Чего не хватило герою отрывка для прощения?




Кто является рассказчиком в этом произведении? Что о нем мы узнаем из текста?

Александр Грин, по выражению К.Г. Паустовского, был фантазером. С детства мечтал о морской службе. Все моряки ему представлялись как красивые, мужественные, великолепные люди.

ЦИТАТЫ…

Таким образом, Александр Грин – романтик, певец моря. Между рассказчиком и автором много общего. Это автобиографический рассказ.

 

«До конца дней моих я хотел бы бродить по светлым странам моего воображения…»- писал Александр Грин. Настоящий мечтатель и великий гуманист, в своих книгах он создал сказочный мир, где настоящее чудо можно сотворить своими руками, где сама природа призывает верить в добро. Сам писатель считал, что, сколько бы в мире ни было зла, с ним надо жить и внутренне его побеждать.

3. Стадия вызова

Репродукция картины Николая Лосева «Блудный сын».

Вопросы:

Что вы видите?

Репродукцию к известной притче «Возвращение блудного сына».

2. Что вы об этом думаете?

Отец рад возвращению сына, которого считал потерянным. Он простил ему все его поступки и грехи. Он рад его возвращению, ведь нашел то, что потерял.

О чем вас заставляет это задуматься?

Не все умеют прощать. Не всегда хватает для этого человеческих качеств. И очень часто именно это становится причиной многих бед, горя, и даже войн.

Вопросы, направленные на понимание сути притчи.

Почему отец простил сына?

Что заставляет вас так думать?

Как вы это узнали?

4. Подведение к формулированию темы:

А это важно уметь прощать? Нужно ли прощать? Всегда ли нужно прощать?

Приведите, пожалуйста, примеры из жизни, когда вам приходилось кого-то прощать.

И что значит, простить? А если не простить, то значит, нужно наказать?

Итак, тема урока «Простить или наказать?» Размышления над этим вопросом мы продолжим после того как познакомимся с третьей частью рассказом А. Грина «По закону».

5. Чтение рассказа.

6. Обсуждение понимания сути рассказа

Ожидали ли вы такой концовки рассказа?

Чего не хватило герою отрывка для прощения?

Итак, матрос товарища не простил, он считает, что виновник должен быть наказан по закону. Ведь он нанес травму, он виновен. Значит, должен за это ответить. В глубине души он понимает ситуацию и мог бы войти в положение обидчика, но… не хватило каких-то душевных качеств.

(Не хватило сострадания и милосердия, каких-то душевных позывов, не смог поставить себя на место обидчика.)

Как вы это узнали? (Из поведения и речи других персонажей рассказа, тех, кому искренне жалко героя, тех, кто пытается отговорить раненого моряка.)

7. Работа над проблемами, которые поднимает автор в тексте (РАБОТА В ТЕТРАДИ)

В таблице записываем те проблемы, которые поднимает автор и объясняем их.

№1 Проблема умения прощать, милосердия и сострадания, человеческой доброты.

№2 Проблема раскаяния и признания своей вины.

№3 Проблема соответствие внутренней силы, мужеств, человечности (в умении прощать) внешней красоте человека.

№4 Проблема несоответствия юридического закона и нравственных поступков.

Проблемы Позиция автора Позиция ученика
Проблема умения прощать, милосердия и сострадания, человеческой доброты. Раненый моряк должен был простить обидчика, у которого жена и дети. Его ожидают каторжные работы. Его военная карьера рушится навсегда. Библия гласит: «Люби ближнего своего, как самого себя; делай другим то, что ты желал бы, чтобы делали тебе» – вот выражение самого полного милосердия, так как оно заключает в себе все обязанности относительно окружающих.
Проблема раскаяния и признания своей вины Обидчик полон раскаяния, он признает свою вину. Человек, совершивший преступление и раскаявшийся в этом, заслуживает прощения. Раскаяние всегда помогает искупить вину для самого себя, но не всегда меняет мнение других людей, потому что преступление – это грех, за который нужно нести ответственность
Проблема соответствия внутренней силы, мужеств, человечности (в умении прощать) внешней красоте человека. Раненый моряк казался сильным человеком «рыцарем», но истинная красота и сила человека в его поступках Рассказчик понял, что идеализировал моряков, а они такие же простые грешные люди, как и везде. Красота человека не во внешнем облике, не в форме, а в его внутреннем мире, в умении понять и простить раскаявшегося, понявшего свою вину человека.
Проблема несоответствия юридического закона и нравственных поступков Нравственное чувство подсказывает более правильное решение, чем юридическое Если бы матрос простил своего обидчика, для того это было бы нравственным уроком на всю жизнь. А с ним поступили «по закону», неизвестно, как это отзовётся на его судьбе и поступках в дальнейшем.

Стадия рефлексии:

Ребята, а чем растревожил вас этот рассказ, о чём заставил задуматься?

Подобные вопросы неизбежно встают перед каждым совестливым человеком. На таких читателей и рассчитывает А. Грин, пытаясь растревожить души людей, показать со стороны общие для всех проблемы. (Заслушивание устных ответов ребят)

 

Прошу вас, попросите прощения у своих одноклассников, пусть даже за небольшие поступки или за обидные слова, которыми вы могли нанести маленькую рану другу. - ПРОСТИ

8. Домашнее задание: на выбор.

1 задание. Написать сочинение на тему «О чем заставил меня задуматься рассказ».

2 задание. Составить вопросы к рассказу по содержанию.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: