Возрастные особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста.




Младенчество: реакция на свет, формирование прослеживающих движений глаз, формирование зрительного сосредоточения, фиксация предмета, цветовосприятие, бинокулярная фиксация, зрительное восприятие формы и величины.

Ранний возраст: взаимосвязь с развитием предметной деятельности и речью, узнавание предметов по форме и величине, в процессе из хватания и манипулирования с ними, переход к зрительной ориентировке.

Дошкольный возраст: усвоение системы сенсорных эталонов, выделение свойств и отношений объектов с помощью перцептивных действий, обобщение на основе выделенного свойства, определение места предмета или признака в ряду других, пространственная ориентировка на основе пространственных свойств и отношений предметов, развитие целостного восприятия.

Возрастные особенности оптической системы глаза. Хрусталик у детей очень эластичен, поэтому он обладает большей способностью изменять свою кривизну, чем у взрослых. Однако, начиная с 10 лет, эластичность хрусталика снижается и уменьшается объем аккомодации – принятие хрусталиком наиболее выпуклой формы после максимального уплощения, или наоборот, принятие хрусталиком максимального уплощения после наиболее выпуклой формы. В этой связи изменяется положение ближайшей точки ясного видения. Ближайшая точка ясного видения (наименьшее расстояние от глаза, на котором предмет отчетливо виден) с возрастом отодвигается: в 10 лет она находится на расстоянии 7 см, в 15 лет – 8 см, 20 – 9 см, в 22 лет –10 см, в 25 лет– 12 см, в 30 лет – 14 см и т. д. Таким образом, с возрастом, чтобы лучше видеть, надо предмет удалять от глаз.

В 6 – 7 лет сформировано бинокулярное зрение. В этот период значительно расширяются границы поля зрения.

 

Острота зрения у детей разного возраста

У новорожденных острота зрения очень низкая. К 6 мес она увеличивается и составляет 0,1, в 12 мес – 0,2, а в возрасте 5 –6 лет равна 0,8–1,0. У подростков острота зрения повышается до 0,9–1,0. В первые месяцы жизни ребенка острота зрения очень низкая, в трехлетнем возрасте только у 5 % детей она соответствует норме, у семилетних – у 55 %, в девятилетнем – у 66 %, у 12 – 13-летних – 90 %, у подростков 14 –16 лет – острота зрения, как у взрослого.

Поле зрения у детей уже, чем у взрослых, но к 6–8 годам оно быстро расширяется и продолжается этот процесс до 20 лет. Восприятие пространства (пространственное зрение) у ребенка формируется с 3-месячного возраста в связи с созреванием сетчатки и коркового отдела зрительного анализатора. Восприятие формы предмета (объемное зрение) начинает формироваться с 5- месячного возраста. Форму предмета ребенок определяет на глаз в возрасте 5–6 лет.

В раннем возрасте, между 6–9-м мес, у ребенка начинает развиваться стереоскопическое восприятие пространства (он воспринимает глубину, отдаленность расположения предметов).

У большинства шестилетних детей развита острота зрительного восприятия и полностью дифференцированы все отделы зрительного анализатора. К 6 годам острота зрения приближается к норме.

У слепых детей периферические, проводящие или центральные структуры зрительной системы морфологически и функционально не дифференцированы.

Глаза детей раннего возраста характеризуются небольшой дальнозоркостью (1–3 диоптрии), вследствие шарообразной формы глазного яблока и укороченной передне-задней оси глаза (таблица 7). К 7–12 годам дальнозоркость (гиперметропия) исчезает и глаза становятся эмметропическими, в результате увеличения передне-задней оси глаза. Однако у 30–40 % детей, вследствие значительного увеличения передне-заднего размера глазных яблок и, соответственно удаления сетчатки от преломляющих сред глаза (хрусталика), развивается близорукость.

Особенности зрительного восприятия при нарушении зрения.

Л.П. Григорьева отмечает, что восприятие реализуется механизмами взаимосвязанных зрительных функций (световая и контрастная чувствительность, цветоразличение, разрешающая способность и т.д.). При патологии зрительной системы, нарушающей ее структуру и функции, имеют место изменение и рассогласование сенсорно-перцептивных механизмов, что затрудняет формирование основных качеств восприятия. Уровень общего психического развития влияет на формирование качеств восприятия (обобщенность, категориальность, апперцепция, антиципация) существенно нарушено. У слабовидящих, частичновидящих, глухих с низким зрением вследствие сенсорной и общей психической депривации созревание структур мозга может быть замедленно. Индивидуальная деятельность и опыт ребенка могут быть существенно ограничены. Нарушение функций зрения приводит к сокращению и редуцированию (ослаблению) зрительных ощущений у частичнозрячих и слабовидящих или полному их выпадению у тотально слепых.

Особенности зрительного восприятия слабовидящих дошкольников: процесс восприятия спонтанный, низкого качества и малого объема; частичное узнавание объектов; произвольное перечисление объектов сюжетного изображения, с установлением неверных причинно-следственных связей и отношений. Дети с косоглазием и амблиопией в плеоптический период лечения ("выключается" лучшевидящий глаз) имеют те же зрительные возможности, что и слабовидящие, и даже частичновидящие.

При слепоте и слабовидении наблюдается редуцированность проявлений некоторых свойств восприятия:

1.Избирательность восприятия зависит от изменений зрения: снижения остроты зрения, нарушения цветовосприятия, изменения поля зрения. Избирательность восприятия ограничивается узким кругом интересов, снижением активности отражательной деятельности, меньшим по сравнению с нормой эмоциональным воздействием объектов внешнего мира.

2.Предметность зрительного восприятия зависит от светочувствительности, цветовосприятия, стереоскопического зрения, периферического зрения; а также от величины предмета, расстояния до глаз, освещенности, контраста между яркостью объекта и фона.

3.Целостность зрительного восприятия при глубоких нарушениях зрения характеризуется фрагментарностью, неполным, неточным отображением внешнего мира, что влечет нарушение детальности, структурности восприятия.

4.В процессе апперцепции при изменении зрения отмечается недостаточность предыдущего опыта, снижение полноты и точности отображаемого, неумение интерпретировать.

5.Все это нарушает осмысленность восприятия, ухудшает запоминание, сокращается зона константного зрительного восприятия.

6.Наблюдается связь нарушений антиципации (обеднение и деформация зрительных образов) с процессом сличения.

7.Обобщенность при слабовидении и остаточном зрении резко снижена: нет возможности вычленить, выделить главные, основные элементы, существенные признаки; взор фиксирует случайные элементы.

При патологии органов зрения затрудняется либо становится невозможным образование временных нервных связей между мозговыми центрами зрительного и других анализаторов. Эти затруднения сказываются на степени полноты, целостности образов, широте круга отображаемых предметов и явлений, но не могут изменить сущности процесса возникновения образа. Разумеется, и зрительные образы частичнозрячих и слабовидящих, и осязательные образы незрячих не могут быть полностью тождественны образам нормально видящих. Однако, в целом эти образы адекватно, правильно отражают окружающий мир во всей сложности его проявлений.

Основой компенсации нарушений перцептивно-когнитивного развития детей является совместная с педагогом и индивидуальная деятельность ребенка в специально организованной среде коррекционных занятий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: