Научный руководитель: Нешина Анастасия Юрьевна, канд. филол. н., доцент СУНЦ МГУ




Квинтэссенция социально-философских взглядов Оскара Уайльда в работах мыслителей XXI века

Сухарев Илья Анатольевич

Специализированный учебно-научный центр-школа-интернат имени А. Н. Колмогорова Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, 10 «А» класс

suhailya@mail.ru

Научный руководитель: Нешина Анастасия Юрьевна, канд. филол. н., доцент СУНЦ МГУ

Социально-философские взгляды поэтов, писателей, художников, иными словами, людей творческого труда, так или иначе, представляют особый интерес для изучения. Работы «Утопия» писателя и юриста Томаса Мора, «Город Солнца» писателя и богослова Томмазо Кампанеллы в свое время вызвали в обществе небывалый интерес и оставили след в мировой истории.

Такая судьба обошла стороной политическое эссе ирландского писателя Оскара Уайльда «Душа человека при социализме». Более того, даже в собрании сочинений Уайльда, изданном Изабель Мюррей в знаменитой серии оксфордских авторов в 1989 году, это эссе было проигнорировано, хотя в нем обсуждались проблемы, которые писатель решал на протяжении всей своей карьеры.

Может быть, эта работа была обделена вниманием исследователей заслуженно? Обратимся к рецензии философа Николая Александровича Бердяева, современника автора: «Большой интерес представляет этюд Оскара Уайльда, в котором знаменитый индивидуалист выказывает свое отношение к социализму. Уайльд очень тонко, тоньше многих социалистов, понял, что положительный смысл социализма - в выявлении индивидуальности во всем ее внутреннем своеобразии»[1].

Объединение социалистических и индивидуалистических идей, на первый взгляд противоположных по своей природе, - это та особенность мысли Оскара Уайльда, которую трудно найти у его предшественников. Однако подобные идеи не редкость для философов XXI века.

Попробуем доказать, что эссе «Душа человека при социализме» выступает квинтэссенцией некоторых взглядов и концепций, которые будут озвучены философами лишь в XXI веке.

Ознакомимся с тезисами, которые выдвигает Оскар Уайльд в своем манифесте политических взглядов. Об индивидуализме автор пишет следующее:

«Оно приходит естественно и неизбежно. Это состояние, к которому стремится всякое развитие. Это дифференциация, с которой растут все организмы. Это совершенство, которое скрыто в каждой форме жизни, и к которому она стремится»[2].

И буквально в продолжение этой мысли пишет современный британский культуролог и социальный теоретик Альберто Тоскано:

«Таким образом, именно в той мере, в какой мыслитель превращает себя в театр индивидуации, в «универсального индивида», оживают интенсивные движения под репрезентациями различия. Для того, чтобы извлечь действительную аномалию индивидуации, дифференциальное и доиндивидуальное поле производства, из его сокрытия в экстенсивности, философия должна стать не театром репрезентации, а театром множественностей»[3].

Оба мыслителя солидарны с тем, что человек должен раскрыть свою индивидуальность, сокрытую в нем изначально. Она является не обычным повторением и репрезентацией иных по отношению к индивиду личностей, а собственной уникальной естественной сущностью.

На мой взгляд, такая трактовка человеческой личности лежит еще в христианском понимании души. В статье «Индивидуальность (светский и христианский подходы)» приводятся слова прот. Александра Геронимуса «С христианской точки зрения стремление к развитию индивидуального, «оригинальничанье», приводит к стиранию личностного начала. Подлинная личностная неповторимость раскрывается в простоте; она не сводится к индивидуальным особенностям»[4].

Скорее всего, именно христианское учение оказало значительное влияние на восприятие Оскаром Уайльдом личности. Ведь точно так же Оскар Уайльд говорит о том, что не нужно придумывать себе индивидуальность, подстраиваться под окружающих, становиться «универсальным индивидом» (в понимании Альберто Тоскано). Личность раскрывается, как нечто, что находится внутри изначально, из чего дифференцируется все остальное. Человек не приобретает душу, а живёт с ней с самого рождения и, проходя испытания, которые перед ним ставит Бог, раскрывает её.

Оказавшись в тюрьме, писатель открыл для себя Евангелие и, тщательно его изучая, сравнивая греческую и английскую версии, нашёл много нового и важного. Он по-своему осмыслил христианское учение: его восприятие личности является диалектическим, что редко встречается даже у христианских мыслителей. Исходя из вышесказанного, особый интерес вызывает мнение писателя о христианстве.

Взор Оскара Уайльда постоянно обращается к вопросу о Христе, и писатель говорит о Нем: «Когда Христос говорит о бедных, он просто имеет в виду личности. Точно так же, когда он говорит о богатых, он просто говорит о людях, которые не развили свою личность»[5]. Это очень глубокая мысль: богатые - это те люди, индивидуальность которых определяется внешними вещами, а не тем, что они суть сами по себе. «На входе в новый мир будет написано: "Будь собой!" В этом секрет Христа»[6]. «Быть собой» - значит не зависеть от социальных предметов, от богатства и бедности. И христианство позволяет человеку избавиться от зависимости от вещей. Замечательны слова писателя об этом:

«Личность человека будет удивительна. Она будет так же удивительна, как личность ребёнка. В своем развитии ей поможет христианство, если люди захотят этого; если нет - она будет развиваться менее уверенно»[7].

Здесь внимательный читатель может справедливо заметить противоречивость слов Уайльда. Христианство, как и любая религия, имеет догмы, в частности призыв к умеренности, которые могут помешать развитию личности человека, ограничить его индивидуальность.

Однако в работе словенского философа Славоя Жижека мы видим утверждение, подтверждающее позицию Оскара Уайльда относительно этой религии.

«…следует отвергнуть стандартное прочтение «скандальных» слов Христа, которое истолковывает их как простой призыв к умеренности, в движении, напоминающем фальшивую копию гегелевского «отрицания отрицания»[8].

Мыслители сходятся во мнении, что христианство не является ограничителем для раскрытия личности, а, наоборот, способствует ее развитию и обретению счастья.

Также Жижек особенно подчеркивает пагубную роль благотворительности, которая не решает корень проблемы бедности, а лишь скрывает ее истинные масштабы от общества. Чтобы передать эту мысль, в своей книге «Жизнь в последние времена» он цитирует работу Оскара Уайльда «Душа человека при социализме»[9]. По словам последнего, «милосердие влечет за собой много грехов», а потому не может привести к счастью.

Понимание счастья Оскара Уайльда неразрывно связано с природой, которая априори не ограничивает человека. Когда человек счастлив, он находится в гармонии с самим собой и с окружающим миром. Подобные концепции устройства общества высказывает современный греческий мыслитель Такис Фотополус, говоря об инклюзивной демократии. Он утверждает, что мы должны устранить любые попытки человека доминировать над миром природы и сосредоточиться на воссоединении человека и природы[10].

Выше мы кратко рассмотрели, насколько близки идеи Оскара Уайльда к идеям современных философов. Однако, конечно, можно найти в них и различия. Например, социалист и философ Ален Бадью в «Пятнадцати тезисах о современном искусстве» пишет, что искусство не может быть этническим или личным выражением какой-либо особенности[11]. Это может быть полностью противопоставлено тезису Оскара Уайльда «искусство - это наиболее яркое проявление индивидуализма, которое только знает мир».

По мнению Питера Кюха, ядро индивидуализма Уайльда - нетерпимость к определениям, а основной темой в его размышлениях является синтез, а не разделение[12]. В подтверждение этого служит следующая цитата из работы «Душа человека при социализме», с которой солидарны все вышеназванные философы: «социализм, коммунизм, или как бы мы его ни называли, превращая частную собственность в общественное богатство и заменяя соревнование сотрудничеством, превратит общество в здоровую организацию и обеспечит материальный достаток каждому члену общества»[13]. И именно эта идея часто игнорируется в современных дискуссиях. Она размывается иной концепцией социализма как тоталитарного и авторитарного общественного строя. Актуальность работы Оскара Уайльда «Душа человека при социализме» состоит в том, чтобы развеять эту идею.

В заключение своего доклада я бы хотел привести цитату современного российского философа Александра Зиновьева: «Нам нужна мечта, надежда, утопия. Утопия – это великое открытие. Если люди не изобретут новую, на первый взгляд никому не нужную утопию, то они не выживут в качестве людей»[14].

Литература

1. “Anarchism As A Movement, 1870–1940”, Encyclopædia Britannica, 2007. URL: https://www.britannica.com/topic/anarchism/English-anarchist-thought (дата обращения: 15.02.2021).

2. Badiou A. Fifteen theses on contemporary art //Lacanian ink. – 2004. – Т. 23. – С. 103-119. [Электронный ресурс] // No subject an encyclopedia of Lacanian psychoanalysis. URL: https://nosubject.com/Articles/Alain_Badiou/Fifteen_Theses_On_Contemporary_Art (дата обращения: 16.02.2021).

3. Badiou A.- On Ideology (1976). Пер. с фр. на англ. – Коротаев П. URL: https://vk.com/wall-38918116_862 (дата обращения: 16.02.2021).

4. Fotopoulos T. (ed.). Towards an inclusive democracy: The crisis of the growth economy and the need for a new liberatory project. – Bloomsbury Publishing, 1997. [Электронный ресурс] // Inclusive democracy. URL: https://www.inclusivedemocracy.org/fotopoulos/english/brbooks/brtid/IDBook.pdf (дата обращения: 15.02.2021).

5. Kuch P. Wildean Politics—‘or Whatever One Wants To Call It’ //Irish Studies Review. – 2005. – Т. 13. – №. 3. – С. 369-377. Doi: https://doi.org/10.1080/09670880500172031

6. Toscano A. The theatre of production: Philosophy and individuation between Kant and Deleuze. – Springer, 2006. [Электронный ресурс] // Academia. URL: https://www.academia.edu/709392/The_theatre_of_production_philosophy_and_individuation_between_Kant_and_Deleuze (дата обращения: 17.02.2021).

7. Wilde O. The soul of man under socialism (1891). [Электронный ресурс] // Marxists Internet Archive URL: https://www.marxists.org/reference/archive/wilde-oscar/soul-man/ (дата обращения: 13.02.2021).

8. Zizek S., Žižek S. Living in the end times. – Verso, 2011. [Электронный ресурс] // Academia. URL: https://www.academia.edu/30373183/Zizek_Slavoj_Living_in_the_End_of_Times_pdf (дата обращения: 16.02.2021).

9. Бердяев Н. Оскар Уайльд. Душа человека при социализме. Перевод М.А.Головниковой. Книгоиздательство "Дилетант". Москва, 1907. [Электронный ресурс] // Книга Якова Кротова URL: https://yakov.works/library/02_b/berdyaev/1906_kolerov.html (дата обращения: 15.02.2021).

10. Рябов П. В. Краткий очерк истории анархизма //История: Приложение к газете Первое. – 2000. – №. +5. [Электронный ресурс] // The Anarchist Library URL: https://mirror.anarhija.net/ru.theanarchistlibrary.org/mirror/p/pr/petr-ryabov-kratkij-ocherk-istorii-anarhizma.pdf (дата обращения: 15.02.2021).

 

 


[1] - Бердяев Н. Оскар Уайльд Душа человека при социализме. Перевод М. А. Головниковой. Москва, 1907.

URL: https://yakov.works/library/02_b/berdyaev/1906_kolerov.html

[2] - Wilde O. The soul of man under socialism (1891) URL: https://www.marxists.org/reference/archive/wilde-oscar/soul-man/

[3]- Toscano A. The theatre of production: Philosophy and individuation between Kant and Deleuze. – Springer, 2006. URL: https://www.academia.edu/709392/The_theatre_of_production_philosophy_and_individuation_between_Kant_and_Deleuze

[4] - Индивидуальность (светский и христианский подходы).Центр христианской психологии и антропологии г. Санкт-Петербург. URL: https://www.xpa-spb.ru/slov/1-11.html

[5] - Wilde O. The soul of man under socialism (1891) URL: https://www.marxists.org/reference/archive/wilde-oscar/soul-man/

[6] - См. там же

[7] - См. там же

[8] - Zizek S., Žižek S. Living in the end times. – Verso, 2011 URL: https://www.academia.edu/30373183/Zizek_Slavoj_Living_in_the_End_of_Times_pdf

[9] - См. там же

[10] - Fotopoulos T. (ed.). Towards an inclusive democracy: The crisis of the growth economy and the need for a new liberatory project. – Bloomsbury Publishing, 1997 URL: https://www.inclusivedemocracy.org/fotopoulos/english/brbooks/brtid/IDBook.pdf

[11] - Badiou A. Fifteen theses on contemporary art //Lacanian ink. – 2004 URL: https://nosubject.com/Articles/Alain_Badiou/Fifteen_Theses_On_Contemporary_Art

[12] - Kuch P. Wildean Politics—‘or Whatever One Wants To Call It’ //Irish Studies Review. – 2005. DOI: https://doi.org/10.1080/09670880500172031

[13] - Wilde O. The soul of man under socialism (1891). URL: https://www.marxists.org/reference/archive/wilde-oscar/soul-man/

[14] - Зиновьев А. 14 марта 2006 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: