Тема «Правовое положение участников боевых действий. Международно-правовая защита гражданского населения и жертв войны»




Вопросы:

1.Особенности нормативного определения и правового регулирования вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера.

2.Международно-правовой статус участников боевых действий.

3.Международно-правовая защита лиц, вовлеченных в вооруженный конфликт и жертв вооруженных конфликтов.

4.Международно-правовая защита беженцев и перемещенных лиц.

5.Общая характеристика основных принципов и направлений деятельности Международного Комитета Красного Креста.

1.

Согласно положениям Женевских конвенций 1949 г. международный вооруженный конфликт представляет собой вооруженное столкновение между государствами либо между национально-освободительным движением и метрополией, т. е. между восставшей (воюющей) стороной и войсками соответствующего государства.

Предметом правового регулирования вооруженных конфликтов являются специфические общественные отношения, возникающие в период вооруженной борьбы или в связи с вооруженной борьбой, которая принимает форму международного вооруженного конфликта либо конфликта немеждународного характера.

Сторонами в международном вооруженном конфликте могут являться государства, нации и народности, борющиеся за свою независимость, международные организации, осуществляющие коллективные вооруженные меры по поддержанию мира и международного правопорядка.

Предпосылками возникновения вооруженных конфликтов являются социальные, политические, экономические, территориальные, национально-этнические, религиозные и другие противоречия, а также стремление ряда государств к решению их силовыми методами.

Основные причины международных вооруженных конфликтов: конкуренция государств; несовпадение национальных интересов; территориальные притязания; социальная несправедливость в глобальном масштабе; неравномерное распределение в мире природных ресурсов; негативное восприятие сторонами друг друга; личная несовместимость руководителей и др.

Вооруженный конфликт немеждународного характера – это, как правило, вооруженное столкновение антиправительственных организованных вооруженных отрядов с вооруженными силами правительства, происходящее на территории какого-либо одного государства, а также все гражданские войны и внутренние конфликты, возникающие из попыток государственных переворотов.

Причинами возникновения вооруженных конфликтов немеждународного характера являются: нарушение прав меньшинств населения государств; несоблюдение прав человека и гражданина со стороны государственных органов власти; неспособность публичной власти управлять страной, обеспечивать законность и правопорядок в стране, в результате чего различные группировки населения начинают между собой борьбу за власть; конфессиональные противоречия между различными религиями; национализм, расизм, нетерпимость к другим народам.

Вооруженный конфликт немеждународного характера отличается от международного вооруженного конфликта:

а) наличием враждебных организованных действий между противоборствующими силами одного и того же государства;

б) фактическим участием в боевых действиях вооруженных сил противоборствующих сторон, включая полицейские подразделения;

в) применением оружия;

г) коллективным характером выступлений (отдельные антиправительственные выступления, случаи нарушения конституционного строя в стране, возникновение обстановки внутренней напряженности не относятся к категории вооруженного конфликта немеждународного характера);

д) определенной степенью организованности повстанцев и наличием органов, ответственных за их действия;

е) обладанием частью территории соответствующего государства, осуществлением контроля над ней (восставшие не только должны обладать частью территории, но и эффективно осуществлять на ней функции власти, в том числе планировать и вести военные действия);

ж) небольшой продолжительностью и непрерывностью.

2.

С точки зрения международного права законные участники вооруженных конфликтов подразделяются на комбатантов (сражающихся) и некомбатантов (несражающихся).

Комбатанты – это лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте (кроме медицинского и духовного персонала) и имеющие право принимать непосредственное участие в военных действиях.

К комбатантам относится:

Ø личный состав вооруженных сил, за исключением медицинского и духовного персонала;

Ø партизаны, ополчение, добровольные отряды;

Ø население незанятой территории, которое при приближении неприятеля добровольно возьмется за оружие для борьбы с вторгающимися войсками.

В целях усиления защиты гражданского населения основной нормой является обязанность комбатантов отличать себя от гражданского населения.

Важность статуса комбатанта заключается в том, что,

с одной стороны, его нормативное закрепление позволяет проводить разграничение между лицами, правомерно принимающими участие в военных действиях, и лицами не принимающими участие в них и в силу этого находящимися под покровительством Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним 1977 г. и,

с другой стороны, при прекращении комбатантом участия в военных действиях в результате ранения, болезни, кораблекрушения или пленения это позволяет ему автоматически получить статус соответствующей категории покровительствуемых лиц и защиту, предусматриваемую международным гуманитарным правом.

Значение статуса комбатанта также состоит в том, что только такие лица имеют право принимать непосредственное участие в военных действиях и применять силу.

Любое лицо, использующее силу против неприятеля, но не являющееся комбатантом, не может претендовать на привилегии статуса комбатанта.

В вооружённых конфликтах военные действия ведутся не только на сухопутных пространствах, но в воздухе и на море.

Комбатантами в воздушной войне являются экипажи всех летательных аппаратов, входящих в состав военной авиации сторон вооруженного конфликта и имеющие их опозновательный знак. К ним также относятся экипажи судов гражданской авиации, превращенные в военные, в пределах юрисдикции стороны конфликта.

Комбатантами в морской войне являются экипажи военных кораблей всех видов, вспомогательных судов ВМФ всех видов, экипажи летательных аппаратов ВМФ всех видов, а также экипажи торговых судов, переоборудованных в военные.

Некомбатанты – это лица, входящие в состав вооруженных сил, оказывающие помощь этим вооруженным силам, но сами непосредственно в боевых действиях не участвующие. Это – медицинский персонал и духовенство.

К этим лицам не должно применяться оружие до тех пор, пока они используют свое оружие только для самозащиты или защиты вверенного им имущества. В случае же непосредственного их участия в боевых действиях они становятся комбатантами.

В период вооруженного конфликта возникает потребность в разграничении таких понятий, как военный шпион и военный разведчик, доброволец и наемник.

Военный шпион – это такое лицо, которое, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирает или старается собрать сведения в районе действия одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне. Военный шпион не имеет права на получение статуса военнопленного.

Военный разведчик – это комбатант, который собирает сведения на территории, контролируемой противником, и носит при этом форменную одежду своих вооруженных сил. Такое лицо имею право на получение статуса военнопленного.

Доброволец – это лицо, которое добровольно поступило в действующую армию одной из воюющих сторон.

Добровольцев необходимо отличать от наемников. Наемник не имеет права на статус комбатанта или военнопленного. Согласно ст.47 Дополнительного протокола 1 1977 г. к Женевской конвенции, наемник – это любое лицо, которое:

а) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;

б) фактически принимает непосредственное участие в военных действиях;

в) принимает участи в военных действиях, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение;

г) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;

д) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;

е) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

Особый правовой статус имеют парламентёры. Парламентером называется лицо, уполномоченное военным командованием на ведение переговоров с военным командованием неприятеля. Парламентер может быть принят противником или отослан обратно, но в любом случае ему должна быть обеспечена безопасность возвращения в расположение своих войск.

3.

К жертвам вооруженных конфликтов относятся: военнопленные, раненые и больные, лица из состава вооруженных сил, потерпевшие кораблекрушение на море, а также гражданское население, в том числе на оккупированных территориях. Каждая из этих категорий находится под защитой одной из четырех соответствующих Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов 1977 г. Согласно этим международно-правовым актам, жертвы войны должны при всех обстоятельствах пользоваться защитой и гуманным обращением без какой бы то ни было дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев. Запрещается любое посягательство на их жизнь и физическую неприкосновенность, в частности убийство, нанесение увечья, жестокое бесчеловечное обращение, пытки, истязания, посягательство на человеческое достоинство, оскорбительное и унижающее обращение, осуждение и применение наказания за несовершенные правонарушения, в том числе коллективное наказание.

Особой защитой и покровительством пользуются дети. К женщинам предписывается относиться с особым уважением.
С военнопленными воюющие обязаны обращаться гуманно. Их запрещается убивать, а также подвергать физическому калечению, научным и медицинским опытам. Они считаются находящимися во власти неприятеля, который несет полную ответственность за их судьбу. Поэтому воюющие должны защищать военнопленных от всяких актов насилия или запугивания, от оскорблений, уважать их личность и честь, с военнопленными-женщинами обращаться не хуже чем с мужчинами, не применять к военнопленным никаких физических пыток и принуждения для получения каких-либо сведений.

Рассмотрев вопрос о защите жертв вооруженных конфликтов, можно сделать следующие выводы:
1. Жертвы войны должны при всех обстоятельствах пользоваться защитой и гуманным обращением без какой бы то ни было дискриминации.
2. Лица из состава вооруженных сил воюющих в случае их ранения или болезни пользуются особой защитой.
3.Мирное гражданское население неприкосновенно.

4.

И беженцы, и перемещенные лица - люди, которые были вынуждены покинуть свои родные места в результате неких чрезвычайных обстоятельств (войн, ситуаций насилия, преследований по политическим мотивам и т.д.). Но беженцы - это люди, покинувшие свою страну в поисках убежища за границей, а перемещенные лица - те, кто остались в пределах своей страны. Судьба этих людей схожа, но правовая защита обычно предоставляется им в соответствии с разными документами.

К перемещенным лицам, как правило, применяются положения международного гуманитарного права и, соответственно, эти люди подпадают под мандат Международного Комитета Красного Креста - ведь именно этой организации государства поручили следить за точным применением МГП и обеспечивать покровительство и помощь жертвам вооруженных конфликтов. А перемещение людей внутри страны обычно и осуществляется в результате вооруженных конфликтов, чаще всего - немеждународного характера.

Беженцы, как правило, находятся под защитой международного права беженцев.

Обязанность предоставлять защиту и помощь беженцам возложена, прежде всего, на Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ). Однако в некоторых случаях на беженцев распространяются нормы международного гуманитарного права, и тогда защита и помощь им предоставляется со стороны МККК.

Если в положениях права беженцев есть четкое определение беженца, то в гуманитарном праве содержатся весьма неопределенные формулировки и вообще сам термин «беженец» используется лишь в редких случаях. Однако это обстоятельство вовсе не означает, что гуманитарное право обходит беженцев своим вниманием: напротив, его защита распространяется на беженцев, оказавшихся во время конфликта во власти одной из сторон.

МККК считает, что он должен заниматься судьбой беженцев, которые, будучи гражданскими лицами, являются жертвами вооруженных конфликтов или беспорядков, то есть ситуаций, на которых распространяется действие его мандата. Действия МККК по оказанию помощи беженцам определяются, в частности, и тем, предоставляет ли им защиту международное гуманитарное право.

5.

Деятельность всех организаций Красного Креста базируется на 7 основополагающих принципах:

1. Гуманность. Красный Крест всегда и везде стремится предупредить, облегчить человеческие страдания. Его цель - защита жизни и здоровья людей, человеческого достоинства, содействие взаимопониманию между народами во имя достижения устойчивого мира.

2. Беспристрастность. Красный Крест стремится облегчить страдания людей, не делая различий между ними по национальной, расовой и классовой принадлежности, религиозным и политическим убеждениям.

3. Нейтральность. Организация воздерживается от комментариев при возникновении конфликтных ситуаций и не вмешивается в противоречия политического, религиозного или идеологического характера.

4. Независимость. Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца независимо. Национальные общества, содействуя правительствам своих стран в решении гуманитарных вопросов, сохраняют автономию, чтобы всегда иметь возможность действовать в соответствии с принципами движения.

5. Добровольность. Помощь Красного Креста основывается на добровольности и безвозмездности.

6. Единство. В каждой стране может быть только одно Общество Красного Креста и Красного Полумесяца, которое действует на всей территории страны и открыто для всех ее граждан.

7. Универсальность. Красный Крест - всемирная организация, в которой все общества равны и несут равную ответственность и обязанности по оказанию помощи друг другу.

На современном этапе можно выделить следующие основные направления деятельности МККК:

1. Посещение лиц, лишенных свободы

2. Деятельность Центрального агентства по розыску

3. Деятельность по оказанию помощи

4. Медицинское обслуживание

5. Развитие МГП

6. Распространение знаний

7. Деятельность в качестве нейтрального посредника между воюющими сторонами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: