Творчество М.Е Салтыкова – Щедрина.




Ход занятия

I. Организационный этап

Приветствие, проверка готовности к уроку.

II. Мотивационный этап.

Смеемся мы по-разному. В одном случае, смех резкий и злой (презрительный, беспощадный, гневный, негодующий). В другом случае, смех веселый, озорной, добродушный, согретый теплом и даже сочувствием

- Скажите, можем ли мы сказать, что смех и литература связаны? Почему? Вспомните и назовите примеры известных вам произведений.

- Итак, сатирический смех обращен на ненавистные нам в жизни явления, вызывающие гнев и отвращение; юмористический смех предполагает в осмеиваемых явлениях безусловную положительную основу. Писатель-сатирик берется за перо без пощады; словно под увеличительным стеклом изображает социальные пороки.

IV. Сообщение темы урока и цели урока, работа с эпиграфом.

Сегодня мы посвятим занятие изучению биографии и творчества писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Имя М. Е. Салтыкова-Щедрина вам уже знакомо. Сегодня вы узнаете о нём много нового. Узнаете, почему его любимым писательским жанром были сказки.

Эпиграф: « Я писатель, в этом мое призвание» М.Е. Салтыков-Щедри н.

«… Я люблю Россию до боли сердечной, и даже не могу помыслить себя где- либо, кроме России…» Салтыков-Щедрин.

V. Изучение нового материала:

Лекция

Салтыков-Щедрин пришел в русскую литературу вслед за Гоголем. Пришел, чтобы сказать свое веское слово, чтобы пробудить самосознание народа, отдать свои силы борьбе с самым главным злом русской жизни – с крепостничеством, с миром глупых чиновников, диких помещиков, премудрых пескарей, с миром вероломства, лганья, шкурного страха.

(Учащиеся записывают в тетради тему урока, эпиграф, далее по презентации составляют краткую биографию писателя).

Биография. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин вошел в историю русской литературы под псевдонимом Щедрин. Щедрин сосредоточил свою сатиру на обличении пороков современного ему общества во всех проявлениях. Его по праву считают последователем Гоголя.

Писатель родился в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии, в Пошехонье.

Он был шестым ребёнком потомственного дворянина и коллежского советника Евграфа Васильевича Салтыкова (1776—1851).

Мать писателя, Забелина Ольга Михайловна (1801—1874), была дочерью московского дворянина.Родители его были богатыми помещиками. Владения их приносили значительные доходы.

До 10 лет жил в имении отца. Детские годы прошли в атмосфере крайней бережливости и строгости матери, зачастую оборачивавшейся жестокостью. Отношения между членами семьи – равнодушие, деление детей на любимых и «постылых», физические наказания, считавшиеся необходимым элементом воспитания – позднее стали основой для ярких художественных образов семейств Головлевых (роман «Господа Головлевы», 1875-80) и повесть «Пошехонская старина», 1887-89).

В 1836 году был зачислен в московский дворянский институт, в котором десятью годами ранее учился М. Ю. Лермонтов (в то время назывался благородным университетским пансионом).

В 1838 году как лучший ученик института был переведен в Царскосельский лицей. Страстный поклонник русской литературы, Салтыков сразу же прослыл первым поэтом на курсе, и его стихи стали появляться в периодических изданиях, однако сам будущий писатель осознавал, что лишен поэтического дара. Во время обучения знакомился с прогрессивными взглядами сторонников эмансипации, идеями В. Г. Белинского.

В 1844 году после окончания лицея служил чиновником в канцелярии Военного министерства. "...Везде долг, везде принуждение, везде скука и ложь...," — такую характеристику дал он бюрократическому Петербургу. Другая жизнь более привлекала Салтыкова: общение с литераторами, посещение "пятниц" Петрашевского, где собирались философы, ученые, литераторы, военные, объединенные антикрепостническими настроениями, поисками идеалов справедливого общества.

Первые повести Салтыкова "Противоречия" (1847), "Запутанное дело" (1848) своей острой социальной проблематикой обратили на себя внимание властей, напуганных французской революцией 1848. Писатель был выслан в Вятку за "...вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю Западную Европу...". В течение восьми лет жил в Вятке, где в 1850 был назначен на должность советника в губернском правлении.

В конце 1855, после смерти Николая I, получив право "проживать где пожелает", возвратился в Петербург и возобновил литературную работу. В 1856 — 1857 были написаны "Губернские очерки", изданные от имени "надворного советника Н. Щедрина", ставшего известным всей читающей России, назвавшей его наследником Гоголя. В это время женился на 17-летней дочери вятского вице-губернатора Елизавете Болтиной. Елизавете на тот момент было всего 12 лет. Он терпеливо ждал ее взросления – повенчались они уже после возвращения Салтыкова-Щедрина в Петербург. Это были совершенно разные по характеру и темпераменту люди. Она воспитывалась матушкой-дворянкой из семьи Нарышкиных. А он матушкой-купчихой в строгой дисциплине, в семье, где детей с двухлетнего возраста наказывали розгами.

В1872 году у Салтыковых рождается сын Константин.
В 1873 году – рождение дочери Елизаветы.

В 1858 — 1862 служил вице-губернатором в Рязани, затем в Твери. В 1862 писатель вышел в отставку, переехал в Петербург и по приглашению Некрасова вошел в редакцию журнала «Современник», который в это время испытывал огромные трудности (Добролюбов скончался, Чернышевский заключен в Петропавловскую крепость). Салтыков взял на себя огромную писательскую и редакторскую работу.

В 1865 — 1868 возглавлял Казенные палаты в Пензе, Туле, Рязани. Частая смена мест службы объясняется конфликтами с начальниками губерний, над которыми писатель "смеялся" в памфлетах-гротесках. После жалобы рязанского губернатора Салтыков в 1868 был отправлен в отставку. Переехав в Петербург, принял приглашение Н. Некрасова стать соредактором журнала "Отечественные записки", где работал в 1868 — 1884. Салтыков теперь целиком переключился на литературную деятельность. В 1869 пишет "Историю одного города" — вершину своего сатирического искусства.

В 1880-е сатира Салтыкова достигла кульминации в своем гневе и гротеске: "Современная идиллия" (1877 — 83); "Господа Головлевы" (1880); "Пошехонские рассказы" (1883). В 1884 журнал "Отечественные записки" был закрыт, после чего Салтыков вынужден был печататься в журнале "Вестник Европы".

В последние годы жизни писатель создал свои шедевры: "Сказки" (1882 — 86); "Мелочи жизни" (1886 — 87); автобиографический роман "Пошехонская старина" (1887 — 89).

За несколько дней до смерти он написал первые страницы нового произведения "Забытые слова", где хотел напомнить "пестрым людям" 1880-х об утраченных ими словах: "совесть, отечество, человечество... другие там еще...". Умер М. Салтыков-Щедрин 28 апреля (10 мая н.с.) 1889 в Петербурге. Погребен на Волковом кладбище рядом с могилой И.С. Тургенева.

 

Творчество М.Е Салтыкова – Щедрина.

Мастерство Щедрина-сатирика проверено самым строгим и беспристрастным критиком – временем. Его образы вошли, как бы, в самый состав русского языка (премудрые пескари, глуповцы, помпадуры и т. д.). Нескончаемое множество других щедринских образов превратились в нарицательные образы-символы. Сказки – это возможность писателя говорить на запретные темы, своеобразный итог художественной деятельности писателя: они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути.

Первые три сказки («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е. Салтыков-Щедрин написал еще в 1886 году. К 1886 году их число увеличилось до тридцати двух. Некоторые замыслы (не менее шести сказок) остались нереализованными. Из 32 сказок 28 созданы в течение четырех лет, с 1882 по 1886 год.

Проблематика сказок:

- Отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»);

- Положение народа («Коняга», «Кисель»)

- Подлость буржуазии («Либерал», «Карась-идеалист»)

- Правдоискательство («Дурак», «Христова ночь»).

 

Словарная работа

Язык сказок точен, ярок, образен, что позволяет понятно и ёмко донести до читателя главные мысли автора.

Сатирические приёмы.

Эзопов язык - вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенное недомолвками, намеками.

Ирония — осмеяние, имеющее двойной смысл,где истинным является не прямое высказывание, а противоположное. Ирониятонкая, скрытая насмешка (например, в сказке «Премудрый пискарь»: «какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще премудрого?»).

Сарказм — едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества.

Гротеск — предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия(например, в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»: «Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить »)

Иносказание, аллегория — иной смысл, скрытый за внешней формой. Эзопов язык — художественная речь, основанная на вынужденном иносказании.

Гипербол а — чрезмерное преувеличение.

Антитеза – противопоставление, противоположность (многие из них построены на взаимоотношениях героев-антагонистов: мужик – генерал, заяц – волк, карась – щука).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: