Политическая карта мира и место на ней стран Восточной Европы в конце XX - начале XXI века.




Политическая карта мира и место на ней стран Восточной Европы.

Восточная Европа — область, находящаяся между Центральной Европой и Западной Азией. Площадь Восточной Европы 5 млн км² проживает 34 % населения Европы и входит 10 государств (Белоруссия, Болгария, Чехия, Венгрия, Молдавия, Польша, Румыния, Россия, Словакия, Украина).

Содружества Независимых Государств было основано главами России, Белоруссии и Украины путём подписания 7−8 декабря 1991 года в резиденции Вискулях (в Беловежской пуще) «Соглашения о создании Союза Славянских Государств» (ССГ), в последствии изменённое на «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (известно в СМИ как Беловежские соглашения). В СНГ входят – Азербайджан, Россия, Белоруссия, Таджикистан, Армения, Казахстан, Узбекистан, Молдавия, Киргизия.

Экономика, социальная жизнь, политическое устройство стран Восточной Европы.

На данный период государства восточноевропейского региона подвержены двойственным процессам: подъём экономического сектора сменяется кризисом государственного аппарата и нарастанием бюджетной напряжённости.

Восточная Европа очень подвержена воздействию внешних факторов, таких как экономическая депрессия соседних регионов, межэтнические стычки и военные конфликты. Вместе с тем государства региона по-особенному развивают свою экономику, иногда значительно отличаясь от западных соседей своей открытостью.

Лидерами восточноевропейского региона по экономическому развитию считаются Венгрия и Польша. Последняя, впрочем, как более консервативная не старается полностью открываться. За ними следуют Чехия и Словакия.

Регион богат природными ресурсами. Прежде всего, это каменный уголь, преимущественно залегающий в Польше и Чехии. Бурый уголь есть на всей территории региона. Его добыча в основном осуществляется открытым способом.

А также имеются большие залежи торфа. Нефть и газ приходится завозить преимущественно из России.

Основная добыча медной руды происходит в Польше (Нижнесилезский бассейн). Кроме того, в регионе имеются большие запасы каменной соли. Бокситы добываются на северо-западе Венгрии.

Лес в регионе есть, но в небольших количествах. Наиболее богаты лесными массивами Польша и Словакия. В остальных странах он представлен в виде насаждений, защищающих поля, водоемы, морское побережье, парки в рекреационных районах.

Отрасль региона преимущественно работает на внутренний рынок. Малая часть продукции отправляется на экспорт. Чехия, Словакия, Венгрия и Польша отдают предпочтение животноводству. Остальные страны поддерживают растениеводство. Основные культуры: пшено, кукуруза, овощи и фрукты. Центральная и северная часть региона предпочитают мясомолочное и мясное скотоводство, свиноводство. А горные территории специализируются на горно-пастбищном мясном и шерстяном животноводстве.

Советские граждане с большим удовольствием отдыхали в восточноевропейских странах. Здесь достаточное количество курортов и лечебных здравниц. Однако туризм не получил стремительного развития после приобретения государствами суверенитета. Нынешний сервис региона сильно отстаёт от западноевропейских стран.

Проблемы региона и пути их решения. Внешнеполитические связи стран Восточной Европы.

Проблема старения населения. Проведение демографической политики, направленной на увеличение численности населения Европы. Проблема экологической ситуации. Разумное использование природных ресурсов, создание безотходных производств, создание очистных сооружений на производствах. Проблема здоровья населения. Эта проблема тесно связана с экологической. Поэтому пути решения её пересекаются с путями решения второй проблемы. Плюс повышение уровня медицинского обслуживания, контроль за качеством воды и продуктов питания, охрана окружающей среды. Проблема миграции (мигрантов). Усиление контроля по борьбе с незаконной миграцией населения в европейские страны.

Интеграционные процессы, их цель и формы стран Восточной Европы.

Первой попыткой создания на постсоветском экономическом пространстве нового жизнеспособного экономического блока был Союз независимых государств (СНГ), объединивший 12 государств – все экс-советские республики, кроме стран Балтии. В 1993 в Москве все страны СНГ подписали договор о создании Экономического союза для формирования на рыночных основах единого экономического пространства. Однако когда в 1994 была предпринята попытка перейти к практическим действиям, создав зону свободной торговли, то половина стран-участниц (включая Россию) посчитали это преждевременным. Многие экономисты полагают, что СНГ и в начале 2000-х выполняет главным образом политические, а не экономические функции. На неудачу этого опыта повлияло во многом то обстоятельство, что интеграционный блок попытались создать в разгар затяжного экономического спада, длившегося почти во всех странах СНГ до конца 1990-х, когда преобладали настроения «каждый сам за себя». Начало экономического подъема создало более благоприятные условия для интеграционных экспериментов.

Следующим опытом экономической интеграции стали российско-белорусские отношения. Близкие отношения России и Белоруссии имеют не только экономическую, но и политическую основу: из всех постсоветских государств Белоруссия в наибольшей степени симпатизирует России. В 1996 Россия и Белоруссия подписали Договор об образовании Сообщества суверенных республик, а в 1999 – Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии, с наднациональным органом управления. Таким образом, не пройдя последовательно всех интеграционных ступеней (не создав даже зоны свободной торговли), обе страны сразу приступили к созданию политического союза. Такое «забегание вперед» оказалось не слишком плодотворным – по мнению многих экспертов, Союзное государство России и Белоруссии существует впервые годы 21 века скорее на бумаге, чем в реальной жизни. Его выживание в принципе возможно, но необходимо подвести под него прочную основу – пройти последовательно все «пропущенные» ступени экономической интеграции.

Отношения с Россией стран Восточной Европы.

Восточное расширение ЕС оказало большое влияние на формирование и дальнейшее развитие отношений Евросоюза и его новых членов с Россией. Вступление стран Центральной и Восточной Европы в ЕС создало серьезные проблемы в их отношениях с Россией. Новые страны - члены ЕС, исходя из торгово-экономического и правового режима сообщества, вынуждены были не заключать с Россией двусторонних договоров и пересматривать ранее заключенные договоры в угоду требованиям Еврокомиссии.

Формирование отношений между Российской Федерацией и странами Восточной Европы происходило в условиях серьезных социально-экономических преобразований во всех странах, переориентации их внешних связей. Отношения между Россией и этими странами и сейчас, в первом десятилетии XXI в., нельзя охарактеризовать как нормальные и конструктивные. Для политических отношений часто характерны недоверие и подозрительность обеих сторон. Со стороны восточноевропейских государств это обусловливается недавним историческим опытом, неопределенностью будущего России. С российской стороны вызывает настороженность вступление большинства стран Центральной и Юго-Восточной Европы в НАТО. Только к концу первого десятилетия XXI в. появляются обнадеживающие тенденции улучшения отношений.

Почти со всеми странами Россия расширяет региональное, инвестиционное сотрудничество, растет число создающихся крупных инфраструктурных объектов. Расширение контактов на всех уровнях между Россией и странами Восточной Европы, а также динамика экономических отношений между ними позволяют сделать вывод о завершении былого этапа «отчуждения» и начале качественного нового этапа в их взаимоотношениях. Стабильная прагматическая база этих отношений открыла новые возможности для широкого политического диалога и сотрудничества со всеми государствами ЦВЕ. Практически завершено обновление договорно-правовых основ отношений России со странами ЦВЕ. Становятся регулярными встречи на правительственном и парламентском уровнях, устанавливаются отношения между общественными организациями, возобновляются культурные связи.

Территориальная близость, традиции давних исторических связей, а главное - интересы взаимовыгодного сотрудничества сегодня и завтра все больше приводят и Россию, и страны ЦВЕ к осознанию необходимости развития всесторонних добрососедских отношений: и политических, и экономических, и научных, и культурных.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: