Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Где-то на белом свете
Там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи
О земную ось.
Мимо плывут столетья,
Спят подо льдом моря.
Трутся об ось медведи –
Вертится Земля.
Мы отправляемся с вами туда, где царство холода, снега и льда!
Учитель. Сегодня на уроке мы отправимся за Полярный круг, в зону арктических пустынь. Запишите тему урока: «Зона арктических пустынь».
II. Проверка домашнего задания.
Вставь пропущенное слово, чтобы получилось верное высказывание. (устно)
Самая длинная река России – это … Река, впадающая в Каспийское море, – это … Самое большое по площади озеро России – это … В список Всемирного наследия внесено озеро …
III. Работа над новой темой.
Учитель. К бескрайним просторам арктических пустынь лежит наш путь. У нашей экспедиции строгий маршрут. (Учитель предлагает рассмотреть карту путешествия.)
Ученики. Наш путь проходит через льдины.
Учитель. На «льдине географов» мы выясним климатические условия в зоне арктических пустынь; на «льдине ботаников» – какие встречаются растения; на «льдине зоологов» – каков мир животный.
Итак, в путь! Мы находимся на «льдине географов». На карте природных зон найдите арктическую пустыню. Назовите, что к ней относится.
Северный Ледовитый океан, острова: Земля Франца-Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля.
Учитель. Северный Ледовитый океан скован толстым крепким льдом. В белых льдах кое-где видны трещины – разводья. По ним вслед за могучими ледоколами плывут корабли. А вокруг многометровые снежные сугробы. Снег и лед здесь никогда не тают, по безмолвным снежным просторам гуляют холодные ветры, поскольку коротким полярным летом солнце поднимается невысоко, и его нежаркие, косые лучи отражаются ото льда и снега. Летом – полгода день, зимой – полгода ночь. Температура понижается до –60°…
Учитель. К суровым условиям арктических пустынь приспособились немногие живые организмы. Смотрите, плывет зеленая льдина! Откуда она здесь? Оказывается, есть мельчайшие растения, которые могут жить на снегах и во льдах. Их называют снежными водорослями.
Ребята, садимся на «льдину ботаников» и плывем! Рассмотрите иллюстрацию на с. 80–81 учебника. Назовите, какие растения приспособились к суровому климату Арктики.
Ученики. Водоросли, лишайники, полярный мак.
Учитель показывает изображения растений Арктики: мхи, полярный мак, лишайники, водоросли.
Учитель. А впереди нас ждет «льдина зоологов». Рассмотрите иллюстрацию на с. 80–81. Назовите, какие птицы и животные живут в Арктике.
Ученики. Больше всего таких птиц: чайки, кайры, гагарки, тупики. Животные: белый медведь, тюлень, сайка, рачки, морж.
Учитель. В водах северных морей, где проходят теплые течения, обитает великолепное животное – гренландский кит (показ фотографии).
Физкультминутка
Что за чудо-чудеса:
Загорелись небеса!
Ой, горит-пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Кто зажег огонь чудесный,
Золотой костер небесный?
Никого за тучей нет.
Это с неба льется свет.
Учащиеся выполняют упражнения за учителем. Отгадывают загадку: северное сияние.
IV. Продолжение новой темы.
Учитель. Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью.
О том, как люди осваивают Арктику, прочитайте текст на с. 83–84 учебника.
Учитель. Об арктическом заповеднике «Остров Врангеля» нам расскажет подготовленный ученик.
Ученик. Этот заповедник расположен на острове Врангеля, он был организован в 1976 году. На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Через весь остров с запада на восток идут параллельно три цепи гор, разделенные долинами. Весной на южном побережье можно встретить редкую птицу – розовую чайку. «Прирожденные кочевники» полярных льдов выводят здесь свое потомство, и не только они. Белые медведи также облюбовали остров для рождения детёнышей. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики – овцебык, завезенный в заповедник из Америки. Остров Врангеля – единственное место, где гнездятся белые гуси.
VI. Итог урока. Выставление оценок.
Работа со схемой. (записать в тетрадь)
Арктика – царство льда и снега | |
Географическое положение | Северный Ледовитый океан. Северные моря. Острова |
Освещенность | Полярный день и полярная ночь. Северное сияние |
Растительный и животный мир | Лишайники, мхи, полярный мак, водоросли. Рачки, рыбы, чайки, гагарки, тупики, морж, тюлень, белый медведь |
Деятельность человека | Научные станции, рыбный промысел, охота. Северный морской путь |
Учащиеся читают выводы на с. 85 учебника.
Домашнее задание.
С. 70–78 читать. Ответы на вопросы с. 82 «Проверь себя» (устно); выполнить задания 1 в тетради (рисунок «Как ты себе представляешь Арктику»)