Тема: Архитектура Московского княжества XV-XVI в.




Конспект №13

Раздел: Искусство Московского княжества XIV-XVII в.

Тема: Архитектура Московского княжества XIV-XVI в.

Русское централизованное государство.

В конце XV в. Московское княжество вступило в новый период своей истории. Князь Иван III собрал все земли в единое государство: владения Великого Новгорода, Тверское княжество, Рязань, Псков, города и область Великого княжества Литовского).

· Было свергнуто монголо-татарское иго;

· Москва при Иване III превратилась в столицу огромного государства;

· «Лицом» государства должен был стать Кремль – резиденция князя и митрополита Московского.

Московский Кремль.

Кремль деревянный, построенный при Иване Калите и Дмитрии Донском нуждался в перестройке. На высоком холме у слияния реки Неглинной и Москвы реки – центре города началось восстановление Кремлевских построек.

1. Успенский собор – главный храм Москвы.

Именно с него началась перестройка Кремля (кремль - укрепленное место). Возглавили строительство русские мастера Кривцов и Мышкин.

Политическая идея храма: «Москва – второй Владимир и третий Киев, а московские князья – наследники киевских и владимирских князей, законные государе всея Руси»

В ходе строительства северная часть стен Успенского собора рухнула. Причина? Русские мастера утратили многие строительные навыки. Князь Иван IIIвыбрал итальянских архитекторов. Менее чем через год мастер явился: Альберти Фиораванти из Болоньи. Он был известен постройками в Италии и Венгрии: строил соборы, дворцы, крепостные сооружения, каналы, лил колокола и пушки, чеканил монеты и печати. Был он и хорошим архитектором. Аристотель начал работу:

· съездил во Владимир;

· разрушил остатки рухнувшего храма, используя тараны;

· заложил очень глубокие фундаменты, более 3,5 м.

· укрепил дно глубокими сваями;

· известь, замешенная по рецепту Аристотеля, отличалась особой прочностью;

· для поднятия тяжестей на высоту использовал лебедки.

Оконченный Успенский собор на соление стал центром русской государственной церковной жизни. Здесь венчались на царство русские цари и митрополиты, происходило поставление митрополитов и патриархов. В Успенском соборе привезена высочайшая православная святыня России – икона Владимирской Божьей матери.

Особенности архитектурного облика храма:

· Напоминает Успенский собор во Владимире: 5 глав, 5 апсид, по фасадам украшен аркатурно – колончатым поясом – «визитной карточкой» владимирских зодчих.

· Апсиды словно вдавлены в массив стены – подчеркивая геометричность, правильность, соразмерность всех его частей.

Внутреннее пространство храма, представляет собой церковь зального типа (характерно для романской, готической архитектуры). Аристотель разбил план собора на сетку из 12 равных квадратов. По углам квадратов поставил круглые колонны. Центральное пространство ни чем не выделено. Храм оказался хорошо освещенным, наполнен воздухом.

Тема: Архитектура Московского княжества XV-XVI в.

Началось строительство домовых церквей московского княжества.

1. Благовещенский собор.

1 2

Строили мастера из Пскова. Применили приемы различных архитектурных школ, существующих на Руси. Характер архитектурной постройки по конструкции: высокий подклет. Основной объем в форме куба, с примыкающими тремя апсидами. Ряд легких декоративных полуколонок опоясывает все здание. Закомары и кокошники имеют – килевидную форму.

2. Дворец Великого князя,

Архитекторы: Марк Фрязин, П.А. Солари и Алевиз (Новый) Фрязин. Строительство закончили после смерти Ивана III. Государственный дворец представлял собой, единое здание. Соединялись в единое здание «палаты» т «избы» малые и большие. Сейчас от великого дворца сохранилась

3. Грановитая палата –

3 4

Служила тронным залом, здесь принимались иностранные послы, проходили величайшие государственные мероприятия. Главный фасад выходил на соборную площадь, его украшали ограненные каменные плитки, - от них название «грановитая».

Иван IIIпредчувствуя скорую кончину поручил Алевизу Фрязину, прибывшему из Италии, построить новый

4. Архангельский собор

Семейную усыпальницу рода великих князей. Внешне образ собора выглядит на итальянский лад. Фасады разделены широким карнизом на 2 этажа, украшены 2 –я рядами пилястр (плоских колонн), которые завершили капители, в закомарах помещены белокаменные резные раковины.

5. Ивановская колокольня.

Одновременно с Архангельским собором поднялась ивановская колокольня (Иван Великий –святой покровитель Москвы). Высокий стройный столб из поставленных один над другим восьмигранников, каждый ярус завершался арочными проемами, через которые хорошо видны колокола. Колокольня – объединила архитектурный ансамбль Кремля и являлась его высотной доминантой.

Иван III возложил укрепление стен Кремля на Марка Фрязина, П.А. Солари, Антона Фрязина и Алевиза Фрязина (Нового). Возвели за 10 лет.

Новая Кремлеаская стена протянулась на 2 км., имела 18 башен и образовывала огромный треугольник.

Там где к Кремлю проходили дороги – устроили мощные четырехугольные проездные башни. С железными или деревянными створами (воротами). Спереди к ним пристроили отводные башни – стрельницы, проезд в них закрыли герсами – решетками.

Проездных башен 6-ть:

· Боровицкая

· Тайницкая

· Константино-Еленинская

· Фроловская (Спасская)

· Никольская

· Богоявленская (Троицкая)

Остальные башни – глухие, т.е. не проездные. Сверху башни имели зубцы и широкие боевые площадки. Навесные бойницы – машикули располагались ниже. В некоторых располагались колокола (Набатной) – сполохи или набаты. Толщина стен – 6,5 м., высота доходила до 19 м. Новая крепость была сложена из крупного красного кирпича, только основание стен и башен оставалось белокаменным. Кремль теперь напоминал собою целый город.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: