Эксплуатационные показатели автомобильного транспорта




Технико-эксплуатационные показатели транспортных средств

Относительные характеристики видов транспорта

Эксплуатационные показатели водных судов

Эксплуатационные показатели железнодорожного состава

Эксплуатационные показатели автомобильного транспорта

Относительные характеристики видов транспорта (чем ниже балл, тем лучше характеристика):

Характеристики Железные дороги Авто-транспорт Водный транспорт Трубопроводы Воздушный транспорт
           
Скорость          
Доступность          
Надёжность          
Грузоподъёмность          
Частота          
           
Суммарная оценка          

 

1. Эксплуатационные показатели водных судов:

· водоизмещение (массовое или объемное) определяется массой или объемом воды, вытесняемой плавающим судном;

· грузоподъемность - перевозочная способность данного судна;

· дедвейт (или полная грузоподъемность) - величина груза, которую судно способно принять до осадки по летнюю грузовую марку на ватерлинии;

· грузовместимость - способность судна вместить груз определенного объема (отдельно для тарно-упаковочных, штучных и сыпучих грузов).

Различают одинарную грузовместимость, когда объем всех грузовых помещений используется одновременно, и двойную, когда грузовые помещения используются по очереди для равномерности загрузки судна.

2. Эксплуатационные показатели железнодорожного состава:

· коэффициент использования грузоподъемности, равный отношению фактической массы груза в вагоне к его грузоподъемности;

· коэффициент вместимости, равный частному от деления фактического груза в вагоне на вместимость вагона;

· техническая норма загрузки - это согласованное с грузоотправителем количество груза, которое может быть загружено в данный.вагон при наилучшем использовании его грузоподъемности и вместимости.

3. Автомобильный транспорт характеризуется показателями эксплуатационно-технического качества, которые вместе с данными по конкретным условиям эксплуатации служат для выбора подвижного состава той или иной марки.

К таким показателям относятся характеристики автомобиля по его габаритам, массе, грузоподъемности, проходимости, скорости и другим динамическим качествам, устойчивости и маневренности и, наконец, по экономичности. Эффективность использования автомобильного транспорта определяется такими показателями, как себестоимость перевозок, их производительность, энергоемкость и др.

Привлекательность автотранспорта отчасти объясняется его относительным превосходством над другими по всем пяти характеристикам за исключением грузоподъемности. Это обстоятельство позволяет рассмотреть эксплуатационные характеристики (показатели) автотранспорта более подробно.

Работа подвижного состава автомобильного транспорта оценивается системой технико-эксплуатационных показателей, характеризующих количество и качество выполненной работы. Технико-эксплуатационные показатели использования подвижного состава в транспортном процессе можно разделить на две группы.

К первой группе следует отнести показатели, характеризующие степень использования подвижного состава грузового автомобильного транспорта:

· коэффициенты технической готовности, выпуска и использования подвижного состава;

· коэффициенты использования грузоподъемности и пробега,

· среднее расстояние ездки с грузом и среднее расстояние перевозки,

· время простоя под погрузкой-разгрузкой;

· время в наряде;

· техническая и эксплуатационная скорости.

Вторая группа характеризует результативные показатели работы подвижного состава:

· число ездок;

· общее расстояние перевозки и пробег с грузом;

· объем перевозок и транспортная работа.

Наличие в автотранспортном предприятии автомобилей, тягачей, прицепов, полуприцепов называют списочным парком подвижного состава.

Работа подвижного состава оценивается системой технико-эксплуатационных показателей, характеризующих количество и качество выполненной работы. В работе автомобильного транспорта различают понятия: ездки и оборота.

Ездка – законченный цикл транспортной работы, состоящий из погрузки груза на автомобиль, движения последнего с грузом, разгрузки и подачи транспортного средства для следующей погрузки (движение без груза).

Если в полученную формулу ввести среднюю скорость за время ездки (Vs) и общий пробег за ездку (le), равный сумме пробегов за tгр, tдвж и tn-р (где tn-р = tn + tp), то формула приобретет следующий вид:

Оборот включает одну или несколько ездок, причем подвижной состав должен обязательно возвратиться в исходную точку.

Технико-эксплуатационные показатели использования подвижного состава в транспортном процессе можно разделить на 2 группы:

- показатели, характеризующие степень использования подвижного состава: это коэффициенты технической готовности, выпуска и использования грузоподъемности и пробега, коэффициенты использования подвижного состава, среднее расстояние ездки с грузом и среднее расстояние перевозки, время простоя под погрузкой и разгрузкой, техническая и эксплуатационная скорости;

- результативные показатели работы подвижного состава: количество ездок, общее расстояние перевозки и пробег с грузом, объем перевозок и транспортную работу.

Расчет некоторых основных технико-эксплуатационных показателей работ автомобильного транспорта.

1) коэффициент технической готовности парка автомобилей за 1рабочий день.

где - число автомобилей, готовых к эксплуатации;

- списочное число автомобилей; наличие в автотранспортном предприятии

автомобилей тягачей, прицепов, полуприцепов.

2) Коэффициент автомобилей за 1 рабочий день.

где - число автомобилей в эксплуатации.

3) Коэффициент статистического использования грузоподъемности.

где - количество фактически перевезенного груза в тоннах;

- количество груза, которое могло бы быть перевезено.

4) Коэффициент динамического использования грузоподъемности.

где - фактически выполненный грузооборот (т*км);

- возможная транспортная работа (т*км).

5) Коэффициент использования пробега.

где - груженый пробег,км; - груженый пробег+без груза (общий пробег),км.

где - I нулевой (холостой) пробег; - II нулевой (холостой) пробег;

- движение с грузом; - движение без груза.

6) Среднее расстояние ездки с грузом.

где - расстояние, которое проходит автомобиль с грузом; - число ездок.

7) Среднее расстояние перевозки (км).

где - транспортная работа (т*км) на i-том отрезке пути;

 

 

- объем перевозок (в тоннах) на i-том отрезке пути;

- количество отрезков в пути между пунктами.

8) Техническая скорость

где - время движения (в часах).

9) Эксплуатационная скорость

где - время в наряде (время работы за смену в часах).

10) Количество ездок.

где - время 1 ездки.

По той же формуле можно рассчитать количество оборотов.

где - время 1 оборота.

11) Время 1 ездки.

,

Где tп-р – время простоя под погрузкой-разгрузкой.

12) Производительность подвижного состава за время в наряде.

где - грузоподъемность автомобиля в тоннах.

Важным показателем работы транспорта является себестоимость автомобильных перевозок, которая представляет собой денежное выражение всех затрат, связанных с производственно-хозяйственной деятельностью автотранспортного предприятия. Различают полную себестоимость и себестоимость, которая приходится на единицу автотранспортной работы (на 1 или 10 т/км).

Полная себестоимость исчисляется по формуле:

Переменными называют расходы, которые зависят от пробега автомобиля. К ним относятся затраты на топливо, смазочные материалы, техническое обслуживание, ремонт автомобиля, восстановление и ремонт шин. Эти расходы рассчитываются на 1 км пробега.

К постоянным расходам относят накладные расходы, заработную плату водителей, амортизацилнные отчисления. Эти расходы исчисляют на 1 час пребывания автомобилей на предприятии, независимо от того, где они находились (на линии, на ремонте).

Погрузочно-разгрузочные расходы включают все затраты на выполнение этих работ: оплата труда грузчиков, экспедиторов-механизаторов, стоимость электроэнергии, материалов и т.д. Их рассчитывают на 1 тонну перевезенного груза или 1 час погрузочно-разгрузочных работ.

Дорожные расходы связаны со строительством, ремонтом, содержанием дорог. Их рассчитывают на 1т*км или на 1 км пробега.

Для того, чтобы определить потребность в транспортных средствах необходимо, наряду со знанием характеристик транспорта определить грузопоток и грузооборот на предприятии.

Грузооборот – количество грузов, перемещаемое за определенный промежуток времени.

Грузопоток – количество грузов, перемещаемое в определенном направлении в данный период времени.

Для расчета грузооборота и грузопотоков необходимо предварительно установить виды перемещаемых грузов, пункты их отправления и доставки, расстояние, объем, частоту и регулярность перевозок. Перевозки бывают: разовые, маршрутные.

Разовые совершаются по неповторяющимся отдельным заявкам.

Маршрутные – по твердым расписаниям и установленным направлениям.

Маршрутные перевозки осуществляют по маятниковой и кольцевой системам.

Маятниковый маршрут – это когда путь следования автомобиля между двумя грузовыми пунктами неоднократно повторяется. Бывает с обратным холостым пробегом (возвращение транспортного средства без груза, 0,5), с обратным не полностью груженым пробегом (0,5 1), с обратным груженым пробегом ( =1, возвращение транспортного средства с грузом).

Система лучевых маятниковых рейсов применяется, когда склад (цех) связан двухсторонними перевозками с несколькими пунктами.

Кольцевая система применяется для обслуживания ряда постоянных пунктов, связанных последовательной передачей грузов от одного к другому.

Кольцевой маршрут – это следование автомобиля по замкнутому кругу, соединяющий нескольких получателей или поставщиков ( 0,7).

 

 

Количество транспортных единиц может быть определено по одной из следующих формул:

1. Для маятниковых рейсов:

а) односторонний маршрут;

где - количество единиц транспортных средств;

- количество груза, перевозимого за смену (в тоннах);

- расстояние между двумя пунктами среднее;

- техническая скорость движения транспортного средства;

- грузоподъемность транспортного средства;

- % потерь времени при использовании транспортного средства, т.е. за

заправку горючего, заряд аккумулятора, ремонт.

б) двухсторонний маятник (возвращение с грузом).

где - количество груза, перевозимого за смену в оба конца.

2. Для кольцевых перевозок:

где - длина всего кольцевого маршрута;

- количество погрузочно-разгрузочных пунктов;

- количество груза, перевозимого за смену.

где - годовой грузооборот (в тоннах);

- число смен в сутки;

- число рабочих дней в году;

- коэффициент неравномерности перевозок.

Время выполнения заказа зависит не только от наличия продукции на складе, но и от использования различных транспортных средств для доставки продукции. Срок доставки продукции различными видами транспорта рассчитывается по следующим формулам:

1) железнодорожный

где - время на начально-контрольные операции (в сутках, часах);

- расстояние перевозки (в километрах, милях);

, - норма пробега вагона (судна) в сутки;

, - время на дополнительный операции на железнодорожном (морском)

транспорте в сутках.

2) морской

где - коммерческая скорость (в милях в сутки);

- эксплуатационная скорость судов, работающих на данной линии (в милях

в сутки);

- коэффициент использования грузоподъемности;

- грузоподъемность судна (в тоннах);

- средневзвешенная суточная норма грузовых работ в порту отправления и

назначения (в тоннах в сутки);

3) речной

где - время на накопление, формирование и отправление груза (в сутках);

4) автомобильный

где - эксплуатационная скорость

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: