Тема: Великий русский педагог К.Д. Ушинский и современная школа




 

Вопросы для обсуждения

1. Жизнь и педагогическая деятельность К.Д. Ушинского, философские основы его педагогической теории.

2. Борьба К.Д. Ушинского за создание русской национальной системы воспитания.

3. Дидактическое наследие К.Д. Ушинского.

4. К.Д. Ушинский о цели, сущности и задачах воспитания.

5. Антропологический принцип, принцип народности в воспитании как основа педагогического мировоззрения К.Д. Ушинского.

6. К.Д. Ушинский о личности педагога (воспитателях). Требования к учителю. Система подготовки учителей.

7. К.Д. Ушинский о связи педагогической теории и педагогической практики.

8. К.Д. Ушинский о роли труда в воспитании личности.

9. Значение педагогически идей К.Д. Ушинского для дальнейшего развития отечественной педагогической мысли.

Литература:

1. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Ушинский К.Д. Собр. соч.: в 2 т. – М., 1986. – Т. 1. или др. собр. соч. К.Д. Ушинского.

2. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Ушинский К.Д. Собр. соч.: в 2 т. – М., 1986. – Т. 1. или др. собр. соч. К.Д. Ушинского.

3. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 2000. Раздел IV, гл. 14, С. 292-300.

4. История педагогики / под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001. Гл. 11.

5. Белозерцев Е.П. Ушинский и русская школа. Беседы о великом педагоге. – М., 1994.

6. Лордкипанидзе Д.А. Педагогическое учение К.Д. Ушинского. – М., 1974.

7. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского. – М., 1974.

8. Егоров С.Ф. К.Д. Ушинский. – М., 1977.

9. Струминский В.Я. Основы и система дидактики К.Д. Ушинского. – М., 1957.

10. Шеховская Н.Л. К.Д. Ушинский и Н.А. Бердяев: духовность как нравственная основа личности // Педагогика. – 2002. – № 5. – С. 77-82.

 

Конспект 6.

Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Ушинский К.Д. Собр. соч.: в 2 т. – М., 1986. – Т. 1. или др. собр. соч. К.Д. Ушинского.

Семинарское занятие 7

 

Тема: Новые подходы к воспитанию и обучению в конце XIXначале XX вв. на Западе

 

Вопросы для обсуждения

1. Общая характеристика развития школьного дела в Зарубежной педагогике в XIX веке. Зарубежная школа и педагогика в конце XIX начале XX вв.

2. Идеи педоцентризма и реформаторской педагогики конца XIX – начала XX века за рубежом. «Школа учебы» и «школа труда» в философско-педагогической трактовке и в практике западной культуры. Состояние школы и новые общественно-экономические условия.

3. Экспериментальная педагогика (А. Бине, Э. Торндайк).

4. Педагогическая мысль Д. Дьюи, У. Килпатрика.

5. Педагогические взгляды Г. Кершенштейнера, А. Лая.

6. Влияние педагогических идей Д. Дьюи, Г. Кершенштейнера, А. Лая на школу и педагогику в Западной Европе в середине XX в.

7. Востребованность антропоцентрических ценностей. Распространение и развитие идей «свободного воспитания» в Западной Европе XIX – нач. XX вв. Причины появления сторонников «свободного воспитания» в конце XIX в. и в первой половине XX в.

8. Идеал сторонников «свободного воспитания» и его истоки. Эллен Кей, Шарельман; М. Монтессори. Опыт организации школ на основе реформаторской педагогики.

9. Тенденция развития образования и педагогической мысли современного образовательного пространства.

Литература:

1. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 2000. Раздел V, гл. 15.

2. История педагогики / под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001. Гл. 12.

3. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века. – М., 1994.

4. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / сост. А.И. Пискунов. – М., 2006. Раздел VI.

 

Задание 4

Заполните таблицу (не менее 5 педагогов):

Представители зарубежной педагогической мысли конца XIX – начала XX века Основные педагогические идеи
   
   

 

Семинарское занятие 8

 

Тема: Школа и педагогика советского периода (1917 – до Великой Отечественной войны)

 

Вопросы для обсуждения

1. Октябрьская революция и изменения в области народного образования.

2. Взгляды В.И.Ленина на строительство системы народного образования «Положение о единой трудовой школе РСФСР», «Основные принципы единой трудовой школы». Опытно-показательные учреждения Наркомпроса.

3. Задачи школы и развитие системы народного образования.

4. Развитие системы школьного образования в 20-е годы. Типы школ. Разработка научных основ содержание общего образования.

5. Первые учебные программы (1921-1930 гг.). Комплексные программы.

6. Методы и организационные формы обучения в 20-е и 30 годы (Бригадно-лабораторный метод, Дальтон-план и др.).

7. Коренные вопросы в области воспитания. Педология. Её наиболее яркие представители.

8. Педагогические взгляды и деятельность С.Т. Шацкого.

9. Педагогические взгляды и деятельность П.П. Блонского, А.В. Луначарского, В.Н. Сороки-Росинского, И.Ф. Соколянского.

Литература:

1. Луначарский А.В. О воспитание и образовании. / Под ред. А.М. Арсеньева и др. – М., 1976.

2. Блонский С.Т. Избр. пед. и псих. соч.: в 2 т. – М., 1979.

3. Сорока-Росинский В.Н. Пед. соч. / сост А.Т.Губко. – М., 1991.

4. Шацкий С.Т. Избр. пед. соч.: в 2 т. – М., 1980.

5. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 2000. Раздел V, гл. 18.

6. История педагогики / под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001. Гл. 15.

7. Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Осовский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики. – М., 1995.

 

Задание 5

Составьте схему исторически значимых событий («исторический фон») для школы и педагогики советского периода (1917 – до Великой Отечественной войны). Кратко укажите на ней наиболее значимые события в системе образования.

 

Семинарское занятие 9

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: