Писатель - общество — литературный процесс




IX — XI классы

IX, X, XI классы в возрастном развитии школьников принадлежат к ранней юности. Исследования по педагогике и психологии подчеркивают, что это качественно новый период развития человека, в котором центральное место занимает проблема взаи­моотношения личности и общества. Для литературного развития школьников в этот период становятся актуальными проблемы ис­торических и эстетических связей искусства и жизни, причинно-следственное рассмотрение художественных произведений и ли­тературы определенной эпохи. Характерными сторонами чита­тельского восприятия становятся концепционность и внимание к художественной форме произведения при некотором ослаблении способности читателя к эмоциональной и образной конкретиза­ции литературного образа.

Основываясь на сдвигах в литературном развитии школь­ников, мы вправе развернуть перед учениками картину лите­ратурного процесса в его историческом движении, смене лите­ратурных направлений, эволюции художественных методов. Доступными становятся для учеников систематизация всех фактов, усвоенных в предшествующих классах, целостное представление об историко-литературном процессе и творче­ском пути отдельных писателей.

Невозможно осознать своеобразие национальной культуры вне сопоставления русской и мировой литературы. И поэтому не­обходимо представить основные вехи развития литературы в ее лучших образцах (фольклор, античность, средневековье, Возро­ждение, Просвещение и т.д.).

Курс старших классов (IX — XI) необходимо подчинить за­даче исторической систематизации представлений о развитии искусства слова, показать школьникам основные периоды ис­тории литературы в постоянном соотнесении с современным литературным процессом Сравнение литературы прошлых эпох с литературой XX века, представленной в круге вне­классного чтения, откроет школьнику живое значение истори­ческих традиций в искусстве и новаторство, своеобразие со­временной литературы.

Предлагаемый вариант программы историко-литературного курса в старших классах школ исходит из необходимости после­довательного рассмотрения развития литературы в "её социально-исторической обусловленности Обзоры, представляющие лите­ратуру определенной исторической эпохи, чередуются с тексту­альным изучением отдельных произведений, а в области русской литературы - с монографическим изучением творчества крупней­ших писателей. При этом параллельно и во взаимодействии с ос­новным содержанием курса, побуждаемые рекомендациями к са­мообразованию, обращены к современной литературе (XX век), которая в предполагаемом варианте становится не одним из раз­делов истории литературы, а постоянным фоном, актуализирую­щим восприятие исторически отдаленных от современного чита­теля-школьника явлений.

Обращение к древним пластам литературы в школьных ус­ловиях требует актуализации художественного материала в сознании учеников. Этому способствует современное прочте^ ние произведений классики в школе, вычленение в тексте жизненно важных для нынешнего поколения идеологических и эстетических проблем, а также прослеживание традиций классической литературы в современном искусстве. Рекомен­дации к самообразованию в этих целях строятся так, чтобы ученики смогли реально услышать эхо далеких эпох в совре­менном литературном процессе, осознать немеркнущее значе­ние искусства прошлого.

Эта задача может стать темой самостоятельного факультатива «Классика и современность» в IX - XI классах. Таким образом, предлагаемая программа в круге самообразования намечает изу­чение литературы вне рамок урока

Самообразование учеников до IX класса стимулируется ре­комендациями учителя, а намеченное списком произведений для чтения на перспективу литературное образование в IX -XI классах получит новый характер. История литературы в ее широком движении побуждает учеников самостоятельно со­ставить программу самообразования в связи с избранной уче­никами проблемой, наметить круг художественных, публици­стических, критических, литературоведческих работ, органи­зует библиографический поиск. Работа по самообразованию в связи с ростом возможностей старшеклассников, усилением личностного начала в интересах носит более индивидуальный характер.

IX класс

Трудность перехода ученика от нравственно-проблемного к историко-эстетическому подходу к явлениям искусства несомнен­ная и требует особых усилий ученика и учителя для решения этой задачи. Курс IX класса построен на смене эпох развития литературы, представленных общим планом обзора и крупным планом изучения монографической темы. Обилие зарубежного материала объясняется тем, что некоторые эпохи — античность, Возрождение - русская литература или миновала, или пережи­вала в иных формах и позднее, чем Европа. Однако везде, где это возможно, мы стараемся сопрягать русское и европейское ли­тературное развитие, дабы показать и общие тенденции, и само­бытность русского искусства. Новой задачей IX класса оказывается освоение таких явлении, как литературное направление и творческий путь писателя. Классицизм, сентиментализм, роман­тизм, реализм предстают перед учениками как наследники и ан­типоды. При этом можно показать, что система «правил» каждо­го направления неизбежно сдвигается и варьирует индивидуаль­ным творчеством писателя.

Рассмотрение творческого пути писателя возможно в ка­кой-то степени в рамках разных монографических тем, но наиболее законченно предстает в теме «А. С. Пушкин». Здесь уроки творческой эволюции писателя наиболее поучительны и открыты ученикам, здесь стремительность взлета русского ис­кусства от замкнуто-отечественного своеобразия к обществен­ному уровню особенно заметна. Труднее всего, однако, пока­зать нравственное и художественное движение поэта в органи­ческом единстве.

IX класс может быть для многих учащихся завершением их школьного литературного образования.

X класс

Программа литературы X класса является логическим про­должением историко-литературного курса, но, в отличие от программы IX класса, насыщенной произведениями зарубеж­ной литературы, в основном ряду представлены только произ­ведения литературы отечественной, что обусловлено измене­нием роли и значения русской литературы в контексте во вто­рой половине XIX века. Особенностью литературы этого пе­риода является тот факт, что ее развитие идет в рамках одно­го художественного метода - реализма - и различия в творче­стве писателей во многом зависят от их общественной пози­ции. В связи с этим представляется важным, прослеживая путь писателя, эволюцию художественных принципов, нравст­венные и философские искания, выявить, как они отражают основные идеи и проблемы эпохи. Образ времени создается при соотнесении творчества писателей, по-разному оцениваю­щих пути развития России и общества (Л.Н Толстой, Ф.М.Достоевский, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Некрасов), пред­ставляющих героя времени (И.С.Тургенев, Н.Г.Чернышев­ский) и идеал человека (Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, Н.С.Лесков, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Некрасов).

Необходимо отметить, что возникающие в рамках одного художественного метода направления и эволюция жанров так­же обусловлены различием позиций, занимаемых писателем, поэтому при изучении творчества каждого из них важно пока­зать своеобразие воплощения идей в произведении, многооб­разие стилей и способов художественного мышления («тайная психология» Тургенева, полифонизм Достоевского, «диалек­тика души» Л.Толстого, художественная сдержанность Чехо­ва и т.д.).

Главной задачей курса литературы X класса является изуче­ние творческого пути писателя как развития его личности и реак­ции на историческое и эстетическое движение эпохи.

XI класс

Завершающее звено литературного образования в школе призвано сформировать у учеников способность самостоятель­ной оценки нынешних явлений художественной литературы Курс литературы. XX века в предлагаемом варианте строится на исторической основе Последовательно рассматриваются эпохи развития литературы. В обзорах, посвященных отдельным десятилетиям XX века, выделяются характерные линии развития литературы, эстетические позиции различных лите­ратурных групп, проблемы литературной борьбы и основные темы художественной литературы Монографические темы в каждой эпохе представляют разные идейно-художественные явления.

Ключевые исторические события времени при таком подхо­де получают разноплановое, объемное освещение. Творческий путь представляется возможным изучить лишь в нескольких случаях: А.Блок, М.Горький, В.Маяковский, М А.Шолохов, М.А.Булгаков, А Твардовский

Подбор материала в программе строится на принципе диалога писателей внутри каждой эпохи («Как относились к революции Горький, Блок, Маяковский? В чем несходны картины гражданской войны в произведениях Фадеева и Шолохова?» и т.д.). Но в процессе изучения литературы прежних десятилетий важно посмотреть на них глазами наших современников. И здесь возникает диалог разных времен («Как события революции и гражданской войны рассматриваются в романах Б.Пастернака «Доктор Живаго» и С.Залыгина «Соленая пядь»? Как время сталинщины оценено в «Знаке беды» В.Быкова и «Детях Арбата» А.Рыбакова» и т.д.). Диалог пи­сателей внутри каждой эпохи и диалог меж временами помо­гает состояться важнейшему для школы диалогу писателя и современного читателя-ученика.

Курс литературы XX века сопровождается проблемным по­вторением литературы XIX века, создающим ретроспективу раз­вития искусства. Традиции Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Дос­тоевского, Л.Толстого, Некрасова, Тургенева, Салтыкова-Щед­рина, Чехова осмысляются при изучении писателей XX века - тех, которые опирались на их творчество.

Учитель вправе сокращать количество монографических тем в пределах каждого десятилетия, увеличивая число часов на изучение авторов, наиболее близких ему и школьникам. Подбор стихотворений также может быть индивидуален для каждого класса.

В программе XI класса почти по каждой теме учащимся предлагается широкий выбор различных жанров литературно­го творчества: художественных, критико-публицистических, литературоведческих. Количество таких работ в году, равно как и выбор того или иного жанра или рода творческих работ, устных и письменных, коллективных и индивидуальных, всецело принадлежит ученику, который, таким образом, полу­чает возможность определить, какой тип литературно-творче­ской деятельности - художественный, критико-публицистический или литературоведческий - он предпочитает. Определе­ние учеником своих склонностей при условии овладения как устными, так и письменными, как коллективными, так и ин­дивидуальными формами работ учитывается при оценке зна­ний, умений и уровня литературного развития школьника; при этом требования к каждому ученику в ходе учебного года и на экзамене дифференцируются и индивидуализируются. Каждая письменная творческая работа, независимо от типа и жанра, может быть зачтена как сочинение или несколько со­чинений. На экзамене ученик по рекомендации учителя может устно защищать одну из своих лучших творческих работ вме­сто ответа на один из вопросов билета.

В XI классе завершается формирование всей системы умений, необходимых для послешкольного литературного самообразования При этом продолжают развиваться умения, связанные с ху­дожественной интерпретацией, критико-публицистической оцен­кой и литературоведческим анализом отдельных произведений, а также умения, нужные для монографического осмысления твор­чества писателя и обзоров

Таким образом, программа создает перспективы поступательного движения в литературном развитии школьников, формируя на каж­дой стадии новые умения, необходимые для общения читателя с ли­тературой. Предложенный вариант программы лишь одно из воз­можных воплощений содержания литературного образования в шко­ле. Сегодня каждый учитель - творец своей программы. Но, при­спосабливая содержание литературного образования к условиям места и времени, к личностному своеобразию учителя и учеников, мы не можем обойти некие общие основы, складывающиеся из зако­нов возраста и искусства. В программе может меняться состав про­изведений, выбор которых подсказан вкусами поколения, но инвариантными остаются задачи литературного образования на каждом этапе развития ученика.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

Чем отличаются программы V - VI, VII - VIII и IX - XI классов?

Какие произведения вы бы заменили в предложенной про­грамме или переставили в другой класс?

Какие задания по литературному творчеству вы могли бы предложить, кроме или взамен намеченных программой?

Литература

Никольский В. А. Методика преподавания литературы в средней школе. М., 1971.

Изучение литературы в вечерней школе / Под ред. Т. Г. Браже. М., 1977.

 

 

ГЛАВА IV

МЕТОДЫИ ПРИЕМЫИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫВ ШКОЛЕ

МЕТОДЫИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫВ ШКОЛЕ

В греческом языке слово methods означало путь к чему-либо. В современной науке метод определяется как средство познания, способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета, спо­соб достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Методы каждой науки специфичны и зависят от ее содержания и целей. Методика преподавания литературы на­стойчиво ищет присущие именно ей методы изучения литературы в школе. Подчиненность методики литературоведению и педаго­гике в известной мере тормозит этот процесс. В современной ме­тодической науке существует несколько подходов к решению проблемы методов. В.В.Голубков выделял методы изучения ли­тературы по источнику знаний лекция учителя, беседа, само­стоятельная работа учеников. Н.И.Кудряшев, следуя новой классификации методов обучения, представленной в работах М.Н.Скаткина и И.Я.Лернера, определяет метод как вид деятельности учащихся: творческое чтение, репродуктивный, эвристический, исследовательский. В.А.Никольский выделяет методы и приемы эмоционально-образного постижения художественного текста и методы и приемы истолкования литературных произве­дений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: