Начальная школа по методике Жохова, КОРОЛЕВ




28 июля 2015 в 16:24

Родителям 5-6 леток: как сохранить гениальность ребенка

Дети теряют свою гениальность с 6 до 7 лет – утверждают нейрофизиологи.
Сброс неиспользованных нейронов – причина этому.
Какая подготовка к школе полезна, а какая провоцирует этот сброс?

СОВРЕМЕННАЯ КАРТИНА.

Вряд ли кто-то из родителей сомневается в том, что ребенка к школе нужно готовить: водить на курсы, даже на платные курсы, не менее 3х раз в неделю, а лучше каждый день. Иначе, думают родители, мой ребенок не справится со школьной программой в 1м классе.

Между тем, это большой миф, который наносит невосполнимый ущерб нашим детям.
Вы скажете: не может такого быть! Может.

Давайте разберемся спокойно и основательно. Если мы позволим себе буквально на 20 минут выйти из-под власти сложившихся стереотипов и обратимся к недавним открытиям современной науки – мы увидим вполне логичную картину, понятную каждому родителю.

Нейрофизиологи (это ученые, которые занимаются изучением человеческого мозга) утверждают, что мозг ребенка интенсивно развивается до 11 лет. Значит, этот период необычайно важен: что разовьем – то и получим.

Этот период принято разбивать на три этапа:
- с рождения до 5 лет,
- дошкольник (с 5 до 7),
- и младший школьник (с 7 до 11)

Всем понятно, как важно развивать ребенка до 5 лет. Здесь многие родители выкладываются по полной: занимаются с детьми сами или пользуются услугами детских центров (особенно популярными стали «методики раннего развития»); водят ребенка во всевозможные кружки и языковые школы; отдают в частные детские сады с особыми творческими программами … и т.д. и т.п.

А тут еще и телевидение, и Интернет, и видеоигры, и гаджеты… К 5 годам ребенок получается изумительный! Настолько развитый, что родители не нарадуются: вот, у меня получился почти что гений! Как ни странно, но фактически, так оно и есть.

Гениальность в этом возрасте проверяется как способность ребенка к дивергентному (многовариантному), или «креативному» мышлению. Как показывают исследования, в этом смысле в нашей стране дети с 2 до 5 лет – самые гениальные в мире.

Но… по тем же самым исследованиям совсем другая картина наблюдается к 7 годам. Из 85% гениальных пятилеток к 7 годам свои креативные способности теряет примерно половина детей. А к концу начальной школы эти способности сохраняются всего у 6% детей.

Что же происходит за эти годы? Почему мы не бьем тревогу, а покорно отводим детей на занятия туда, где они теряют свои способности, а не развивают, как должно было быть?

Потому что все мы, родители, находимся во власти стереотипов и не обладаем знаниями о том, что открыла наука за последние десятки лет. В этом нет нашей вины, безусловно.

Но, как говорится, незнание не освобождает от ответственности. Мы имеем в результате то, что имеем: ребенок безвозвратно теряет важнейшую часть своих способностей, которыми наградила его природа.

МОЕ ОТКРЫТИЕ

Я знала об этом и до встречи с методикой В.И. Жохова. Развитие и использование креативных способностей было основной темой моих тренингов по личной и командной эффективности на протяжении 20 лет.

Но, только изучая видеоматериалы о методической системе Владимира Ивановича для создания фильма (который вы смотрите в Интернете), я наткнулась на его выступление перед психологами в Копейске. Здесь автор методики рассказывал про «сброс нейронов», который происходит у детей примерно между 6 и 7 годами. Меня это потрясло.

Многое стало понятно до боли, до щемящего чувства в сердце. Я ведь помню это состояние в детстве, когда я училась в начальной школе: непреодолимая тоска и бескрайняя скука, которая была везде, всюду, и невозможно было убежать… Теперь я понимаю: мозг ожидал захватывающей, максимально насыщенной жизни, полноценной нагрузки. Но… время было такое. Взрослые делали для нас, что могли. Они ведь тоже НЕ знали.

Но тоже самое происходило и с моей дочерью. Тот же транс, та же скука, и мучительные день за днем домашние задания, которые мне приходилось делать вместе с ней. Программа была жуткая – экспериментальная. Взрослый человек по этой программе учиться бы не смог. Огромное количество совершенно ненужной и не понятной в этом возрасте ребенку информации. В чем ошибка?

В том, что не учитывался важнейший принцип обучения: природосообразность.

Но теперь мы можем все изменить! Теперь у нас есть методика Жохова. Моя внучка Василиса идет в 1й класс в этом году. Я не хочу, чтобы ее постигла та же участь, что и нас с дочкой, и всех представителей уже целый двух поколений.

Поэтому я отказалась от тренерской работы, от режиссерской работы на телевидении – ради того, чтобы моя любимейшая, изумительная внучка пошла в другую начальную школу. Ту, которая раскроет ее прекрасную душу и глубокий, пытливый ум. Поэтому я решила сама стать учителем жоховского класса. В нем будут учиться и моя внучка, и другие дети, которые станут ее друзьями на всю жизнь. Не вижу более нужной сегодня задачи, чем спасти наших прекрасных мальчиков и девочек от той самой тоски, которая постигает любого ребенка, если его способности губятся неправильной системой обучения.

ТАК ЧТО МЫДЕЛАЕМ НЕПРАВИЛЬНО? И ЧТО МЫМОЖЕМ ИСПРАВИТЬ?

Сейчас принято начинать готовить ребенка к школе заранее, примерно с 5 лет. Многие родители отдают детей на специальные курсы так называемой «подготовки к школе». Как-то так получилось, что эти курсы стали платными и, почему-то очень популярными. Мы так спешим научить детей читать, считать и даже писать, что в этой спешке нам некогда подумать: а так ли все это нужно самому ребенку? Чему такому его будут учить в 1м классе, если он уже должен уметь читать, писать и считать? Конечно, есть специализированные школы, у которых свои требования к подготовке детей.

Но в основном школы работают по старым методикам, согласно которым дети в 1м классе весь год считают в пределах 1го десятка, и только в конце года переходят на 2й десяток. Что будет делать ваш ребенок целый год, если он уже знает буквы и считает до миллиона? Отрабатывать почерк? А знаете ли вы, что согласно природе мальчиков, они только к 9 годам «физиологически» готовы писать красивые буквы? Зачем мучить их столько лет, при этом упуская самое важное – развитие мозга?

Давайте обратимся к науке, и поймем для себя (упрощенно, конечно), как все работает.

Мозг – это сложнейший комплекс, состоящий из множества различных отделов, отвечающих за разные функции и способности.
Важнейшая часть – это лобные доли. Это буквально «центр управления мозгом», который и определяет способность человека принимать те или иные решения. Помните поговорку: «без царя в голове»? Это о лобных долях. Это наш «царь в голове», и если этот царь не вполне развитый, это всегда приводит к плачевным последствиям (вредные привычки, неадекватное поведение в обществе и т.п.).

Лобные доли, как и другие отделы мозга, интенсивно развиваются примерно до 11 лет. Если их развивать – они развиваются. Если нет – они НЕ будут развиваться.

Это крайние случаи известны в истории как истории о «маугли». Об этом вы найдете много статей в Интернете. В них описывается несколько десятков случаев, когда дети (чаще всего в Индии) в малом возрасте были похищены волками, обезьянами или дикими собаками, но по каким-то причинам были приняты в стаю. Их мозг приспосабливался к жизни стаи, и благодаря этому ребенок выживал. При этом менялся не только его мозг, но и внешний облик. Во всех случаях попытки людей (когда они находили этих детей уже в подростковом возрасте) вернуть им человеческое сознание заканчивались неудачей. Измененный в детстве мозг уже был другим, и восстановить его оказалось невозможным.

Эти случаи – грустное, но неопровержимое доказательство того, что если мы вовремя не «нагрузим» мозг ребенка, не дадим достаточно информационной, вербальной, эмоциональной, творческой «человеческой» нагрузки, ребенок навсегда потеряет какую-то часть своих способностей. Или вообще не станет полноценным человеком.

Значит, наша ответственность перед природой ребенка чрезвычайно велика.

Так что же происходит с ребенком в этот важнейший период развития, который мы называем «дошкольным»? И как следует готовиться к школе с точки зрения нейрофизиологии?

До 5 лет детям необходимо участие и любовь взрослых, а также большое количество разнообразных впечатлений. В этот период мозг развивается необычайно интенсивно, при этом запускается удивительный процесс: лавинообразное рождение новых нейронов, особенно в лобных долях. Обычно в организме человека господствует принцип: что не используется, то отторгается (вспомните, что происходит с мышцами, когда они долгое время находятся в неподвижном состоянии). Но для новых нейронов природа сделала исключение: они еще не могут в полной мере использоваться 2х-4х летним ребенком, но они не уничтожаются за ненадобностью, а «накапливаются впрок». Природа бережно хранит семена гениальности нового поколения… Но до определенного момента.

Совсем другой процесс запускается с 5 лет. Природа как бы решает для себя: «Все, пора! малыш готов к интенсивному обучению!» Начиная примерно с 5 лет «с хвостиком» ребенка нужно нагружать по «полной программе» в соответствии с природными возможностями его мозга.

Огромное количество накопленных нейронов готовы к работе! Как только в этом возрасте мы начинаем учить ребенка счету, чтению, ставим абстрактные задачи – нейроны активизируются и…
Вот здесь очень важно понимать то, что мы упускаем по НЕ-знанию.
Если нейроны задействовать, но «не догрузить» - происходит их массовый «сброс». Они уничтожаются безвозвратно. Как будто природа «принимает заказ» от общества: какой именно ребенок вам нужен: гениальный или не очень? Что-то типа того: «Ну-у, раз вам умные дети не нужны, тогда получайте, каких заказали…»

Чтобы нейроны сохранялись, их нужно востребовать! Причем в полной мере, в соответствии с природным потенциалом. Если чуть затронем, но не догрузим – они будут сброшены, и ребенок потеряет часть своих способностей. Вот так все просто.

Если нам нужны высокоинтеллектуальные дети, то примерно с пяти, и особенно после шести лет необходимо давать нейронам полноценную нагрузку. Тогда они сохраняться.

Что происходит в реальности? Мы начинаем готовить детей к школе с 5 - 6 лет – и все готовим и готовим… Мало представляя себе, что такое «полноценная, природосообразная нагрузка для мозга». А между тем, цена незнания очень высока – если мы начинаем учить ребенка, но «не догружаем» его мозг, мы сами провоцируем сброс нейронов. Особенно заметным этот процесс становится с 6 до 8 лет. Психологи называют это «кризисом 7 лет». Недогруженный мозг ребенка «страдает» от сброшенных, уничтоженных возможностей. Ребенок становится капризным, унылым, ноющим, он жалуется на то, что ему постоянно скучно, он не хочет учиться, задания делает из-под палки, и только под контролем взрослых.

Почему? Потому что «догрузить мозг согласно природе» означает предлагать ребенку большое количество особых заданий, тех, что ему интересны. И прежде всего, это особые математические задачи и упражнения. Как говорил Ломоносов: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Именно лобные доли развиваются благодаря активному изучению математики.

А в 1м классе, и тем более, в период дошкольной подготовки (как сейчас обычно происходит),
изучение математики «стоит на месте», дети только складывают и вычитают в пределах первого десятка, и только к концу первого класса добираются до 2го десятка. Мозг «затронут», нейроны активизированы, но… не задействованы полностью. Что происходит – вы уже понимаете.

Так какова же она – полноценная нагрузка для мозга?
Как мы можем сохранить интеллектуальные природные способности наших детей?

Исследованием этого вопроса много лет занимался заслуженный учитель России, преподаватель математики и методист, доцент, автор известных учебников по математики Владимир Иванович Жохов. Благодаря своей кропотливой работе, многолетней практике и таланту он создал целостную методическую систему обучения детей в начальной школе.
Как утверждает Владимир Иванович, до 5 лет ребенку необходимы разнообразные впечатления и присутствие любящих взрослых. Этого достаточно для его полноценного развития. Большинство родителей поступают именно так – и это очень здорово.

Но вот после 5 лет все надо делать иначе. Ребенка не следует в этот период «постепенно» готовить к школе. Нужно либо погрузить его в полноценную школьную программу (можно начиная с 5 лет и 2х месяцев), либо до 6 лет оставить его в покое, «в режиме» посещения кружков и занятий, которые ему нравятся. Почему? Чтобы не спровоцировать сброс нейронов «недогрузом».

Так вот, примерно с 6 лет (или даже на несколько месяцев раньше), наступает то самое время, когда мозг ребенка больше всего готов к полноценной нагрузке. Это самый лучший возраст для поступления в класс по методике Жохова. Программа построена таким образом, что с 1х дней запускается процесс «выработки нейронов», и нагрузка соответствует природе ребенка. «Сначала формируем лобные доли, потом начинаем полноценно учиться» - говорит Владимир Иванович.

Такой природосообразный подход в этом возрасте сохраняет у детей их природную гениальность.
По методике Жохова дети проходят за один первый класс ВСЮ программу по математике четырехлетней начальной школы.
И не только по математике. По русскому языку усваивают программу всей начальной школы за 1 год и 2 месяца. И читать дети учатся по-другому – не по слогам, а по буквам. И поют очень много. И рисуют, и слушают классическую музыку. И рассуждают о счастье. Изучают русскую литературу. Усваивают в 10 раз больше знаний об окружающем мире, чем в обычной школе. Вот что такое «нагрузить мозг согласно природе ребенка»!

Это удивительно, но факт: дети усваивают эту программу легко, с радостью и удовольствием, домашние задания делают только сами, родителей даже не подпускают. При этом они счастливы и довольны жизнью. Они приносят свою радость в семью – и щедро делятся ею с близкими. Они озаряют свой дом светом раскрывающейся души, радуют родителей своими успехами, и радуются им сами.

Что происходит в обычных школах?

Пока ребенок считает «три клеточки вправо, три вниз», его недогруженный мозг сбрасывает невостребованные нейроны. Эти маленькие частички гениальности наших мальчиков и девочек «дохнут», покидая их мозг навсегда. Ребенок при этом испытывает физиологический дискомфорт, он не может объяснить, почему ему так плохо… Он просто мается, отлынивает, пытается переключиться на что-то другое… «Умные» родители воспринимают это как лень, отсутствие совести, начинают стыдить и читать нотации, а «добрые» родители садятся рядом – и начинают делать уроки вместе с ребенком. Но разве это нормально: делать уроки с ребенком в 1м классе?

Посмотрите фильм «Дневник мамы первоклассника». Это настоящее «наглядное пособие» по тому, что происходит в реальности во многих семьях первоклассников. Это происходило и со мной, и с моей дочерью.

Может быть, нам всем пора проснуться, как в «Матрице», и увидеть реальность такой, какая она есть? И не продолжать жить по шаблонам только по тому, что у нас «так принято»?

Владимир Иванович рекомендует (и этот факт проверен на практике) начинать учиться по его методике в возрасте около 6 лет, и даже немного раньше. В 7-8 лет еще возможно учиться в жоховских классах, но после 2го класса это уже не имеет смысла.

Дорогие родители 6-ток! У вас есть замечательный шанс раскрыть в своем ребенке все самое лучшее, что заложено в нем природой. Не пропустите этот шанс. Ищите или создавайте сами жоховские классы – в школе или на базе семейного обучения.
А если вы живете в Королеве или поблизости, вы можете присоединиться к нам.
Мы с Василисой будем вам очень рады!

Из цикла эссе «Почему я выбрала методику Жохова»
учителя жоховского класса Конищевой Е.В
г. Королев, 1й класс 2015/16 г.г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: