Поведение самураев в мирное время




 

Самурай - это воин, живущий в постоянной опасности и готовый в любой момент отдать свою жизнь за господина. В мирное время самураи отдыхали от битв в обществе своих семей, хотя многие избегали заводить семью, что бы не обременять себя ничем. Семья воспринималась как социальный долг перед обществом, поэтому самураи весьма серьезно, с чувством ответственности и долга, относились к своим семьям. Идеальными считались семейные отношения, основанные на этике Бусидо, такие отношения, конечно, можно скорее отнести к товарищеским, чем к любовным. Самурай мог женится на девушке только из самурайского рода. Именно девушке, так как в повторные браки женщины из самурайского сословия не вступали, за редчайшим исключением, в виду того, что это категорически порицалось моралью общества того времени. Женщина могла иметь одного мужа. Сам же самурай не был ограничен в свободе выбора, он мог официально заводить до четырех жён и неограниченное количество наложниц. Супружеская верность была целиком уделом женщины, так как самурай мог наслаждаться мирной жизнью и в обществе гейш («гей» - умение, «сё» - человек, что буквально означает "человек искусства"). Верность мужу рассматривалась как верность господину, и ставилась вше всего на свете.

Сексуальная мораль самураев была двойственной - одна предназначалась для женщин, а другая - для самих самураев. Девушки, рожденные в самурайском доме, до самого замужества жили на женской половине. Братьев и сестер очень рано отделяли друг от друга и воспитывали в соответствии с будущим предназначением: девочек - как жен и матерей, а мальчиков - как воинов.

Девушек воспитывали в самурайских семьях в чрезвычайно большой строгости. В них воспитывались те же качества характера, какими обладали самураи. Женщин учили даже военному искусству, конечно, не для того, чтобы они сражались (хотя женщина из самурайского рода могла постоять за себя, чему много примеров), а для того, чтобы они лучше понимали своего мужа и то дело, каким он занимался в жизни. Женщин также учили лечить раны, готовить лекарственные бальзамы и настои. Поведение женщин самурайского сословия было жестко регламентировано, как и поведение их мужей. Девочек из самурайских семей даже спать приучали в красивой целомудренной позе, лежа на спине со сложенными вместе ногами и вытянутыми вдоль тела руками, для чего им специальным образом привязывали ноги, что со временем создавало требуемую привычку. Выйдя замуж, женщина должна была оберегать сон мужа и лишним движением не побеспокоить его.

Представительницам самурайского сословия строго предписывалось, как себя вести. Например, им строго запрещалось приближаться к постороннему мужчине ближе чем на два метра, говорить с ним без свидетелей, делать что-либо, что могло быть понято двусмысленно. Спутница жизни война должна быть под стать ему. Она должна быть с мужем и душой и телом, быть идеалом верности, терпения, долга. Идеальными были отношения между мужем и женой, основанные на этике Бусидо, хотя такие отношения можно отнести более к товарищеским, нежели к любовным.

Если самурай недоволен какими-то поступками своей жены, он должен разумными доводами убедить ее согласится с ним. Не подобает самураю в таких случаях кричать на жену, оскорблять и угрожать ей, так как вести себя подобным образом могут лишь наемники и чернь. Еще менее подобает войну хвататься за меч или грозить жене кулаком - на это лишь способен трусливый самурай. Храбрый самурай никогда не угрожает тому, кто слабее его. Тот же, кто делает то, что презирает отважный человек, справедливо называется трусом.

Семейная организация общества самураев носила ярко выраженный клановый характер. Клан был всем для самурая, это был его микрокосмос, государство в государстве. Самурай не дорожил своей жизнью, но он заботился о жизни и славе своего клана, увеличении его влияния в обществе. Самураи прекрасно знали свою родословную, они знали, какому предку и чем они обязаны, чтили своих предков и стремились, чтобы их личные заслуги перед кланом превзошли деяния их предшественников. Самурай видел в клане свою опору и средство к процветанию. Чем больше сыновей у самурая, тем сильнее его род, тем выше шансы на его выживание. Были семьи, имевшие несколько десятков сыновей.

Преданность родителям ставилась выше кажущейся естественной связи с детьми. Особые отношения связывали отца и его сына, “неоплатность долга” сына по отношению к отцу была законом. Хорошему войну нужно заботится и о родителях. Воин, не забоявшийся о родных и близких - плохой самурай, даже если он смышлен, благоразумен, образован и хорошо обучен. Забота о родителях, семейный долг, это один из основополагающих принципов «пути Война». Тот, кто является самураем, должен вести себя в строгом соответствии с сыновней почтительностью. Есть разные способы исполнения сыновних обязанностей.

Один, когда родитель честен и воспитывает детей с добротой, оставляет им всю собственность, а также устраивает для них хорошие браки. Когда такой родитель удаляется на покой, нет ничего особенного и достойного похвалы в том, что дети должны ухаживать за ним и относится к нему со всей внимательностью.

Но если родитель зол и своенравен, если он всегда ворчит и ничего не дает детям, и постоянно требует еды, питья и одежды, и если он, встречая людей, говорит: «мой неблагодарный сын так непочтителен, поэтому я и влачу так свою жизнь. Вы не представляете, как тяжела моя старость», то даже к такому сварливому родителю следует относится с почтением и, не высказывая никаких признаков раздражения, потакать его плохому характеру и утешать в его престарелой немощи. Полностью отдавать свои силы родителю - вот подлинная сыновняя почтительность. Тот, кто не заботится о своих родителях в своем доме, войдет в дом господина, чтобы отвечать за его казну, но такой никогда не станет верным и преданным слугой, ведь стоит только тучам сгуститься над приютившим его домом, как бежит он в страхе и стенаниях. Ибо сказано: тот, кто не заботится о родителях своих, с легкостью изменяет господину и становится предателем.

Что же касается родственников, будь то семья прямых потомков клана самурая, или семья основателей рода, или же семья знаменосца, если семья бедствует, претерпевает лишения и впала в крайнюю нужду, то самураю положено не отдаляться от них. Наоборот, самураю надлежит сблизится с ними, поддерживая тесные отношения и справляясь о них время от времени.

Среди крестьян и торговцев обычно дети старших и младших братьев, как и замужних сестер, зовутся племянниками, и к ним ко всем относятся одинаково. Самураям же не подобает так поступать. Например, сына старшего брата, являющегося наследником, почитают, хотя он и племянник, как старшего брата, и относятся к нему с соответствующим уважением, потому что он будет исполнять обязанности старшего брата. Такое особенное почтение относится только к племяннику, представляющему основателя семьи и рода. Что касается второго и третьего сына, то достаточно, если будут соблюдаться обычные отношения дяди и племянника, как и в случае с сыновьями младших братьев.

С детьми сестер самураю надлежало поддерживать ровные отношения, устные и письменные, держаться от них на расстоянии, так же следует самураю обращаться к племянникам и младшим братьям, а так же к собственным детям, если они направлены в другую семью.

Вообще же социальная и идеологическая роль института семьи в японском обществе была очень значительна. Семья рассматривалась как модель конфуцианского общества в миниатюре, составляющая часть общества в целом. Разумеется, самураи, как ревностные носители конфуцианской морали и традиции, придавали большое значение институту семьи, как лону, порождающему их класс.

Всякий воин будет гордится, если другие самураи называют его преданным, предусмотрительным и надежным. Это соответствует духу и природе пути исполнения воинского долга самураем.

Войну пристало иметь много знакомцев среди собратьев по оружию, однако дружбу поддерживать следовало с теми из них, кто умен, отважен, смел и умудрен опытом. Самураю не следовало ошибаться в выборе друзей, поддерживая отношения не с самыми достойными войнами. Позабыв о подобающему войну поведении, легкомысленный самурай, дни и ночи проводящий в праздности и веселье, должен быть готов к тому, что его отвергнут настоящие войны самураи.

Самое главное для самурая, находящегося на службе - общаться и заводить друзей только среди тех своих товарищей, которые отважны, верны долгу, умны и влиятельны. В целом, самураю желательно заводить близких друзей из числа тех, кого он любит и с кем он предпочитает есть, пить и путешествовать. Ибо если он проявит к одному из них расположение и сделает своим другом, полагая, что тот будет веселым и хорошим спутником, они могут легко повести себя непристойным для самурая образом: относиться друг к другу без должных церемоний, обращаться друг к другу слишком фамильярно и ссориться из-за пустяков. Подобное предосудительное отсутствие достоинства лишь показывает, что, хотя внешне некоторые выглядят как самураи, сердца их как у нищих поденщиков.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: