Изучение басни И.А.Крылова «Мартышка и Очки»




Г. Черкасова В.С.

Литературное чтение

Тема: Знакомство с творчеством И.А.Крылова. Басня «Мартышка и Очки»

Цель: - познакомить с жизнью и творчеством И.А. Крылова,

провести работу над басней «Мартышка и очки».

Задачи:

-формировать умение определять басню как жанр литературы

по характерным признакам, находить мораль в произведении;

- развивать аналитические и творческие способности обучающихся;

- воспитывать нравственные качества и непримиримое отношение

Ход урока:

Знакомство с творчеством И.И.Крылова

А.С. Пушкин, сказку которого мы закончили читать, очень любил басни И.А.Крылова. Он называл его «истинно народным поэтом».

Иван Андреевич Крылов родился в Москве 2 февраля 1769 года в семье скромного офицера. Мать его была простая женщина «без всякого образования, но умная от природы». Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец его умер и семья осталась без средств к существованию. Напрасно вдова А.П.Крылова хлопотала о пенсии. Семья переезжает из Твери в Москву, а затем в Петербург, где Крылов поступает на службу в Публичную библиотеку. Около 30 лет жизни он там прослужил. Крылов вышел в отставку на 72 году жизни. Он поселился в тихой квартире на Васильевском острове. Первая книга с баснями была издана, когда ему было 40 лет. А всего он создал более 200 басен. Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Его ласково называют «Дедушка Крылов». Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в согласии и счастье. Его оружие – басни, которые учат жить по справедливости.

- Кто первым начал писать басни?

- Считают, что первым начал писать басни Эзоп, который жил в Греции в IV веке до н.э. Именно в его баснях животные говорят, думают, как люди. Эзоп высмеивает человеческие пороки, приписывая их животным. Такой литературный прием называется аллегорией.

- Что такое аллегория? (Иносказание.)

Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря И.А.Крылову. Это он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» И.А. Крылов

- Что же такое басня?

Найдём ответ в толковом словаре Ожегова:

1. Краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение.

2. Обычно вымысел, выдумка, пустой разговор.

Басня - вымышленное происшествие, выдумка, рассказ ради красного словца. Иносказательное, поучительное повествование, притча, где принято выводить животных, и даже вещи словесными; ложь, пустословие.

Близ главной аллеи Летнего сада в Санкт-Петербурге в 1855 году был установлен памятник Крылову. Он представляет собой бронзовую статую сидящего баснописца. Это бронзовая статуя баснописца на гранитном пьедестале, украшенная бронзовыми изображениями лиц и животных — персонажей его басен. И. А. Крылов изображен сидящим на камне и держащим в руках перо и тетрадь. Как пишется в «ПУТЕВОДИТЕЛЕ ПО С.-ПЕТЕРБУРГУ», фигура Крылова «жизненна и правдива». Данное впечатление передает поэт И. А. Майков в стихотворении «Крылов»:

С улыбкой доброю, с приветливостью взгляда,

Он, точно с старческой неспешностью речей,

Рассказывает нам, с своих высоких кресел,

Про нравы странные и глупости зверей,

И все смеются вкруг и сам он тихо-весел.

Изучение басни И.А.Крылова «Мартышка и Очки»

- Сегодня мы будем работать над басней «Мартышка и Очки»

1. Прослушивание басни.

https://www.youtube.com/watch?v=Ea-7ozE4EYc

2. Беседа по непосредственным впечатлениям.

- Что особенно понравилось в басне?

- О чём это произведение: о знакомом нам животном или о чём-то ином?

(О том, что Мартышка не знала как пользоваться очками и сделала вывод, что они бесполезны. А очки очень важны для людей со слабым зрением)

Физкультминутка

3. Чтение басни обучающимися (про себя) для подготовки ответов на вопросы.

4. Работа над содержанием басни.

- Почему слова «Мартышка» и «Очки» написаны с большой буквы?

(Они являются главными героями басни)

- Почему главным героем басни И.А.Крылов выбрал мартышку?

(Мартышка – животное вертливое)

- Рассмотрите внимательно рисунок. Найдите соответствующие слова,

прочитайте их.

(Вертит Очками так и сяк:

То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет)

- Кажется ли вам ситуация комичной? Почему?

(Мартышка купила себе полдюжины очков, хотя нужны только одни, нанизывала их на себя куда только можно)

- Прочитайте мораль басни. Какой вывод можно сделать?

(К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь,— цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк всё к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

Так он ее еще и гонит.)

- Как вы думаете, какие недостатки людей И.А.Крылов высмеивает в этой басне?

(Вывод: В басне высмеивается человек-невежда)

5. Словарная работа.

«полдюжины» - 6 штук;

«к темю» - ко лбу;

«нанижет» – оденет подряд на нитку;

«невежда» - необразованный, несведущий человек;

«к худу клонит» – к плохому клонит;

«познатней» – от слова «знать» – в буржуазно-дворянском обществе: высший слой привилегированного класса;

«невежа» – грубый, невоспитанный человек

5. Работа над выразительным чтением.

- Как нужно читать эту басню? Почему?

(Начало – медленно, как сказку.

Место, где Мартышка вертит Очками, нанизывает, лижет – быстро, потому что она очень вертлявая.

Слова Мартышки – с досадой, огорчением, разочарованием.

Мораль – поучительно, медленно)

Итог урока.

- Оказался ли сегодняшний урок для вас полезным? Чем?

- Нужно ли изучать басни? Чему учит басня «Мартышка и Очки»?

(Многое знать. Для этого нужно хорошо учиться)

- Закончить урок мне хочется так:

Как басня, так и жизнь ценится не за длину, а за содержание". Сенека.

Домашнее задание:

Подготовиться к выразительному чтению басни с.134-135

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: