Теории происхождения государства




 

Теорий происхождения государства выдвинуто немало. К наи­более известным и распространенным относятся:

Теологическая (божественная) теория является одной из пер­вых теорий, объясняет возникновение государства и права бо­жественной волей. Ее представителями были многие религиоз­ные деятели Древнего Востока, Средневековой Европы (Ф. Аквинский), идеологи ислама и современной католической церкви (неотомисты представитель Ж. Маритен). Они уподобляли процесс возникновения и развития государства и права процессу сотворения богом мира.

Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли. В то же время она отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от бога, но вместе с тем и зависимость самого государст­ва от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные органы. Теологическую теорию нельзя до­казать, равно как и опровергнуть: вопрос о ее истинности реша­ется вместе с вопросом о существовании бога, высшего разума и т. п., т. е. это в конечном счете вопрос веры.

Договорная теория. Свое развитие получила в VII VIII вв. хотя впервые была высказана в Индии и в Древнем Китае. Наи­более известными представителями данной теории были: Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, Ж. Ж. Руссо, Д.Дидро, А.Н. Радищев и др.

Согласно этой теории до появления государства люди нахо­дились в «естественном состоянии», которое понималось раз­ными авторами по-разному: свобода и равенство всех членот общества (Дж. Локк), война всех против всех (Т. Гоббс), всеоб­щее благоденствие — «золотой век» (Ж. Ж. Руссо) и т. д.

Большинство концепций выходит из идеи «естественной права», т. е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от бога или от природы. Однако процессе развития человечества права одних людей приходят bi противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает насилие (позитивное право). Это происходит потому, что в догосударственном обществе не было власти, способной защитить человека и гарантировать его естественные права. Поэтому, чтобы защитить человека, гарантировать ему нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав.

Органическая теория. Основоположником органической тео­рии является Г. Спенсер (вторая половина XIX в.). Согласно этой теории государство рассматривается как продукт развития органического вещества, формирующегося с низшей стадии, т. е. органическая теория уподобляет государство живому организму, состоящему из клеток, составных частей (люди) и имеюще­му волю. Каждый элемент живого организма выполняет кон­кретную функцию, и таким образом обеспечивается нормаль­ное функционирование всего государства.

Патриархальная теория возникла в древности. Ее основоположниками являются Аристотель, Конфуций. Свое распростра­нение теория получила в VII — VIII вв. Идеи этой теории вы­сказывались Р. Фильмером, Н. Михайловским и др.

Смысл этой теории в том, что государство возникает из раз­растающейся из поколения в поколение семьи. Разрастание семьи ведет вначале к появлению поселений, которые затем преобразуются в государство. Глава этой семьи становится гла­вой государства — монархом. Следовательно, его власть — это продолжение власти отца, и он является отцом всех своих под­данных.

Из патриархальной теории вытекает вывод о необходимости всех людей подчиняться государственной власти и ее законам.

Основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются современной наукой. Нет ни одного историчес­кого свидетельства подобного способа возникновения государ­ства. Установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытно-общинного строя.

Теория насилия возникает в XIX в. в Германии в двух вариан­тах — как теория внутреннего насилия и теория внешнего насилия.

Основоположником теории внутреннего насилия является немецкий философ Е. Дюринг. Согласно теории внутреннего насилия государство возникает в результате насилия одной части общества над другой в целях подчинения меньшинства большинству. Государство создается как сила, выражающая об­щественные интересы и обладающая способностью применять насилие к той части общества, которая не желает подчиняться воле большинства.

Основоположниками теории внешнего насилия являются Л. Гумплович и К. Каутский. Они объясняли возникновение го­сударства и права факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем другого. Для подавления порабо­щенного племени и создавался государственный аппарат, при­нимались нужные законы. Возникшие государства, таким обра­зом, рассматривались как реализация закономерности подчине­ния слабого сильному. В своих рассуждениях сторонники этой теории опирались на известные исторические факты, когда многие государства появились именно в результате завоеваний одним народом другого, например, гражданская война Севера и Юга, приведшая к созданию единого американского государст­ва и т. д.

Ирригационная (гидравлическая) теория. Основоположником этой теории был немецкий ученый К.А. Виттфогель, который возникновение государств связывал с необходимостью стро­ительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях.

Процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем происходили в регионах образования первичных горо­дов-государств: в Месопотамии, Египте, Индии, Китае, других областях. Также очевидна и связь этих процессов с формирова­нием многочисленного класса управленцев-чиновников, служб, защищающих каналы от заливания, обеспечивающих по ним судоходство, и т. п.

К.А. Виттфогель пытался связать деспотические формы го­сударств азиатского способа производства с ведением грандиоз­ных ирригационных строительств. Эти работы диктовали необходимость жесткого, централизованного управления, распреде­ления, учета, подчинения и т. п.

Марксистско-ленинская теория, созданная К. Марксом, Ф. Эн­гельсом, В.И. Лениным, Л.Г. Морганом, объясняет возникнове­ние государства как результат естественного развития первобытного общества, развития прежде всего экономики, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения го­сударства и права, но и определяет социально-классовые изме­нения общества, представляющие собой важные причины и ус­ловия возникновения государства и права.

Марксистско-ленинская теория происхождения государства включает два подхода:

1) в советской науке господствующая роль отводилась возникновению классов, антагонистическим противоречиям меж­ду ними, непримиримой классовой борьбе. В результате этой непримиримости, по мнению сторонников рассматриваемой теории, возникает государство;

2) по мере экономического развития усложняется само об­щество, его производительные и распределительные сферы.

В начале общественного прогресса исходной точкой являлся процесс совершенствования труда. Совершенствование орудия груда приводит к повышению производительности труда. По­вышение производительности труда — к появлению избытка продуктов. Избыток продуктов распределяется между всеми членами семьи, родом, племенами и т. д. Он распределяется не­равномерно, что в свою очередь приводит к имущественному неравенству и расслоению общества на классы: эксплуататоров, владеющих орудиями производства, и эксплуатируемых, прода­ющих свой труд. Как только образовались классы, возникает классовая борьба, отсюда государство — это аппарат угнетения одного класса другим.

Психологическая теория происхождения государства и права. Представители этой теории, возникшей в XIX в., были Г. Тард, Л.И. Петражицкий и др. Данная теория наиболее логически за­вершенную форму получила в XX в.

Основные идеи данной теории:

1) психика людей — фактор, определяющий развитие обще­ства, в том числе его мораль, право, государство:

2) понятие и сущность права выводятся прежде всего через психологические закономерности — правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т. е. пред­ставляют собой переживания чувства правомочия на что-то (ат­рибутивная норма) и чувства обязанности сделать что-то (импе­ративная норма);

3) все правовые переживания делятся на 2 вида — пережива­ния позитивного (установленного государством) и интуитивно­го (личного) права. Интуитивное право выступает регулятором поведения.

Достоинства психологической теории:

1) обращено внимание на психологические процессы, кото­рые тоже выступают реальностью наряду с процессами эконо­мическими, политическими и т. д. Отсюда нельзя издавать зако­ны без учета социальной психологии;

2) повышает роль правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества;

3) источник прав человека здесь «выводится» из психики самого человека.

Слабой стороной теории является слишком сильный толчок в сторону психологических факторов в ущерб другим (социаль­но-экономическим, политическим и т. п.), от которых тоже за­висит природа права.

 

Практическое занятие № 1. Теория государства и права как наука

Теории происхождения государства

Определите, идеи каких теорий происхождения государства выражают следующие высказывания и события:

1. Франция XIX в. Наполеон Бонапарт говорит министрам: «Мы завоевываем территории и устанавливаем свой порядок. Ему должны следовать местные жители, как непреложному закону».

2. В XVIII в. до н.э. царь Хаммурапи на базальтовом столбе написал основные законы, которым должны подчиняться люди. Эти законы следовало исполнять всеми, ибо они дарованы богом, как и сама государственная власть.

3. Россия 1917 г. В.И. Ленин выступает на митинге перед большевиками: «Буржуазия была господствующей силой и свою волю диктовала населению страны. Теперь к власти пришли рабочий и крестьянин. Значит, его воле должны все подчиняться мы не будем делать поблажек бывшим богачам, жандармам и священникам. Наша воля – закон»

4. Из послания апостола Павла к римлянам: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога …»

5. Д. Дидро писал: «Люди быстро догадались, что если они будут продолжать пользоваться своей свободой и предаваться страстям, то положение каждого человека станет более несчастным, чем если бы он жил отдельно. Они осознали, что каждому человеку надо поступиться частью своей независимости в пользу государства, чтобы выжить».

6. Е. Дюригн считал, что «… во все времена племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе их землю и затем принуждает побежденное племя работать на победителя, платить им подати. Первые государства образуются из племен, объединенных актом завоевания».

7. Из учебника по Истории СССР: «Государство возникло из потребности держать в узде противоположность классов. Поскольку государство возникло при столкновении классов, то оно должно выражать волю политически господствующего класса и обладает средствами для эксплуатации угнетенных…»

8. Лилиенфельд считал, что государство развивается подобно животному организму, растет путём интеграции его составных частей. При этом правительство осуществляет функции головного мозга, а торговля выполняет функцию функции кровообращения.

9. Древнегреческие ученые полагали, что лишь отеческая забота царя способна обеспечить необходимые для человека условия жизни. В ϲʙᴏю очередь, глава государства должен (как ϶ᴛᴏ принято в семье) заботиться о своих детях (о подданных). Глава государства (монарх) будет отцом по отношению к ϲʙᴏим подданным, которые должны относиться к нему с почтением и слушаться неукоснительно.

10. По мнению этого ученого: «Эффективное управление оросительными работами требует создания организационной системы, включающей в себя либо все население страны, либо, по меньшей мере, его наиболее активную часть. В результате те, кто контролирует эту систему, обладают уникальными возможностями для достижения высшей политической власти».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: