С юридической точки зрения основанием для классификации служат принятые законы, нормативные акты, кодексы, определяющие юридический статус предприятия. Более детализированная градация форм предприятий содержится в Гражданском Кодексе Российской Федерации, где выделяются:
1. Хозяйственные товарищества и общества, к которым относятся полное товарищество, товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество, дочерние и зависимые общества, производственные кооперативы.
2. Государственные муниципальные и унитарные предприятия. Среди унитарных различают основанные на праве хозяйственного ведения и основанные на праве оперативного управления.
. Некоммерческие организации, в числе которых выделяются потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды, ассоциации и союзы.
Следует отметить, что использование наемного труда в России стало разрешено только в 1991 года, и тогда были узаконены организационно-правовые формы предприятий. В их числе: государственные и муниципальные предприятия, индивидуальное (семейное) частное предприятие, различные товарищества.
Из выше перечисленных форм предприятий можно выделить акционерные общества, которые являются наиболее демократичной формой бизнеса, потому как купить акции и стать акционером может при открытой подписи на акции любой человек. В качестве основных особенностей акционерной формы предприятия называются следующие:
акционеры не несут ответственности по обязательствам общества перед его кредиторами. Имущество общества полностью обособлено от имущества отдельных акционеров. В случае несостоятельности общества акционеры несут лишь риск возможного обесценивания принадлежащих им акций;
акционерная форма предприятия позволяет объединить практически неограниченное число вкладчиков, в том числе и мелких, и сохранить при этом контроль крупных вкладчиков за деятельностью предприятия;
акционерное общество представляет собой наиболее устойчивую форму объединения капиталов, поскольку выбытие из него любого из вкладчиков не влечет за собой обязательного закрытия предприятия.
С экономической точки зрения классификация предприятий по формам собственности базируется на определении субъекта собственности и характера ее принадлежности. Например, один из разработчиков типовой программы реформы предприятия выделяет «три типа предприятий по формам собственности: 1) государственные предприятия, где большая доля собственности принадлежит государству; 2) АО с распыленным пакетом акций; 3) АО, с крупными пакетами акций, сконцентрированные в руках единоличных владельцев». Более сложную классификацию предлагает Г. Клейнер, разделяя их по типу собственности и управления. Им «выделяются: 1) предпринимательские предприятия (руководители которых являются владельцами относительно крупных пакетов акций); 2) групповые предприятия (крупные пакеты акций сосредоточены в руках нескольких собственников); 3) капиталистические предприятия (крупные пакеты акций сосредоточены в руках одного или нескольких внешних собственников, а директор и трудовой коллектив - наемные работники)». Существует и третье выделение, предложенное Андреевым Б.Ф. (Таблица), а именно «конструирование новых моделей предпринимательской деятельности государства, основанных на различных формах сочетания государственной и частной собственности, т.е. развитие экономических форм смешанного типа».
Сочетание форм государственной и частной собственности
Типологический признак | Принадлежность государству | Особенность создания управления и контроля |
1. Казенное (унитарное) предприятие | В полной государственной собственности | Создается на базе государственных предприятий или путем образования нового предприятия или в результате национализации. Управление находится в руках административных органов. Финансовая деятельность осуществляется в рамках госбюджета, полностью контролируется государством. |
Типологический признак | Принадлежность государству | Особенность создания управления и контроля |
2. Государственное акционерное общество (государственная корпорация) | Весь капитал принадлежит государству | Создается путем покупки государством акций частных предприятий или путем учреждения нового АО. Разработка общей политики развития и контроль в руках государства, но имеет значительную автономию. В решении текущих вопросов и управления, финансовая самостоятельность. |
3. Смешанное (государственно-частное) предприятие | Государство владеет пакетом акций | Создается путем покупки государством акций частных фирм, путем частичной приватизации или учреждении нового АО; государство участвует в управлении как владелец акций, при владении контрольным пакетом имеет полный контроль. |
При социокультурном подходе к классификации предприятий учитывается определение характера отношений по поводу собственности на средства производства между их владельцами и основными социальными группами наемных работников предприятия. Исходя из этого, предприятия, для которых характерен тип наемного работника без каких-либо прав собственности на средства производства (предприятия, принадлежащие одному лицу или нескольким лицам, включая товарищества) можно отнести к частным. К государственным предприятиям (наемные работники у государства без прав собственности) относятся государственные или муниципальные предприятия, государственные АО. Коллективные предприятия - предприятия с собственностью работников, выкупленные работниками, акционированные с контрольным пакетом акций в руках трудового коллектива (работники с правами собственности на средства производства).
Предложенные походы в условиях неблагоприятной внешней среды способствуют адекватному отражению характера отношений собственности, определению истинной формы собственности на том или ином предприятии.