Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ
По дисциплине: БИОЛОГИЯ
Курс: 1
Группы: ЛХ-14
Для специальности (код и наименование специальности):
35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство
Преподаватель: Дмитриева Н.Б.
2017 / 2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К современному специалисту общество предъявляет широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через организацию самостоятельной работы. Процесс самостоятельной работы позволяет ярко проявиться индивидуальным способностям личности. Только через самостоятельную работу студент может стать высококвалифицированным компетентным специалистом, способным к постоянному профессиональному росту.
Задачи самостоятельной работы:
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- углубление и расширение теоретических знаний;
- формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развитие познавательных способностей и активности: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развитие исследовательских умений;
Самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий и предполагает активную роль студента в ее планировании, осуществлении и контроле.
Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы являются:
- уровень освоения учебного материала;
- умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- сформированность общеучебных умений;
- обоснованность и четкость изложения ответа.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №1
Тема: Учение о клетке.
Количество часов: 60.
Цель: научиться осуществлять подбор необходимой информации, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал.
Задание 1: Клетка - элементарная живая система.
Общие указания к выполнению работы:
Заполните таблицу
Сравнение эукариотической и прокариотической клетки
Сходство | Различие |
Задание 2: Химический состав клетки.
Общие указания к выполнению работы:
Заполните таблицу
Химический состав клетки
Вещество | Функции |
Задание 3: Обмен веществ и энергии в клетке
Общие указания к выполнению работы:
Заполните таблицы:
Энергетический обмен в клетке
Вопросы | 1 подготовительный этап | 2 бескислородный этап | 3 кислородный этал |
Где происходит расщепление? | |||
Чем активизируется расщепление? | |||
До каких веществ распадаются соединения клетки? | |||
Сколько выделяется энергии? | |||
Сколько синтезируется энергии в виде АТФ? |
Фотосинтез
Световая фаза | Темновая фаза |
Составьте конспект на тему «Этапы биосинтеза белка», в котором отразите процессы, протекающие в клетке на разных этапах биосинтеза белка.
Задание 4: Формы размножения организмов
Общие указания к выполнению работы:
Составьте схему «Формы размножения организмов»
Задание 5: Размножение клетки
Общие указания к выполнению работы:
Заполните таблицы:
Митоз
Фаза митоза | Процессы |
Мейоз
Фаза мейоза | Процессы |
Задание 6: Развитие зародыша на примере ланцетника. Биогенетический закон.
Общие указания к выполнению работы:
Зарисуйте этапы развития зародыша во время эмбриогенеза хордовых и подпишите его стадии (бластула, гаструла, нейрула). Запишите формулировку биогенетического закона.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 3
Тема: Эволюционное учение.
Количество часов: 74
Цель: научиться осуществлять подбор необходимой информации, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал.
Задание 1: Эволюционное учение Ч. Дарвина.
Общие указания к выполнению работы:
Составьте конспект, в котором перечислите основные положения эволюционной теории;
Задание 2: Факторы эволюции.
Общие указания к выполнению работы:
Составьте схему «Факторы эволюции»
Задание 3: Критерии вида
Общие указания к выполнению работы:
Дайте определение вида, составьте схему «Критерии вида»
Задание 4: Борьба за существование
Общие указания к выполнению работы:
Заполните таблицу
Форма борьбы | Определение | Причины | Примеры |
Задание 5: Основные направления эволюции.
Общие указания к выполнению работы:
Составьте конспект на тему «Основные направления эволюции», в котором отразите следующие вопросы:
- прогрессивный характер развития живой природы, его признаки и причины (ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация);
- регрессивный характер развития живой природы, его признаки и причины.
Задание 6: Доказательства эволюции.
Общие указания к выполнению работы:
Заполните таблицу
Доказательства эволюции
Группы доказательств эволюционного процесса | Факты, доказывающие существование эволюционного процесса |
Палеонтологические | |
Эмбриологические | |
Сравнительно- анатомические | |
Цитологические | |
Биогеографические |
Задание 7: Эволюция органического мира.
Заполните таблицу:
История развития органического мира.
Эра | Период | Развитие растительного мира | Развитие животного мира |