Период с 2000 г. –по настоящее время – характеризуется развитием и преобразованием адаптивного спорта.
В Западной Европе четкое понятие о науке адаптивная физическая культура, решение проблем инвалидности, а так же поднятие вопроса об интеграции детей с отклонениями в развитии появились в 70-е годы 20 века. В 50-е – 60-е годы спортивное движение инвалидов-колясочников привело к их законодательному признанию и возникновения у них гражданских прав.
Финансированием данного аспекта науки занимаются местные органы власти. Например, в Италии развитие адаптивного физического труда и спорта является одним из шести главных направлений в деятельности Регионального совета.
Если же рассматривать организацию данного раздела, то можно сказать, что за рубежом она строится согласно с тенденциями и устоями в обществе. Как правила во многих странах АФК реализуется в двух направлениях: государственном и общественном. Занятия с людьми с ОВЗ или имеющими какие либо отклонения связанные со здоровьем проводятся в учреждениях общего и высшего специального образования, учреждениях здравоохранения и социального обеспечения для любых возрастов. В различных странах существуют национальные особенности прохождения занятий адаптивной физической культуры. На данный период обязательной,в занятиях адаптивной физической культуры, является реабилитация и воспитания детей, подростков и молодежи, имеющих отклонения в развитии.
Экономическое обеспечение адаптивной физической культуры являет собой формирование и улучшение механизма многоканального финансирования данной сферы социальной практики.
Одной из главнейших направленностей АФК в нашей стране стало появление аксиологического личностно-ориентировочного понятия в отношении общества к инвалидам и лицам с ОВЗ.
В итоге следует сделать вывод о том, что адаптивная физическая культура стала неотъемлемой частью в жизни общества. Это выдающаяся наука, благодаря которой, и общество, и государство помогают развиваться, как морально, так и физически людям с ограниченными возможностями здоровья. Это наука, которая вселяет в инвалидов надежду и веру, не дает им опускать руки, помогает понять что они такие же как и все, что они имеют право на полноценную жизнь. Адаптивная физическая культура и ее техническое обеспечение – это одно из великих изобретений человечества, которые внедряют и адаптируют инвалидов в непривычную для них среду, делая ее повседневной обыденной, что заставляет их развиваться и двигаться дальше. Роль АФК в обществе преимущественно высока и по большей мере влияет на эту науку. А так же развитие этой сферы науки не стоит на месте, а движется в ногу со временем оптимизируя и прогрессируя в целостной системе деятельности по отношению к лицам с ОВЗ.