Пояснительная записка
Зачётная работа по дисциплине «Социальная психология» предназначена для студентов специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт» заочной формы обучения. Зачетная работа выполняется в течении одного аудиторного часа.
В ходе выполнения зачетной работы студенту необходимо письменно ответить на вопросы теста и дать развернутый ответ на ситуационную задачу. Вариант ситуационной задачи для каждого студента индивидуален.
Критерии оценки:
Критерии оценки выполнения тестовых заданий:
Оценка «5» 91- 100% количество правильных ответов
Оценка «4» 81-90% количество правильных ответов
Оценка «3» 71-80% количество правильных ответов
Оценка «2» 0-70% количество правильных ответов
«5» отлично
1.Комплексная оценка предложенной ситуации.
2. Знание теоретического материала с умением применять на практике, правильный выбор тактики действий.
«4» хорошо
1.Комплексная оценка предложенной ситуации, незначительные недочеты при обосновании теоретических объяснений.
2.Правильный выбор тактики действий.
«3» удовлетворительно
1. Затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуацией, при описании.
2.Неполный выбор тактики действий, в соответствии с ситуацией.
«2» неудовлетворительно
1. Неверная оценка ситуации.
2.Неправильно выбранная тактика действий, приводящая к ухудшению
ситуации.
Критерии оценивания решения педагогической ситуации:
«отлично» - студент проявляет творческий подход и опору на личный опыт, демонстрирует профессиональные знания и способности их использования при решении ситуационной педагогической задачи, дает конструктивный вариант реагирования и приводит его качественное обоснование (анализ педагогической ситуации, изложение возможных причин ее возникновения, постановку педагогических целей и задач, учет особенностей обучающихся, описание возможных ответных реакций обучающихся и других участников инцидента, предвидение результатов воздействия).
«хорошо» - студент демонстрирует профессиональные знания и способности их использования при решении ситуационной педагогической задачи, предложенный вариант реагирования направлен на достижение положительного воспитательного и (или) обучающего эффекта.
«удовлетворительно» - студент отвечает с помощью преподавателя, излагает решение ситуационной педагогической задачи нечетко и непоследовательно, приведен вариант разрешения ситуации нейтрального типа, воспитательный и обучающий эффект которого будут минимальными.
«неудовлетворительно» - студент не решил ситуационную педагогическую задачу или предложил антипедагогический вариант.
1. Группы, на которые ориентируются люди в своих интересах, симпатиях и антипатиях называются:
а) референтными;
б) формальными;
в) условными.
2. Высшая форма объединения людей, создающая наиболее благоприятные условия для совместной деятельности, это:
а) ассоциация;
б) коллектив;
в) корпорация.
3. Автором стратометрической концепции групповой активности является:
а) Б.Д. Парыгин;
б) А.Петровский;
в) Л.И.Уманский.
4. Двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности — это:
а) развитие;
б) образование;
в) социализация.
5. Функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемая от каждого, занимающего данную позицию — это:
а) статус;
б) социальная роль;
в) позиция.
6. Коммуникация — это:
а) обмен информацией между общающимися индивидами;
б) организация взаимодействия между общающимися индивидами;
в) процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению.
7. Оптико-кинетическая система знаков включает в себя:
а) жесты, мимику, пантомимику;
б) качество голоса, его диапазон, тональность;
в) организация пространства и времени общения.
8. Один из самых простых способов понимания другого человека, уподобление ему, отождествление с ним себя — это:
а) идентификация;
б) эмпатия;
в) рефлексия.
9. В качестве больших социальных групп не рассматривают:
а) этносы;
б) социальные классы;
в) контактные группы.
10. Эффект возрастающей сенсорной стимуляции, когда на продуктивность деятельности индивида оказывает влияние сам вид и «звучание» других людей — это:
а) социальная фасилитация;
б) социальная ингибиция;
в) социальная фрустрация.
11. Школа «групповой динамики» — представляет собой направление психологии, разрабатываемое:
а) Э. Мэйо;
б) Я.Л. Морено;
в) К. Левиным.
12. В чьих экспериментах впервые была продемонстрирована модель конформности в 1951 году:
а) Г. Мида;
б) С. Аша;
в) Т. Ньюкома.
13. О каком психологическом феномене идет речь: данный состав группы возможен для обеспечения выполнения группой ее функций, члены группы могут взаимодействовать:
а) о сплоченности группы;
б) о совместимости группы;
в) оба варианта верны
14. Согласно «теории черт» лидером является:
а) человек с более высоким уровнем активности, участия,
влияния в решении данной задачи, чем у других членов группы;
б) человек, который обладает определенным набором личностных качеств;
в) человек, управляющий процессом организации межличностных отношений в группе.
15. Какие из перечисленных ниже понятий не являются стадиями социализации:
а) дотрудовая стадия;
б) послетрудовая социализация;
в) стадия поздней социализации.
16. Конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей, трансляторы социального опыта называются:
а) факторами социализации;
б) группами социализации;
в) институтами социализации.
17. В 1942 г. М. Смитом была определена структура социальной установки. Из скольких компонентов она состоит:
а) из двух;
б) из трех;
в) из пяти.
18. Автор диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности:
а) В.А. Ядов;
б) Д.Н. Узнадзе;
в) Н. Мясищев.
19. Формула конфликта выглядит так: «конфликт = конфликтная ситуация +…»:
а) индивид;
б) инцидент;
в) субъект.
20. Определенное эмоциональное состояние массы людей, являющееся средством дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка информации, это:
а) стресс;
б) фрустрация;
в) паника.
21. Заражение, внушение, подражание — это:
а) способы регуляции;
б) способы воздействия;
в) способы исследования.
22. Фокус-группа, семантический дифференциал, социометрия – это методы:
а) исследования;
б) воздействия;
в) изучения.
23. Физическое и вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо, это:
а) злость;
б) зависть;
в) агрессия.
24. Мотив оказания кому-либо помощи, не связанный сознательно с собственными эгоистическими интересами, называется:
а) карьеризм;
б) альтруизм;
в) эгоизм.
25. Феномен, по которому между социальной установкой и реальным поведением личности существует расхождение, назван:
а) феноменом Фолля;
б) феноменом Ла Пьера;
в) феноменом Олпорта.
26. Феномен «сдвига риска» проявляется в случаях, когда:
а) решение принимается коллективно;
б) ранее предложенные задания решались субъективно легко;
в) происходит соревнование между индивидами.
27. Деление малых групп на первичные и вторичные впервые было предложено:
а) Э. Мэйо;
б) Г. Хайменом;
в) Ч. Кули.
28. Среди стихийных групп в социальной психологии выделяют:
а) этнос;
б) толпу;
в) класс.
29. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования:
а) интеракции;
б) аттракции;
в) перцепция.
30. Один из подходов к определению места социальной психологии в системе наук, согласно которому социальная психология располагается на «границах» между «родительскими» дисциплинами – социологией и психологией, называется:
а) корреляционным подходом;
б) интегративным подходом;
в) интрадисциплинарным подходом;
г) репрезентативным подходом;
д) интердисциплинарным подходом.
31. Социальная психология изучает: 1) особенности групп; 2) изменение психической деятельности людей в группе под влиянием взаимодействия; 3) психическую сторону процессов общества. Данную схему предложил ученый:
а) Парыгин;
б) Л.С. Выготский;
в) В.М. Бехтерев;
г) А.Н.Леонтьев;
д) В.М. Мясищев.
32. К первым социально-психическим теориям относятся все ниже перечисленные, за исключением:
а) теории психологии народов;
б) теории психологии масс;
в) теории эволюционного развития психики;
г) концепция подражания Г. Тарда;
д) теории инстинктов социального поведения.
33. Общение как взаимодействие представляет собой одну из следующих сторон деятельности:
а) коммуникативную;
б) интерактивную;
в) перцептивную;
г) все ответы верны
34. Отделение социальной психологии от других наук датируется годом выхода в свет книг В. Макдугалла «Введение в социальную психологию» и Э. Росса «Социальная психология». Определите год утверждения социальной психологии в самостоятельную науку:
а)1897;
б) 1908;
в) 1931.
35. В западной социальной психологии выделяют следующие основные функции аттитюда- установки, за исключением:
а) приспособления;
б) защиты;
в) знания.
г) ответственности;
д) выражения;
36. Синонимом понятия «конформизм» является термин:
а) приспособленчество;
б) подчиненность;
в) зависимость.
37. Суггестор — это человек, который осуществляет:
а) передачу информации;
б) внушение;
в) подвергает внушению.
38. Процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению в структуре общения представлен следующей стороной:
а) коммуникативной;
б) интерактивной;
в) перцептивной.
39. Модель коммуникативного процесса по Г. Лассуэлу включает все нижеследующие элементы, за исключением:
а) кто передает сообщение — коммуникатор;
б) что передается — сообщение;
в) как осуществляется передача — канал;
г) кому направлено сообщение — аудитория;
д) с каким эффектом — с каким эффектом;
е) каким образом воспринимается сообщение — эмоции.
40. Невербальная коммуникация включает в себя все нижеследующие системы, за исключением:
а) визуального контакта;
б) организации пространства и времени;
в) пара- и экстралингвистической;
г) оптико-кинетических;
д) эффектов восприятия.
41. Специальная область «пространственной психологии», занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, называется:
а) хронотроп;
б) паралингвистика;
в) кинесика;
г) проксемика.
42. Один из подходов к описанию взаимодействия в процессе общения – трансактный анализ – был разработан ученым:
а) Я. Щепаньским;
б) Э. Берном;
в) Э. Холлом.
43 Интерактивная сторона общения разрабатывалась ученым:
а) Я. Щепаньским;
б) Д. А. Леонтьевым;
в) З. Фрейдом
г) К. Хорни;
д) А. Маслоу
44. Невербальная коммуникация включает в себя:
а) мимику;
б) жесты;
в) диапазон голоса;
г) все ответы верны.
45. Сопереживание, вчувствование, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека, называется:
а) идентификацией;
б) эмпатией;
в) рефлексией;
г) экстраверсией.
46. Осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, называется:
а) рефлексией;
б) эмпатией;
в) идентификацией.
47. Приписывание некоторой причины поступку человека или наблюдаемому действию называется:
а) социальной перцепцией;
б) каузальной атрибуцией;
в) интеракцией.
48. Существуют различные классификации «малых групп». Исключением являются:
а) первичные и вторичные;
б) формальные и неформальные;
в) группы членства и референтные;
г) публика и аудитория.
49. Выделяют все ниже перечисленные направления в исследовании малых групп, за исключением:
а) социально-психологического;
б) социометрического;
в) социологического;
г) школы «групповой динамики»;
50. Понятия «групповая динамика», «теория поля» ввел ученый:
а) Э. Берн;
б) Э. Мэйо;
в) К. Левин.
51. К теориям происхождения лидерства не относится:
а) теория черт;
б) харизматическая теория;
в) ситуационная теория лидерства;
г) феноменологическая теория лидерства;
д) системная теория лидерства.
52. Совокупность определенных психологических качеств, личностных черт, благодаря которым человек становится лидером, называется (дословный перевод – «благодать»):
а) популярностью;
б) либидо;
в) харизмой.
53. К основным видам лидерства не относится:
а) консервативный;
б) попустительский;
в) демократический;
г) либеральный;
д) авторитарный
54. Уподобление, отождествление с чем-либо или с кем-либо, называется:
а) креативность;
б) идентификация;
в) научение.
55. Понятие идентификация было введено:
а) З. Фрейдом;
б) А. Маслоу;
в) Э. Берном;
г) В. Штерном.
56. Формальные группы — это
а) которые имеют официально заданную извне структуру;
б) в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности;
в) объединенные по какому-либо общему признаку.
57. Референтная группа — это:
а) группы, на которые люди ориентируются в своих интересах;
б) высшая форма объединения людей, создающая наиболее благоприятные условия для совместной деятельности;
в) Группы случайные, в которых люди объединены общими эмоциями и переживаниями.
58. К механизмам социальной перцепции относятся:
а) стереотипизация;
б) идентификация;
в) эмпатия;
г) аттракция;
д) рефлексия;
е) верны все ответы.
59. Пространственно-временные средства — это:
а) визуальные;
б) кинесика;
в) проксемика;
г) паралингвистика.
60. Качество голоса, его диапазон, тональность – это
а) визуальные;
б) кинесика;
в) проксемика;
г) паралингвистика.
Задача 1
Вы недавно назначены менеджером по кадрам. Вы еще плохо знаете сотрудников фирмы, сотрудники еще не знают вас в лицо. Вы идете на совещание к генеральному директору. Проходите мимо курительной комнаты и замечаете двух сотрудников, которые курят и о чем-то оживленно беседуют. Возвращаясь с совещания, которое длилось один час, вы опять видите тех же сотрудников в курилке за беседой.
Вопрос. Как бы вы поступили в данной ситуации? Объясните свое поведение.
Задача 2
Вы начальник отдела. В отделе напряженная обстановка, срываются сроки выполнения работ. Не хватает сотрудников. Выезжая в командировку, вы случайно встречаете свою подчиненную – молодую женщину, которая уже две недели находится на больничном. Но вы находите ее в полном здравии. Она кого-то с нетерпением встречает в аэропорту.
Вопрос. Как вы поступите в этом случае? Объясните свое поведение.
Задача 3
Одна сотрудница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая сотрудница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возник конфликт.
Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.
Задача 4
Руководитель принял на работу специалиста, который должен работать в подчинении у его заместителя. Прием на работу не был согласован с заместителем. Вскоре проявилась неспособность принятого работника выполнять свои обязанности. Заместитель служебной запиской докладывает об этом руководителю…
Вопрос. Как бы вы поступили на месте руководителя? Проиграйте возможные варианты.
Задача 5
В ответ на критику со стороны подчиненного, прозвучавшую на служебном совещании, начальник начал придираться к нему по мелочам и усилил контроль за его служебной деятельностью.
Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.
Подробнее:https://bookap.info/okolopsy/emelyanov_praktikum_po_konfliktologii/gl12.shtm
Студентам предлагаются задачи, содержащие конкретные ситуации. Ситуации, описанные в задачах, они должны оценить на основе трансактного анализа.
Задача 1
Проведите анализ межличностного взаимодействия и оцените его конфликтность в следующей ситуации.
Предприниматель обращается к налоговому инспектору: «На каком основании вы наложили штраф?». Инспектор: «Давайте разберемся». И, используя документы, разъясняет причину штрафа.
Задача 2
Проведите анализ на предмет конфликтности межличностного взаимодействия в следующей ситуации.
Руководитель спрашивает у своего заместителя: «Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы исключить опоздания на работу сотрудников?». Заместитель: «У меня есть некоторые соображения по этому поводу».
Задача 3
Проведите трансактный анализ на предмет конфликтности межличностного взаимодействия в следующей ситуации.
Руководитель обращается к своему заместителю со словами упрека: «Вы не смогли обеспечить своевременность выполнения поставленной задачи». Заместитель: «Меня отвлекли семейные обстоятельства».
Задача 4
Проведите анализ на предмет конфликтности межличностного взаимодействия в следующей ситуации.
Начальник отдела в конце рабочего дня обращается к сотруднику с просьбой остаться после работы для составления срочного отчета. Сотрудник отказывается, ссылаясь на усталость и на то, что рабочий день уже закончился.
Задача 5
Проведите анализ на предмет конфликтности межличностного взаимодействия в следующей ситуации.
В ответ на критику со стороны подчиненного, прозвучавшую на служебном совещании, начальник начал придираться к нему по мелочам и усилил контроль за его служебной деятельностью.
Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.