III. Лекционный материал




I. Организационный этап

II. Выполнение интерактивного упражнения «Мозговой штурм» (в группах)

• Вы познакомились со стихотворениями Н. А. Некрасова «Еду ли ночью по улице тёмной…», «В дороге», «Надрывается сердце от муки…».

Какие жанровые признаки можно выделить в этих стихотворениях? Как изображена в перечисленных стихотворениях русская действительность? Что общего у них с изученными в 8-м классе произведениями Н. А. Некрасова «Железная дорога» и «Размышления у парадного подъезда»?

III. Лекционный материал

А. В. Луначарский, в 1923 г. отмечал: «Не принижая ни на минуту ни великих алтарей Пушкина и Лермонтова, ни более скромных памятников Алексея Толстого, Тютчева, Фета и др., мы всё же говорим: нет в русской литературе, во всей литературе такого человека, перед которым с любовью и благоговением склонялись бы ниже, чем перед памятью Н. А. Некрасова».

Н. А. Некрасов — один из трёх гигантов русской поэзии XIX в.

Итак, вторая половина XIX в. Эпоха, в которую началась литературная деятельность Н. А. Некрасова, целиком определила характер его творчества. Искусство, личностное самовыражение уходило на второй план. На первом плане оказались проблемы социальные. От художника слова требовалась социальная польза, доступность, простота. Среди таких проблем острейшей, давным-давно назревшей была необходимость освобождения народа от крепостной зависимости, что тормозило развитие страны. Здесь переплелись и нравственный, и социальный, и экономический аспекты. Правительство никак не решалось на проведение демократических реформ, и «новые люди» (демократы) видели смысл своей жизни в том, чтобы добиться этой реформы. Целое поколение демократов ощутило своё историческое предназначение. Их молодость пришлась на мрачное николаевское время, и смерть Николая I уже сама по себе сулила освобождение, рождало веру в то, что перемены не за горами. Демократы были бесконечно рады самой возможности что-то сделать для своего народа; трудиться на благо нации было для них счастьем.
— В русском обществе середины XIX в. решительно заявила о себе новая сила, новый тип человека, который вошёл в историю под именем интеллигента-разночинца, поскольку основная масса его представителей принадлежала к среднему классу и не обладала ни достатком купечества, ни привилегиями дворян. Интеллигент-разночинец не связан прочными традициями с историческим и политическим прошлым своей родины, он целиком устремлён в будущее, далёк от религии с её обещаниями счастья в иной, загробной жизни, он жаждет социальных перемен и хочет построить Царство добра и справедливости здесь, на земле. Фигура интеллигента-разночинца постепенно завоёвывает прочное место в литературе той эпохи. Неудивительно, что такой художник слова, как Некрасов, который всегда чутко реагировал на события общественной жизни, уделил столько внимания этому новому типу человека. В своих стихотворениях поэт обращается к Белинскому, Добролюбову, Чернышевскому и многим другим деятелям искусства и культуры.

Типичный путь интеллигента-разночинца Некрасов описывает в стихотворении «В. Г. Белинский». В поэзии Некрасова жизнь интеллигента-разночинца — это всегда отказ от всех личных целей и интересов:

Сознательно мирские наслажденья
Ты отвергал.

Герой Некрасова так говорит о человеческом призвании:

Жить для себя возможно только в мире,
Но умереть возможно для других.

Эти «другие» — страждущий русский народ, во имя которого не жалко и жизнь отдать. Это народ, ожидающий прихода «честного сеятеля добра». Народный заступник — страдалец, идущий на жертву.

Стихотворениям поэта характерен мотив избранности, исключительности великих людей, которые проносятся «звездой падучей», но без которых «заглохла б нива жизни». В образе «народных заступников» проявляется их глубокий демократизм, органичная связь с народной культурой.

Не хуже нас он видит невозможность
Служить добру, не жертвуя собой.
Но любит он возвышенней и шире,
В его душе нет помыслов мирских.

2. Аналитическая работа с текстом «Рыцарь на час»
• Почему у стихотворения такое название?

• Какой поэтический смысл выявляется в том, что в начале стихотворения лирический герой предаётся созерцанию природы?

• Какая жестокая дума его волнует? Почему в трудные минуты он вспоминает могилу матери, ищет силы в счастливых минутах прошлого?

• Можно ли считать это произведение обличительной характеристикой «лишних людей», которым суждены «благие порывы», но «свершить ничего не дано», или это поэма-исповедь о внутренних колебаниях человека, который считает, что он своей жизнью не принёс людям существенной пользы?

• Как вы думаете, относит ли себя поэт к тем, кому суждены лишь «благие порывы», или он в стане «погибающих за великое дело любви»?

• Прочитав стихотворения «Внимая ужасам войны…» и «Рыцарь на час», покажите, с каким чувством поэт пишет о судьбе матерей. Какие поэтические образы и прямые лирические высказывания автора в этих стихотворениях позволили современному исследователю сказать, что «материнская любовь олицетворяет для Некрасова всё самое несомненное и человечное. Это — нечто первичное и безусловное»?
— Стихотворение «Рыцарь на час» написано осенью 1862 г., в очень трудный период жизни поэта: в середине июня «за вредное направление» на восемь месяцев был закрыт «Современник», редактором которого был Некрасовым, а в начале июля — арестованы революционно настроенные сотрудники журнала Н. Г. Чернышевский и Н. А. Серно-Соловьёвич. По Петербургу ходили упорные слухи, что Некрасову больше не разрешат издавать «Современник», что он отрёкся от своих прежних сподвижников. Всё это рождало у поэта горькие мысли об окружающей жизни и о самом себе и отразилось в «Рыцаре на час», явившемся своеобразной исповедью не только самого Некрасова, но целого поколения, жаждавшего активной деятельности, но не нашедшего сил и мужества посвятить себя служению идеалам добра и справедливости.

Исповедь лирического героя перед тенью умершей матери воспринималась читателями как покаяние перед родиной, перед которой он чувствовал себя виноватым за то, что увлекла его безудержная жажда жизни и увлекла «в тину нечистую мелких помыслов, мелких страстей». Герой размышляет о положении страны и народа, её населяющего, о кризисе, переживаемом деятелями «трудного времени», оказавшимися «не готовыми к трудной борьбе», и о путях выхода из него.

Ни один русский поэт не писал о матери с такой страстной, доходящей до исступления любовью, как Некрасов. Он носил в своём сердце неизбывную вину за то, что не сумел ещё при жизни матери отплатить ей за всё, что она сделала для него, за то, что не успел проститься с ней перед смертью и даже опоздал на похороны.

По свидетельству современников, Некрасов, когда читал своё стихотворение, волновался, и в его голосе слышались слёзы. «Рыцарь на час» пользовался огромной популярностью среди демократически настроенных читателей, многие из которых вынуждены были признаться, что и им суждены лишь «благие порывы, но свершить ничего не дано».

3. Аналитическая работа с текстом
стихотворения «Блажен незлобивый поэт…»

— Прочтите начало гл. VII «Мёртвых душ» Н. В. Гоголя и стихотворение Н. А. Некрасова «Блажен незлобивый поэт…».

Какие типы писателей противопоставляет Н. В. Гоголь, какие — Н. А. Некрасов? Чем отличается основной пафос некрасовского стихотворения от общего настроения гоголевского лирического отступления?
Продолжение лекции.

— Стихотворение явилось одним из первых манифестов гражданского направления в поэзии. Написано оно в день смерти Н. В. Гоголя (21 февраля 1852 г.). В его основу положены мотивы лирического отступления из поэмы «Мёртвые души». Некрасов точно так же, как и Гоголь, противопоставляет двух деятелей литературы — «незлобивого поэта», любящего «беспечность и покой», который не ощущает противоречий окружающего мира, и равнодушного к страданиям людей, и «благородного гения», который своей «карающею лирой» обличает страсти и заблуждения толпы и «проповедует любовь враждебным словом отрицанья».

По-разному складывается судьба этих поэтов. Если «незлобивого поэта» «…не гонят, не злословят и современники ему при жизни памятник готовят…», то «благородного гения» — «преследуют хулы» и «со всех сторон его клянут», и «каждый звук его речей плодит ему врагов суровых…».

В отличие от Гоголя Некрасов придал «благородному гению» ярко выраженные черты передового гражданина. Поэт убеждён, что главная цель поэзии в его время (в отличие от сторонников так называемого «чистого искусства») заключается в обличении зла, царящего в мире, и что поэт не может остаться равнодушным к происходящему вокруг. Тем самым Некрасов уже в начале 1850-х гг. чётко и определённо сформулировал своё отношение к роли поэта и поэзии в общественной жизни.

4. Аналитическая работа с текстом
стихотворения «Умру я скоро…»

• Каким настроением проникнуто стихотворение? Какие чувства оно вызывает у читателя?

• Как бы вы определили жанр стихотворения: покаяние, оправдание, исповедь?

• Что поэт ставит себе в заслугу перед народом и что считает своей ошибкой?

• Какие изобразительно-выразительные средства языка помогают нам в понимании поэтических образов, интонаций и идейного смысла стихотворения?

• Что открывает вам в личности поэта стихотворение «Умру я скоро…»?

— По силе выраженных в этом стихотворении чувств и эмоциональному звучанию оно во многом созвучно «Рыцарю на час». Поводом для его создания послужило стихотворение «Не может быть (Н. А. Некрасову)», полученное поэтом от «неизвестного друга» (автором его была поэтесса и переводчица О. П. Мартынова-Павлова), в котором опровергались клеветнические слухи и упрёки Некрасову в неискренности, в том, что его поэзия — это всего лишь маска, скрывающая весьма неблаговидное подлинное его лицо.

Стихотворение «Умру я скоро…» явилось ответом не только «неизвестному другу», но и всем хулителям поэта, в котором он казнит себя за то, что, любя минутные жизненные блага, к цели «шёл колеблющимся шагом», что не всегда «жертвовал собой» во имя высоких идеалов, что порой, «когда грозил неумолимый рок», его лира исторгала «звук неверный». Но, признавая свои ошибки и прегрешения, поэт надеется, что родина простит его. Ведь «не торговал он лирой», и что призванный воспеть свой «терпеньем изумляющий народ», он стремился заронить в нём «хоть единый луч сознанья».

• Представьте себе нравственный облик автора в рассмотренных сегодня на уроке стихотворениях. Что кажется наиболее важным в личности автора этих стихотворений?

• Подготовьте на основе этих стихотворений (в виде сложного плана) рассказ о герое некрасовской лирики.

V.Итог
— Патриотизм Некрасова был неразрывно связан с его революционно-демократическими убеждениями, с постоянными призывами к борьбе за счастье и свободу родины и народа. Всю жизнь его любимыми героями были борцы за народное счастье, а его заветным идеалом — свободная родина. Поэт революционной крестьянской демократии, ученик Белинского, соратник и единомышленник Добролюбова и Чернышевского тосковал по революционной буре, которая разрушила бы мир насилия и бесправия:

Душно! Без счастья и воли
Ночь бесконечно длинна.
Буря бы грянула, что ли?
Чаша с краями полна!

VI. Домашнее задание

1. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Образ молодого современника в творчестве Н. А. Некрасова». Выучить одно из стихотворений, указанных в теме занятия. Видео чтения наизусть переслать в личных сообщениях в ВК.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: