Искусство в жизни современного человека.
Цель урока: узнать, что такое искусство
План урока
1) Выделить особенности искусства.
2) Узнать о видах искусства.
3) Сделать выводы по теме «Искусство вокруг нас».
Изучение нового материала.
У А.П.Чехова есть рассказ под названием «Дома». Послушайте.
Евгению Петровичу Быковскому, прокурору окружного суда, только что вернувшемуся из заседания, гувернантка его семилетнего сына, пожаловалась, что Сережа курит, и что табак он берет из писменного стола отца.
-Пришлите его ко мне, - сказал Евгений Петрович.
-Я на тебя сердит и больше тебя не люблю,- оборвал приветствие мальчика отец.-Сейчас Наталия Семеновна мне жаловалась, что ты куришь. Это правда?
-Да, я раз курил. Это верно!
-Вот видишь, ты еще и лжешь в добавок,- сказал прокурор. Наталия Семеновна два раза видела, как ты курил. Значит ты уличен в трех нехороших поступках: куришь, берешь из стола чужой табак и лжешь. Три вины.
-Ах, да-а,-вспомнил Сережа, и глаза его улыбнулись. -Это верно, верно! Я два раза курил: сегодня и прежде.
Евгений Петрович стал объяснять сыну, что брать чужое нельзя, что человек имеет право пользоваться только своим добром. Он стал объяснять ему, что значит собственность, говорить о вреде табака, что табачный дым производит чахотку и другие болезни, от чего умирают.
Евгений Петрович мучительно думал о том, что же еще сказать сыну, чтобы овладеть его вниманием. Он видел, что Сережа его не слушает. Мальчик сначала ковырял пальцем дырку в суконной обивке стола, а потом залез на стул, стоявший сбоку стола, и начал рисовать. И Евгению Петровичу казалось странным и смешным, что он, опытный правовед, полжизни упражнявшийся во всякого рода пресечениях, предупреждениях и наказаниях, не мог убедить мальчика в том, что он поступает дурно.
Пробило десять часов. Евгений Петрович устало опустился в кресло. А Сережа, удобно устроившись на коленях отца, попросил:
-Папа, расскажи сказку.
Как и большинство деловых людей, Быковский не помнил ни одной сказки, так что всякий раз ему приходилось импровизировать.
-Слушай, - начал отец, поднимая глаза к потолку. - В некотором царстве, в некотором государстве жил-был старый-престарый царь... Жил он в стеклянном дворце, который сверкал и сиял на солнце, как большой кусок чистого льда. Дворец стоял в громадном саду, где росли апельсины, черешни, цвели тюльпаны, розы, пели разноцветные птицы. На деревьях висели стеклянные колокольчики, которые, когда дул ветер, звучали так нежно, что можно было заслушаться... У старого царя был единственный сын и наследник царства - мальчик, такой же маленький, как ты. Но этот царевич начал курить, заболел и умер, когда ему исполнилось 20 лет. Дряхлый и болезненный старик остался без всякой помощи. Пришли враги, убили царя, разрушили дворец, и уже в саду не было ни черешен, ни птиц, ни колокольчиков...
Сережа напряженно слушал. Его глаза подернулись печалью и чем-то похожим на испуг; минуту он глядел задумчиво на темное окно, вздрогнул и сказал упавшим голосом:
-Не буду я больше курить...
Как вы думаете, что произошло?
(в рассказе Чехова сказка оказалась лучшим воспитателем, чем всякая логика фактов и убеждений).
Силой ума и таланта искусство переносит зрителя, читателя, слушателя в любую эпоху, сталкивает его с различными обстоятельствами, в которых действуют и живут герои произведений.
Искусство воспитывает человека. Оно обогащает нас особыми знаниями — знаниями о людях, об их внутреннем мире. Посредством искусства мы общаемся с различными народами, живущими в современном мире; посредством с искусством мы осуществляем связь с прошлым — мы узнаем, как жили люди в глубокой древности.
Таким образом, искусство — это «зеркало», в котором отражается и сам человек, и его отношения с обществом.
Посредством искусства можно управлять огромными массами людей, так как оно влияет в первую очередь на эмоциональное состояние человека (наблюдая или слушая произведение искусства, человек воспринимает его сначала эмоционально, а затем уже «умственно» - «оценивает» его).
Посредством искусства (с помощью средств массовой информации — TV, радио, печати) можно нести в массы определенную идеологию. Таким образом, искусство может быть «идеологическим оружием».
Искусство — одна из форм общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности и способ ее познания, освоения.
Искусство - творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.
Искусство – умение, мастерство, знание дела.
Задание. Сформулируйте и запишите в тетради определение понятия «искусство» (Что такое искусство?)
Искусство принято подразделять на виды. А какие виды искусства вы можете назвать?
По современной классификации, различают 12 видов искусства. С каждым из них вы знакомы. Это:
· архитектура (искусство строить и украшать здания);
· изобразительное искусство: живопись и графика (искусство изображения);
· скульптура (искусство изображения);
· литература (искусство слова);
· музыка (искусство звука);
· хореография (искусство движения);
· театр;
· кино;
· цирковое искусство (в театре, кино, цирке встречаются все виды искусства);
· телевидение
· фотография
· декоративно-прикладное искусство (искусство создавать и украшать предметы быта: домашнюю утварь, мебель, ткань, одежду)
На службе у каждого вида искусства стоят свои средства выразительности. Так, в литературе основным средством является слово, в хореографии — движение, в музыке — звук, в изобразительном искусстве — цвет и т. д.
- А кто творит искусство? (поэты и писатели, музыканты, актёры кино и театра, режиссёры, фотографы, скульпторы и т.д.)
- Как называют людей искусства? (художник)
Художник (в широком смысле слова) – тот, кто творит искусство.
«Викторина по видам искусства»
(Викторина – игра в ответы на вопросы, обычно объединённые какой-нибудь общей темой).
- Искусство очень обширно. Узнайте, о каком из видов искусства идёт речь?
1) А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (поэма, фрагмент) – литература.
2) В.-А. Моцарт «Маленькая ночная серенада» - музыка
3) А. Саврасов «Грачи прилетели» (живопись),
4)Никольская церковь в Верхотурье - (архитектура),
5) Сцена из балета «Баядерка» - (хореография),
6)Монумент в Волгограде «Родина-мать зовёт» (скульптура),
7) «Средневековые замки» - архитектура,
8)«Предметы быта» («Домашняя утварь») – декоративно-прикладное искусство,
9) Памятник советскому солдату в Трептов-парке (скульптура),
10)Выступление воздушных гимнастов (цирк).
- К какому виду искусства относится песня?
- Какие два вида искусства соединились в песне? (музыка и литература)
выводы:
Искусство – часть духовной культуры человечества, специфический род духовно-практического освоения мира. В более широком значении слово «искусство» относят к любой форме деятельности человека, если она совершается умело, мастерски,
«Работа со схемой» («Виды искусства»)
Пластические или пространственные виды искусства – виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени. Произведения пространственных искусств воспринимаются зрением, а иногда и осязанием и находятся в реальном пространстве. В пространственных искусствах пластика объёмов, линий, форм имеет существенное значение, именно поэтому они и получили такое название (пластика – объёмные, осязательные качества художественной формы в скульптуре и в изображении на плоскости).
Временные виды искусства – виды искусства, которые распространяются во времени. Произведения временных искусств воспринимаются в основном слухом, и длятся во времени.
Пространственно-временные – виды искусства, которые одновременно существуют и в пространстве и во времени.
- Какие виды искусства относят к пластическим или пространственным? (ИЗО, архитектура, ДПИ)
- Какие виды искусства относят к временным? (музыка, литература)
- Какие виды искусства относят к пространственно-временным? (танец, театр, кино, цирк)
- Чем отличаются пространственные виды искусства от временных?
- Почему театр, кино, цирк относят к пространственно-временным видам искусства?
«Текст с ошибками»
Задание. Найдите в тексте ошибки и исправьте их.
«Искусство – это создание чего-либо нового, оригинального, не похожего на то, что уже создано другими. Творцы искусства - учёные и художники. Художник – это (не) только человек, кистью и красками создающий картину. Художник – это и поэт, и композитор, и актёр, и фотограф, и камнерез, и любой тот, кто творит искусство. Понимание искусства не требует большой работы ума и души».
- Чтобы доказать самим себе, что понимание искусства требует большой работы ума, я предлагаю вам совершить путешествие в древние времена. В те самые времена, когда человек только начинал осознавать себя, изобретал слова, вырезал на стене контуры животных. В те самые времена, когда искусство только зарождалось. С тех самых времён существует историческое свидетельство того, как древние скифы прислали царю персов письмо с изображением птицы, мыши, лягушки и пяти стрел. Что они имели в виду, начертав в письме эти рисунки? (Письмо это означало: «если персы не умеют летать, как птицы, прятаться в земле, как мыши, перепрыгивать через болота, как лягушки, то скифы перебьют их своими стрелами»).
Домашнее задание:
-знать сущность и особенности искусства;
-знать основные виды искусства;
-знать функции искусства.
-Подготовить презентацию, сообщение о виде искусства или деятелях искусства