Оптимизация налоговой нагрузки на прибыль




 

Основным и эффективным направлением оптимизации налоговой нагрузки является налоговое планирование. Под налоговым планированием принято понимать планирование порядка, оснований и процедуры уплаты налогов, а также использование предприятием приемов, способов и всех предоставленных законом льгот с целью максимального снижения налоговых обязательств. Сущность налогового планирования заключается в выборе из всех возможных вариантов осуществления деятельности такой, который приведет к оптимальному результату без нарушения закона, т.е. к тому, что предприятие заплатит минимально возможный для нее уровень налогов,но при этом не нарушит закон.

В целях осуществления налогового планирования предприятие может приравнивать к налогам все причитающиеся к уплате в местный и

республиканский бюджеты налоги и сборы, а также иные платежи, не являющиеся налогами, но носящие обязательный характер в силу требований национального законодательства.

В налоговом планировании, как и в любом другом, от точности

первичной информации зависит конечный результат, поэтому краткосрочные планы, как правило, бывают наиболее точными, в то время как долгосрочное планирование связано с рисками возможных изменений (появление в компании новых видов деятельности, смена стратегии предприятия на рынках сбыта, изменение налоговых ставок, льгот и др.). В связи с этим налоговое планирование целесообразно разделять на долгосрочное (например, составление полугодового плана) и оперативное. Последнее предполагает ежемесячное составление (уточнение) плановых показателей на предстоящий период.

Самые популярные методы оптимизации налогообложения:

1. Метод замены отношений

основывается на использовании в целях налоговой оптимизации такой организационно-правовой формы ведения бизнеса, в отношении которой действует более благоприятный режим налогообложения. Так, например, включение в бизнес-схему «инвалидных» компаний - имеющих льготы как общества инвалидов или имеющих долю инвалидов в штате более определенного уровня - позволяет экономить на прямых налогах.

Метод изменения вида деятельности налогового субъекта предполагает переход на осуществление таких видов деятельности, которые облагаются налогом в меньшей степени по сравнению с теми, которые осуществлялись. Примером использования этого метода может служить превращение торговой организации в торгового агента или комиссионера, работающего по «чужому» поручению с «чужим» товаром за определенное вознаграждение, или использование договора товарного кредита - из соображений более легкого учета и меньшего налогообложения.

Метод замены налоговой юрисдикции заключается в регистрации организации на территории, предоставляющей при определенных условиях льготное налогообложение. Выбор места регистрации (территории и юрисдикции) важен при условии неоднородности территории. Когда каждый регион страны наделен полномочиями по формированию местного законодательства и на этом поле субъекты обладают некоторой свободой, каждая территория использует эту свободу по-своему. Отсюда различия в размере налоговых отчислений.

Разработка стратегии развития компании подразумевает возможную организацию аффилиационных структур во внешних зонах с минимальным налоговым бременем (офшор).

При выборе места регистрации ориентируются не только на размер налоговых ставок.

При небольших налоговых ставках законодательством обычно устанавливается расширенная налоговая база, что в конечном итоге может привести к обратному эффекту - повышению налоговых платежей. Если небольшая налоговая ставка жестко привязана к единице результата деятельности, то налоговое планирование становится практически невозможным.

Переход организации на упрощенную систему налогообложения.

Налоговое планирование организации основывается на трех подходах к минимизации налоговых платежей:

- использование льгот при уплате налогов;

- разработка грамотной учетной политики;

- контроль за сроками уплаты налогов (использование налогового календаря).

Однако прежде чем выбрать тот или иной способ учета, организации необходимо обосновать свой выбор с помощью расчетов налогов, величина которых зависит от альтернативного способа учета, и убедиться в правильности сделанного выбора. Это поможет организации избежать проблем с налоговыми инспекторами.

«Легальное» или «законное» уклонение от уплаты налогов - весьма сложное явление, в котором находят свое отражение многие проблемы и противоречия современных рыночных экономических систем. Консультирование предпринимателей и руководителей достаточно крупных компаний по вопросам легального уклонения от налогов превратилось в последние годы в процветающую самостоятельную отрасль бизнеса, охватывающую сотни мелких юридических фирм и тысячи частнопрактикующих экспертов из числа экономистов или юристов. Для предпринимателей и организаций же налоговая оптимизация с использованием легальных методов это реальная возможность уменьшить размер налоговых платежей и, следовательно, налоговую нагрузку на предприятие. Что, как правило, улучшает их финансовое состояние и способствует развитию, как отдельным субъектам, так и экономики в целом.

Еще одним способом оптимизации налоговой нагрузки на прибыль будет являться введение прогрессивной шкалы налогообложения прибыли, т.е. использовать зарубежный опыт налогообложения прибыли США. В Республике Беларусь применяются различные по уровню ставки налога на прибыль – от 5% до 25%, однако уровень ставки зависит от принадлежности организации к определенной сфере экономики (10% - для налогообложения Научно-технических парков и т.д, 25% - для банков и страховых организаций, 18% - основная ставка и т.д). Использование метода исчисления налоговых ставок исходя из прибыли предприятия позволит рационально пополнять доходы бюджета за счет эффективных и высокодоходных организаций при этом сократит налоговую нагрузку на низкодоходные и убыточные организации.

На конец 2015 года средний уровень налоговой нагрузки по налогу на прибыль составил 0,8% от выручки. Согласно данным Белорусского национального статистического комитета, общая сумма поступившей выручки составила 1419839 млрд. рублей. Если брать в учет среднюю нагрузку на прибыль в размере 0,8% от выручки, то сумма налоговой нагрузки составит 11358,7 млрд. рублей, 9086,96 млрд. рублей из которых составляет сумма нагрузки от прибыльных организаций. Увеличение налоговой нагрузки на прибыльные предприятия на 0,2% в среднем позволит полностью освободить от уплаты налогов на прибыль убыточные организации, тем самым позволит им более рационально использовать свободные от уплаты налогов денежные средства, модернизировать производство и, тем самым, снижать в дальнейшем уровень убытков.

Таким образом, можно отметить множество вариантов оптимизации налоговой нагрузки на прибыль, использование которых позволит оптимально обеспечить поступление доходов в бюджет, а также сделать максимально рациональной нагрузку на низкодоходные и убыточные организации, что в свою очередь будет способствовать дальнейшему их развитию. Использование зарубежного опыта, а также инструментов налогового планирования позволит создать обоюдовыгодные условия для пребывания в налоговой системе как для государства, так и для субъектов хозяйствования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: