Итак, что можно сказать о положении на Земле с точки зрения перспектив развития человечества?




Вступление

Кришнаиты – очень милые ребята. Моя семья и я лично многим им обязаны. В храмах и общинах у них обычно чисто, тепло и уютно, а прасад как правило выше всяких похвал. В поведении они стараются быть смиренными и доброжелательными, а в своих лекциях и спектаклях нередко критикуют сами себя и умеют посмеяться над собой. Красота божеств и индийских сари и украшений у женщин радует глаз, а мантры и песни на санскрите радуют слух. И самое главное, что привлекает в них – это стремление к более чистой жизни и более возвышенному образу мыслей, поиски более высокого смысла в жизни, нежели просто удовлетворение простых физических и социальных потребностей. Всем этим они выгодно отличаются не только от обычных неверующих людей, но даже и от многих православных. В общем, реальные достоинства кришнаитского мировоззрения и образа жизни можно ещё долго перечислять, и всё это будет правдой.

Однако я не кришнаит, и вот почему: меня не устраивает их картина мира. Главная концепция, состоящая в том, что мы тут живём в материальном мире, а есть, мол, и другой мир – духовный – который, будучи обителью Господа Кришны, находится за пределами всех Вселенных и обладает другими свойствами, являясь, в отличие от нашей Вселенной, вечным и неразрушимым – эта концепция представляется мне недостаточно убедительной. Прямо сказать, совсем неубедительной; и ниже я постараюсь объяснить, почему. А поскольку всё остальное мировоззрение и предлагаемое поведение кришнаита исходит из этой концепции, то есть все цели и образ жизни направлены на то, чтобы достичь рано или поздно вышеупомянутого "духовного мира", то, если цель мне представляется ложной, то и всё остальное становится довольно сомнительным, при всей привлекательности. Человек же не будет ехать по дороге только потому, что она гладкая, широкая, хорошо освещена и по сторонам много заправок и магазинов - если она ведёт не туда, куда ему нужно. Он поедет по той дороге, которая ведёт в нужную ему сторону, даже если она гораздо менее удобная…

Часть 1.

Почему же концепция духовного мира представляется мне неубедительной? А потому, что она не соответствует Бритве Оккама.

Бритва Оккама – это научный принцип. Формулируют его по-разному: "не умножать сущности сверх необходимости", или, по смыслу: "не объяснять сложно то, что может быть объяснено просто".

Например. Просыпаюсь я, допустим, утром, и вижу посередине комнаты стул, который должен быть вообще-то на кухне. И в упор не помню, как он здесь оказался. И возникает у меня несколько объяснений случившемуся.

Первое. Я вчера сама зачем-то его приносила из кухни в комнату, а сейчас не помню, зачем и в какой момент, потому что это было не важно, а я была отвлечена чем-то, кажется, разговором с кем-то из детей.

Второе. Стул вечером был на кухне, но ночью, пока я спала, ко мне пришла моя дочь, открыла дверь своим ключом, зачем-то перенесла стул из кухни в комнату и тихонько ушла. А я так и не проснулась.

Третье. Стул вечером был на кухне, но ночью прилетали инопланетяне, проникли в квартиру через закрытое балконное окно, телепортировали из кухни стул в комнату, а затем исчезли…

И вот, какое же объяснение мне выбрать?J Понятно, что я выберу первое объяснение. Потому что второе, и тем более третье – это вот и будет как раз "умножение сущностей сверх необходимого".

И вот, с этой точки зрение концепция существования "духовного мира" представляется мне примером явного умножения сущностей. Мы видим, что и наш "материальный мир" достаточно разнообразен: даже физическое вещество бывает в разных агрегатных состояниях, то есть, твёрдым, жидким, газообразным и плазменным; кроме физического вещества мы имеем дело со множеством полей – гравитационным, электромагнитным и так далее; входя в изменённые состояния сознания мы можем наблюдать так называемую "тонкую" материю разных видов и "видеть" объекты и события "не глазами".

А учёные в последние годы предполагают существование во Вселенной ещё и так называемой "тёмной материи", вдобавок ко всему множеству того, что там уже открыто.

При этом сказать, что мы знаем, как устроен наш мир – было бы глупостью. Понятно, что мы знаем лишь очень малую часть мира, и нам предстоит в будущем узнать неизмеримо больше. То есть, в пределах и так называемого "материального мира" (в который входит и вся наша Вселенная) – достаточно места для чудес и приключений, достаточно возможностей для того, чтобы наполнить все наши чувства, и низменные, и возвышенные, и дать пищу для разума. Но что гораздо важнее – "материальный мир" мы можем познавать. Мы изучаем его и расширяем свои возможности. Мы можем его "пощупать": не органами чувств, так приборами; не приборами, так с помощью экстрасенсорных человеческих качеств; не опытным путём, так мыслью, теорией, рассуждением; не телом, так сознанием…

А "духовный мир" мы изучить не можем – так как он находится далеко за пределами нашего "материального" мира. Мы знаем о нём и о его свойствах только из священных писаний, но никак проверить этого не можем. А раз мы не можем этого проверить никак, то нам предлагается в это просто поверить. Поверить в существование мира с качествами, принципиально отличными от всего нам известного.

Поверить можно, конечно, во что угодно, было бы желание. Но всё же верить просто на слово кому бы то ни было, без единого доказательства или подтверждения, без какой-либо возможности проверки в таком важном вопросе, как устройство мира – это несколько легкомысленно. И даже, я бы сказала, безответственно…J Потому что я берусь утверждать, что все возвышенные состояния, переживаемые преданными в моменты наивысшего экстаза, равно как и все чудеса, описанные в писаниях, в том числе и явленные лично Господом Кришной – вполне объяснимы в рамках устройства нашего так называемого "материального" мира (и даже в пределах Дерева Сефирот, без остального космоса). Потому что наш мир достаточно разнообразен, мягко говоря… И для своего объяснения все эти вещи вовсе не требуют "умножения сущностей", то есть привлечения гипотезы о некоем мире с совершенно отличными от нашего мира качествами.

Понятие о "духовном мире" неразрывно связано с понятием о Верховной Личности Бога. Нам предлагается поверить, что пять тысяч лет назад нашу планетку в нашей Солнечной системе посетил лично сама Верховная Личность Бога. Который не только выше Гения нашей Галактики (содержащей, по подсчётам учёных, около восьми сотен миллионов звёзд), но и выше Гения Вселенной (Брахмы), в которой наша Галактика – лишь маленькая пылинка. Которых, Вселенных, в свою очередь, бесчисленное множество…

Вероятность такого события я не берусь оценить даже крайне приблизительно. Отдалённо это напоминает, когда приходишь в магазин, а тебе говорят: "Вот как раз сегодня у нас рекламная акция! Которая бывает раз в десять лет! Только сегодня, с двух минут третьего по четыре минуты третьего – как раз, когда вы вошли!.." J

Иначе говоря, хотя я безусловно допускаю, что пять тысяч лет назад к нам на Землю приходила какая-то действительно необыкновенная личность, которую современники называли Кришной, а также, что эта личность действительно совершала все деяния и чудеса, отраженные в писаниях (а возможно и больше); а также при всём к ней уважении и восхищении этой поистине великой и могущественной Личностью – я ни на секунду не могу допустить мысли или поверить в то, что тот, кого здесь называли Кришной был действительно «Верховной Личностью Бога». Несмотря на то, что, как говорится, «возможно всё» (с) – есть всё же некоторые вещи или события, которых не может быть, потому что не может быть никогда. Бритва Оккама не позволяет.

Часть 2.

Я предлагаю этому всему несколько другое объяснение. Я выскажу сейчас свою точку зрения, никого ни к чему не обязывающую.

Я думаю (имею основания полагать), что не только в нашей Вселенной, но и конкретно в нашей Галактике существует множество всевозможных цивилизаций. В том числе гуманоидных, то есть, их представители очень похожи на людей, и среди них – немало цивилизаций высокоразвитых. Которые не только давно навели порядок у себя на планете, но и вышли в космос. То есть, научились перемещаться между звёздами и планетами через гиперпространство, что сводит эти межзвёздные расстояния почти к нулю, а время полёта – к часам (ну, или, возможно, дням, хотя вряд ли). Так как, в отличие от нас, никто из нормальных цивилизаций не бороздит просторы Вселенной в физическом пространстве…

(Чтобы привлечение к объяснению инопланетян в данном случае не показалось умножением сущностей, я предлагаю простое логическое рассуждение. В нашей Галактике около 800 миллионов звёзд, это не моя выдумка, это по подсчётам астрономов. Неужели разумный человек всерьёз может полагать, что жизнь и разум есть только на нашей планете? Или, что нигде развитие цивилизации никогда не превосходило наш теперешний уровень?)

Представители этих цивилизаций, гуманоидных и не очень, в разные времена не раз бывали и на Земле. Понятно, что местное население, если оно было на низком уровне развития, воспринимало их, как богов.

Надо заметить, что наша теперешняя цивилизация – далеко не первая и не самая развитая из тех, что были когда-либо на Земле. И следов от прежних высоких технологий осталось достаточно много и среди построек (те же пирамиды) и среди археологических находок. Но я сейчас не об этом, а о тех случаях, когда местная земная цивилизация находилась на довольно примитивном уровне развития, а пришельцы, которые с ними общались – на гораздо более высоком. Таких следов в легендах и сказаниях разных народов тоже более, чем достаточно.

У африканского народа догонов, говорят, есть сказания о пришельцах с Сириуса и оставшиеся в наследство весьма точные астрономические сведения о части космоса, которые сами эти догоны никак не могли бы получить, так как у них нет даже простейших телескопов. У русских есть множество народных сказок, в частности сказка про аленький цветочекJ. Хорошо хоть, "зверь лесной, чудо морское" там не назван богом, но наличие высокотехнологичных приборов, описанных как сказочные, волшебные – налицо. И подобных примеров можно найти десятки.

А в описании битвы на поле Курукшетра и вообще всей этой истории про пришествие Кришны, меня всегда немного удивляло как бы одновременное сосуществование двух технологических уровней. С одной стороны, там где-то упоминаются виманы и брахма-астра (кажется, в "Источнике вечного наслаждения" в самом начале), то есть, управляемая то ли мыслью, то ли мантрами ядерная ракета. А с другой стороны, Кришна с Арджуной скачут на колеснице, запряжённой конями, и Арджуна стреляет из лука, а Бхима умирает на ложе из вонзившихся в него стрел…

Если цивилизация самостоятельно дошла уже до ядерного оружия, то кто же будет воевать стрелами? Мы ведь не воюем – у нас как минимум есть автомат КалашниковаJ.

А вот если сама цивилизация по части вооружений ещё находится на уровне луков и копий (а на уровне сельского хозяйства дети пасут коров, а женщины вручную сбивают масло в деревнях) – то откуда же виманы и ядерное оружие? А как откуда – от богов, вестимо. Есть боги, и у них есть такие вещи, которые присущи богам. Но на всех воюющих их явно не хватаетJ.

В общем, не знаю насчёт того, насколько "Трудно быть богом"(с), но вот прослыть богом – очень несложно. Земляне на этот счёт, мне кажется, удивительно легковерны…

Закончу эту часть своего повествования написанным ранее куском, который тоже иллюстрирует эту мысль. (Без него можно было бы и обойтись, но жалко выбрасыватьJ)

Представь себе, жил где-то в самом конце восьмидесятых годов прошлого века в российской глубинке некий Ваня. Жил он в рабочем посёлке в квартирке в двухэтажном кирпичном доме на восемь таких квартир. Из удобств у них был общий туалет на улице и колонка во дворе. Газификация до них не дошла, и воду для стирки грели на электрической плитке. (Стирали, понятно, вручную, стиральным мылом, иногда порошком, если кто-то его привозил из райцентра). Для мытья воду грели на той же плитке, так как мылись дома в тазиках, ближайшая баня была в райцентре. Отопление предполагалось центральное, но оно иногда барахлило, и народ выкручивался, кто как мог. В магазин в посёлке хлеб привозили три раза в неделю, а из постоянных продуктов там были крупы (рис, перловка и овсянка), подсолнечное масло в зелёных стеклянных бутылках, маргарин и консервы из морской капусты; иногда овощи. Впрочем, картошку-то народ сам выращивал на пустыре за посёлком. Сахар был по талонам. Сливочное масло, теоретически, тоже, но это только в райцентре, в посёлок его не привозили. До райцентра можно было добраться на автобусе, который ходил (каждый день, два раза в день, два раза в неделю – нужное подчеркнуть), кроме весны и осени, когда по дорогам можно было проехать только на тракторе. Телевизоры (чёрно-белые) много у кого уже были, а компьютеров и интернета не было ещё и в помине. Наш Ваня был молодой, неглупый, трудолюбивый, работал механиком в совхозном гараже и как-то жил.

И вот однажды по какой-то счастливой случайности он из этого посёлка, из своего Нижнего Заднепендюринска, попадает вдруг на полгода в Америку, в США. Да не куда-нибудь, а в южный приморский город где-нибудь там во Флориде, в качестве прислуги в богатый дом. То ли у него дальние родственники там обнаружились, то ли одноклассник-еврей, давно эмигрировавший с родителями, о нём вспомнилJ – не важно.

Важно то, что наш Ваня попадает в мир, находящийся на совершенно другой стадии технологического развития. Цивилизационная разница – минимум сто лет. Мало того, что там всегда тепло, а вокруг пальмы и рядом ласковое море, которое он раньше вообще видел только по телевизору – это уж от климата зависит, но Ваню всё равно впечатлило, понятно. Но главное не это. Вокруг – чистые красивые домики, тоже двухэтажные, только каждый на одну семью, а не на восемьJ, окружённые ухоженными садиками. Люди ходят в лёгких ярких одеждах, и люди самого разного цвета кожи: белые, чёрные, мулаты, мексиканцы, индийцы… Каждый вечер собираются в клубах, а то и просто на пляже, танцуют и поют под прекрасную музыку. Дороги – как скатерть, надо куда поехать – сел на машину и через пять минут на месте, и в городе у каждой дороги по сторонам чистые тротуары, так что даже после дождя никакой грязи нигде нет. А уж в доме! Ванная комната для прислуги – чистый дворец: сияющая белая ванна, из блестящих кранов вода течёт, и холодная, и горячая, и душ есть, и фен для волос, и стиральная машина! Которая сама и стирает, и полощет, и выжимает, остаётся только достать да развесить… Ну а уж в туалет и зайти страшно – такой он чистый да белый, не то что делать там что-то. После дырки в дощатом полу Ваня долго привыкал, так как такого отродясь не видывал, даже по телевизоруJ… В магазин поначалу зайти тоже было страшно: очередей никаких нет, и продавец сразу на тебя смотрит, мол, чего хотите купить? А как тут поймёшь, чего, если товаров столько, что не знаешь, куда и смотреть, и даже в глазах рябит?.. Но главное – что люди все такие приветливые, вежливые и весёлые, что это поначалу тоже очень было непривычно… (Молодым городским людям, возможно, трудно оценить сейчас степень культурного шока у нашего предполагаемого Вани, но я-то хорошо помню те условия, в которых мы жили ещё лет 35-40 назад, а также впечатления мамы от её поездки в Америку уже в 2000 году). В общем, пожил так Ваня полгода или год и вернулся к себе домой, обратно в Заднепендюринск.

И тут, представь, в мире произошла вдруг какая-то катастрофа, в результате чего вся Америка утонула! Так что интернет так никто и не изобрёлJ. Евразия уцелела, но не успевший распасться Советский Союз на всякий случай окружил себя тройным железным занавесом, и технологический прогресс в нём не только остановился, но и стал деградировать в ближайшие несколько сотен лет. И наш Ваня, не успев даже перевести привезённые доллары в рубли, не разбогател в результате своей поездки, и прожил свою жизнь, как и все, в привычных для себя с детства условиях.

Но в Ванином роду передавалась с тех пор из поколения в поколение история о его поездке. И если поначалу речь шла ещё о реальных событиях, реально бывшем на нашей планете континенте и о реальных людях, вроде старого друга или дальнего родственника, то через несколько поколений эта история вполне могла приобрести совершенно другую форму и другое идейное обоснование. Например, такое, что их предок за свои заслуги перед Господом удостоился беспричинной милости и побывал на райской планете, где каждое слово было, как песня, и каждое движение — как танец, и где всё было так, как и в принципе – в принципе! - никогда не может быть у нас тут, на Земле…

Часть 3.

Можно возразить мне: мол, ну и что. Пусть даже все чудеса писаний, как на Земле, так и в описании всяких высших миров и можно объяснить контактом землян с более развитой цивилизацией. Пусть даже все боги, включая Верховную Личность Бога Кришну — это лишь представители развитой инопланетной расы. Само по себе это не доказывает того, что «духовного мира» нет в природе. Я же сама говорю, что мы знаем о мире слишком мало. А если уж о таком явлении, как «духовный мир» упоминается, возможно, и нет дыма без огняJ.

Кроме того, дело ведь не в том, есть ли на самом деле «духовный мир» и какой он, и даже не в том, кем там на самом деле был Кришна. А в том, что вера в него (и в духовный мир, и в Кришну), стремление к нему вдохновляют людей на то, чтобы изменить свою жизнь. Чтобы начать жить более осмысленной и чистой жизнью: бросить пить, курить и есть мясо, настроиться на аскетичность, смирение и стремление к высшему; начать изучать богатейшее наследие Ведической цивилизации (а там, несомненно, есть, что изучать с большой пользой для себя). Вряд ли кто-то из нас в текущей жизни попадёт в этот самый духовный мир, даже если он существует, но если вера в него может утешить и вдохновить, разве это плохо? Какая беда в такой вере и в таком стремлении?

Ну, собственно, я тоже так и думала, когда собиралась писать этот текст. Я хотела просто объяснить, сформулировать для себя, почему я не верю в существование «духовного мира» и в пришествие на Землю лично Верховной Личности Бога со всеми вытекающими для практической жизни последствиями. Потому что по своим личным причинам я в какой-то момент почувствовала необходимость прояснить для себя свою позицию относительно всех религий. (Замечу в скобках, что, если бы я верила в духовный мир и в то, что Кришна, который приходил на Землю — реально Верховная Личность Бога, то, скорее всего, я вообще бы ничем больше не занималась, как читала или пела бы маха-мантру с утра и до вечера, а все мои контакты с окружающими сводились бы к тому, что я смиренно просила бы их делать то же самое. И больше меня не интересовало бы ничего в жизни...).

Но потом, поразмыслив, я поняла, что некоторая беда-то, пожалуй, есть. И беда эта есть не только у кришнаитского мировоззрения, а ситуация имеет в общем-то неожиданно глобальный характер. Чтобы пояснить, в чём дело, посмотрим-ка мы на ситуацию с противоположной стороны.

Представь себе такую картину.

Мы с тобой и группой соотечественников, представители довольно развитой цивилизации, прибываем на звездолёте на некие новые земли (на другую планету), где находим множество нужных для себя вещей, например, очень полезные ископаемые. Кроме того, там, на этой новой территории, бегает какое-то количество дикарей – местных жителей. И нам было бы очень удобно приспособить к добыче этих полезных ископаемых именно их. Как мы можем это сделать?

Моральных терзаний по поводу эксплуатации местного населения у нас нет никаких: мы не собираемся уничтожать их популяцию или вредить ей. Более того, мы понимаем, что контакт с более развитой цивилизацией в любом случае пойдёт им на пользу – они научатся чему-то новому и будут быстрей развиваться. А иначе так и будут полуголые бегать друг за дружкой ещё десятки тысяч лет. Как те папуасы из фильма Лёни Пашковского... Поэтому перед нами стоит простая задача: заставить их работать на себя. Какие же действия мы можем предпринять?

Самое простое – заставить силой. Приходишь там с ружьём/автоматом/бластером и говоришь: "Ну, вы, быстро копайте вот тут, а не то я вас как щас!.." И они побежали и начали копать. Однако, этот способ не очень удобен, так как требует нашего постоянного контроля и присутствия. Что, в общем-то, утомляет.

Более удобный способ – заплатить. "Ну-ка, ребятки, давайте тащите сюда мне золото и алмазы, а я вам взамен дам вот такие красивые стеклянный бусики!" И они какое-то время будут нам приносить в обмен золото и алмазы. Однако этот способ недостаточно надёжен, так как торговля – дело добровольное, и если дикарям разонравятся бусы или будет лень что-то там копать и добывать, то они нас пошлют вместе с оплатой.

Гораздо более надёжный способ – поставить в зависимость. Например, приучить к какому-нибудь лёгкому наркотику, например, к сигаретам или крепкому чаюJ. Так как курильщик за пачку сигарет сделает для тебя очень многое, если эти сигареты он может получить только у тебя. Алкоголик за бутылку тоже готов на многое, но зато и работник с него в итоге плохой, так что спирт и тяжёлые наркотики – это не массовый вариант. Хотя это, возможно, неплохой вариант для подкупа верхушки местного населения…

Таким образом, мы приходим к наиболее продуктивному способу достижения своих целей: мы ставим в зависимость от себя местную элиту – всяких там вождей, царьков и князей, а уж они как-то заставляют работать своих подданных. При этом моральных терзаний у нас опять же нет никаких: взаимозависимость сама по себе явление совершенно нормальное. Она возникает в любом случае, когда люди делают что-либо совместно. Например, когда ты поступаешь на работу куда бы то ни было, ты оказываешься в той или иной зависимости от своего работодателя, так как ты теперь обязан какую-то работу выполнять. Но и работодатель оказывается обязан тебе создать условия для работы и выплачивать зарплату, кроме того, ему нужна твоя работа, так что он тоже в той или иной степени зависит от тебя… Важно, чтобы эта зависимость была выгодной в глазах всех участвующих сторон. Но, имея большое технологическое преимущество, это обеспечить вовсе не трудно.

И вот тут вид той зависимости от нас, в которую мы ставим местную элиту, определяется тем, как долго мы собираемся с этим местным населением взаимодействовать. Если недолго – то, возможно, проще (хотя и менее нравственно) местного царька споить или подсадить на наркотик, так как это обеспечит практически полное его подчинение. Но это не лучший вариант не только потому, что портит кармуJ, но и потому, что он реально недолговечен. Царька могут сместить или он может сам помереть с перепоя, а его наследники могут и не захотеть иметь с нами дела, видя такие последствия…

Поэтому, если мы собираемся пользоваться услугами местного населения долгое время, например, сотни и тысячи лет, наиболее эффективно будет установить реально взаимовыгодную взаимозависимость. (Мы–то сами, как и все наши товарищи по звездолёту, давно уже «бессмертны», то есть, перерождаемся всякий раз с полным сознанием, так что смерть для нас – не более чем вынужденный короткий перерыв в жизни. Поэтому мы мыслим перспективами не нескольких десятков лет, пока износится очередное тело, а перспективами долговременного обустройства нашей планеты или звёздной системы).

И вот, местную верхушку мы по-любому развлекаем и очаровываем всякими технологическими чудесами, дозируя доступ к ним в зависимости от результатов их трудов («принесёшь тонну золота - прокачу на вимане»). Но при этом не совращаем их всякой гадостью типа наркотиков, а наоборот, развиваем и образовываем по мере сил. Потому что для стабильной обстановки и высокой производительности труда подданных лучше будет, если местные цари будут править разумно и справедливо, а для нашей и их кармы - к тому же гуманными методами. Таким образом мы получаем надёжный и долговечный источник необходимых нам материалов, а местное население – знания и развитие. И всем хорошо.

Однако повышение уровня знаний и развитие местного населения имеет и некоторую оборотную сторону. Рано или поздно кто-нибудь особо умный из бывших дикарей может догадаться, что мы – в общем-то такие же люди, как и они, только больше знающие и умеющие. И что поэтому они могут тоже рано или поздно стать такими же, как мы. Такая мысль может вдруг прийти в голову какому-нибудь отдельному гениальному одиночке!.. Но это ещё полбеды. Беда может наступить тогда, когда этот одиночка донесёт подобную мысль до какого-нибудь местного царя. Так как известно, что все цари – воины по уровню развития, а значит, всегда и во всём выясняют, кто кого круче (это, собственно, их основное занятие по жизни). И вот тут-то такой царь может уже попытаться начать качать по отношению к нам какие-нибудь права.

Конечно, имея огромное преимущество в знаниях и технологиях, мы сможем так или иначе поставить его на место. Однако такое развития событий нежелательно: может быть, придётся не только тратить энергию на совершенно лишние выяснения отношений, но и в конечном итоге в чём-то уступить. Таким образом, могут повыситься наши издержки, наши накладные расходы в данном предприятии. А зачем нам это?.. Лучше бы всю эту ситуацию вообще не допускать, предотвратить её изначально. И мы приходим к логичной мысли, что для наших подопечных нужно быстренько создать религию, которая исключала бы подобные ситуации.

Такая религия должна обладать некоторыми определёнными параметрами. Во-первых, она должна описывать предыдущие события, начиная с нашего появления здесь, а также историю наших взаимоотношений с местными. При этом особенно убедительно она должна объяснять, почему эти отношения сложились именно так, а не иначе (то есть, почему эти дикари стали на нас работатьJ). Чтобы не было вопросов по этому поводу.

Во-вторых, она должна описывать окружающий мир для местных жителей достаточно правдиво, чтобы те из них, кто всё же пойдёт рано или поздно по духовному пути, увидели, что эта религия верна. То есть, она должна достаточно точно описывать, в том числе, природу тела и ума, а также эффекты и состояния, которые испытывает человек, выходящий за рамки обычного восприятия. Ну и вообще нужно описать верно всё, что можно верно описать, до тех пор, пока это не будет противоречить главной цели, для которой вся эта религия, вся эта картина мира создаётся.

Потому что создаётся она главным образом для одной цели: закрепить наше господство над местной расой «на веки веков». Ну то есть, мы-то понимаем, что ничего вечного в нашей Вселенной не бывает, и всё когда-нибудь кончается, но дикарям знать об этом пока не обязательно; и если нам удастся закрепить своё господствующее положение на самом высоком возможном уровне – идеологическом, религиозном – то мы сможем пользоваться этой планетой ещё довольно долго без тех проблем, которые возникнут, если мы этого не сделаем. (Ну, то есть, они всё равно возникнут рано или поздно, но религия должна отложить этот момент на возможно более далёкое время).

Поэтому, в-третьих, эта религия должна прежде всего раз и навсегда исключить самую мысль о каком бы то ни было равенстве между нами и местными жителями. Мы – Боги. Мы – Боги, мы вообще "из другого теста", а они – люди, и в этом главная, принципиальная и непреодолимая разница между нами. И как бы они ни старались, как бы ни пытались подражать нам – они никогда не смогут стать такими, как мы, потому что это невозможно в принципе, потому что не может быть никогда, аминь.

Затем. Да, мы Боги, а они — люди, но это не значит, что они могут жить отдельно от нас, как им вздумается. Их главная задача и цель жизни — служить нам. Чтобы они прониклись этой мыслью, мы придумываем систему типа «тяни-толкай», то есть, в некотором роде кнут и пряник.

То есть, с одной стороны, мы придумываем некоторую очень привлекательную цель для человеческой жизни. Ну, такую, реально привлекательную для самых умных, чутких и продвинутых из наших подопечных (то есть, для интеллектуальной, политической и культурной элиты местного общества): не стать нами, это невозможно, но стать как можно ближе к нам, войти в первый ряд наших самых доверенных и близких слуг. И всячески демонстрируем всем преимущества такого положения для этих избранных (благо, наши технологические возможности опять же это позволяют), подкрепляя это чудесами и легендами. При этом, если для начала эта цель является более или менее достижимой человеком, то впоследствии, когда большинство людей в неё уже поверят, желательно, чтобы эта цель была не так легко достижимой и ещё лучше — непроверяемой. Типа того, что если всю жизнь прожил праведно, то получишь награду после смерти или в следующей жизни... Веру в это надо всячески укреплять, но чтобы проверить, так ли это - никто из людей не мог.

Ну то есть, чтобы проверяемая часть награды за такое служение (при жизни) была уж как получится, зато в непроверяемой части (то есть, после смерти) можно обещать любое абсолютное счастье: попадание в рай с ангелами, попадание в рай с прекрасными девственницами, в духовный мир, в нирвану (нужное подчеркнуть); и Бог утрёт каждую слезу с очей, и смерти больше не будет, а будет вечное блаженство рядом с Абсолютной Истиной и решение навсегда всех и всяческих проблем…

(То, что в жизни не бывает ничего «абсолютного» и ничего «навсегда», ничего, застывшего в вечности, а даже если и бывает — то это вовсе не то, чем может удовлетвориться неукротимый человеческий дух — об этом дикарям знать тоже пока не обязательно. Подрастут — сами поймут, а пока для ближайших нескольких тысяч лет этой приманки хватит).

С другой стороны, чтобы местные опять же не расслаблялись, нужно заложить в картину мира изначальную греховность людей перед Богом (Богами). Желательно идущую из глубины веков и, опять же, непроверяемую и неисправимую. Точнее, частично исправимую только истовым служением Богу, то есть, нам.

Сконструированная таким образом религия, точнее, картина мира — надолго обеспечит нам, звездолётчикам, вполне комфортное использование этой богатой, но малоразвитой планеты…

Часть 4.

А теперь вернёмся в наше человеческое обличье и посмотрим, что у нас имеется тут на нашей матушке-Земле. Какие картины мира имеются у нас тут в наличии и предлагаются широкой публике.

Господствующая религия на данный момент у нас — христианство. Оно имеет множество подразделений, но смысл один: человек был создан Богом и должен служить Богу, но он когда-то совершил грех: не послушался Бога. Сделал что-то по своему разумению, а не по велению Бога. За что и был изгнан из рая; но если человек будет хорошо себя вести при жизни, то в итоге снова попадёт в рай. Обустройство жизни и материальные заботы — второстепенны, превозносятся всякие монахи и отшельники, вплоть до нищеты, лохмотьев и сумасшествия. Всякая власть — от Бога, и в общем-то, человек всегда и полностью во власти Бога, поэтому должен полагаться только на Бога, а если думает своими слабыми силами что-то в своей жизни совершить и улучшить — то это гордыня и от лукавого.

Буддизм — тоже большая религия. Основная идея — этот мир иллюзорен, главная задача — вырваться из колеса перевоплощений и уйти в нирвану. Понятно, что реально такого результата могут достигнуть единицы продвинутых людей, подавляющему же большинству верующих это не светит. Но и обустраивать свою земную жизнь простым людям эта религия тоже особо не предписывает — мир ведь иллюзорен. Так что главное — тоже служить Богу и копить заслуги, совершая добрые дела — авось в будущем рождении пригодится.

Про ислам я знаю следующее: Господь создал людей, чтобы они поклонялись Ему. В этом смысл человеческой жизни. Кто проживёт свою жизнь праведно, в итоге попадёт в рай: сад со множеством прекрасных юных девственницJ. Само слова ислам переводится с арабского как «покорность».

В кришнаизме: человек, точнее его душа, изначально рождённая в духовном мире, когда-то согрешила: захотела наслаждаться отдельно от Кришны. И из-за этого попала в материальный мир, являющийся иллюзией и при этом специально созданной тюрьмой для таких отщепенцев, которые забыли своё изначальное истинное предназначение — быть слугой Господа. Так как только преданное служение Господу и придаёт существованию души вообще какой-то смысл. Но можно искупить свой грех: вспомнить своё изначальное положение «слуги слуги слуги...», повторять маха-мантру и вообще посвятить свою жизнь служению Верховной Личности Бога. Жить просто и мыслить возвышенно. Жить в деревне, ухаживать за коровами и петь киртаны, каждую минуту помышляя о Господе, а компьютеры и прочие технологии пускай кто-нибудь другой изобретает. Какие-нибудь самонадеянные карми, которые воображают, что могут улучшить жизнь в этом иллюзорном мире. Впрочем, компьютерами и прочими достижениями тоже можно пользоваться, но только для того, чтобы распространять свою проповедь и спасать заблудшие души. Тогда самые чистые из преданных попадут после смерти в духовный мир и будут там продолжать служить Господу...

Другие индуистские религии не сильно, наверное, отличаются по общей картине, хотя опять же не знаю.

При этом на Земле есть ещё куча мелких религий самого разного толка, но они не делают погоды в силу малочисленности их последователей. А также достаточно много атеистов — фактических атеистов, независимо от того, кем они себя называют. Это жители посткоммунистических и коммунистических стран, в том числе и огромного Китая, и Северной Кореи, и большинство российских граждан. Но об атеистах позже.

Итак, что можно сказать о положении на Земле с точки зрения перспектив развития человечества?

Прежде всего то, что человечество сильно разобщено. Разные религиозные эгрегоры тянут каждый в свою сторону, и люди чаще занимаются выяснением отношений на тему того, кто прав, нежели стараются сделать что-то вместе. (Под словом «эгрегор» я понимаю коллективное сознание всех людей, входящих в данный «коллектив». То есть, всех верующих одной религии, например).

При этом ни одна из больших религий не ставит перед человеком задачи улучшать его собственную жизнь на Земле. Если и нужно, например, трудиться усердно или быть честным — так это только потому, что Бог так повелел и заповедал, но никак не для того (или в самую последнюю очередь для того), чтобы жизнь самого человека от этого стала лучше или удобнее, а он сам — более образованным, развитым или богатым. Потому что пребывание на Земле всеми этими религиями рассматривается как заведомо временное, невзирая на то, имеется в виду реинкарнация, как в том же буддизме, или считается, что человек живёт один раз, как в христианстве.

То есть, общий посыл у всех больших религий такой: земная жизнь — не главное, главное будет когда-то впереди, если сумеешь заслужить. А для того, чтобы заслужить, нужно выполнять придуманные кем-то (обычно говорится, что Богом) предписания и поменьше думать своей головой. Разве что в сторону того, как наилучшим образом выполнять Божественные предписания…

Технический прогресс и облегчение условий жизни в общем-то не приветствуется. Есть подозрение, что это всё — дьявольские козни. (Правда, лет сто-двести назад технический прогресс действительно выглядел страшновато: кирпичные фабрики, лачуги рабочих, дым, копоть, грохот и очень вредные как условия, так и режимы труда). Зато идеализируется деревенский образ жизни и патриархальный уклад. За все конфессии не скажу, но что кришнаизм, что наше современное российское православие просто спят и видят, как бы вернуться назад, в прошлое и к природе: пасти коров, водить хороводы в лаптях, ходить в церковь и во всём слушаться старших — вот тогда-то и настанет благодать, и все будут сыты, здоровы и благочестивы, а больше ничего-то человеку ведь и не надо! А все эти университеты, компьютеры и интернеты, полёты в космос, права чел<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: