Ход занятия
1.Организационное начало занятия:
- Добрый день! Сегодня у нас прекрасное настроение. Мы смотрим друг на друга добрыми глазами, и под этими взглядами становимся увереннее, смелее, внимательнее, умнее. - А теперь вы мысленно пошлите лучики добра друг другу, всем родным и близким. Пожелайте всем людям добра.
Физкультминутка:
1. Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли.
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли.
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята,
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери!
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех?
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться.
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили.
Утомил всех долгий путь —
Дети сели отдохнуть.
Основная часть
1. Игра на внимание «Понятно – непонятно» (4–5 мин)
Правила игры: учитель называет различные слова, в том числе малоизвестные детям и на иностранном языке. Если дети понимают значение слова, они сидят за партой, если не понимают – встают. Учитель (или кто-то из учеников) кратко объясняет значение слова или даёт перевод.
Примеры «непонятных» слов (в скобках – пояснение):
авеню (широкая улица);
валторна (музыкальный инструмент);
Аристотель (имя древнегреческого учёного);
топонимика (наука о названиях);
каучук (материал);
археоптерикс (древняя птица);
анестезия (обезболивание);
имитация (подражание);
полемика (спор);
резюме (вывод);
тавтология (повторение сказанного другими словами);
фальсификация (подделка);
эсперанто (искусственный язык);
геральдика (наука о гербах);
Мнемозина (богиня памяти в греческой мифологии).
Упражнение Ветер (очистительное, полное дыхание)
Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.
Повторить 3-4 раза.
Беседа о видах отношений между понятиями (6–7 мин)
– Понятие – это тот смысл, который мы вкладываем в слово или сочетание слов. Например, под словом «дуб» мы представляем себе определённый вид дерева, под группой слов «электрический прибор для глаженья» мы понимаем утюг и т. д. При этом нужно помнить, что одни и те же понятия имеют разные названия в разных языках. Например, «любовь», «каханне», «love», «amore» – названия одного и того же понятия. Кроме того, и в одном языке одно и то же понятие может быть выражено по-разному. Например: «кот», или «пушистый и мяукает», или «домашний тигр» – всё это разные описания одного и того же понятия. Приведите свои примеры понятий, которые могут быть выражены разными словами.
– …
– И, наоборот, одним словом могут выражаться разные понятия. Например, слово «язык». Это и орган в полости рта, и металлический стержень в колоколе, и пленный, от которого можно получить нужные сведения, и система знаков для передачи информации. Приведите ещё примеры, когда одним словом обозначаются разные понятия.
– …
– Между понятиями бывают разные отношения. Мы уже знаем отношения противоположности, причины и следствия, части и целого, рода и вида. Но могут быть и другие отношения, с некоторыми из них мы познакомимся сегодня на занятии. Отношения могут быть последовательными, когда два события идут одно за другим, но не являются причиной и следствием. Например: утро – день, зима – весна, завтрак – обед и т. д. Приведите примеры последовательных отношений.
– …
– Функциональные отношения между понятиями – это когда одно из них отражает назначение, функцию другого (т. е. отвечает на вопрос «зачем? для чего?»). Например: стул – сидеть, книга – читать и т. д.
Приведите свои примеры понятий, находящихся в функциональных отношениях.
Упражнение «Группировка» (5–6 мин)
На доске под номерами записано 8–10 пар понятий, находящихся в различных отношениях.
Нужно сгруппировать пары понятий по виду отношений между ними. Например, отношения последовательности – пары «февраль—март» и «вторник—среда».
Примеры пар понятий:
февраль – март; щука – рыба; боль – слёзы; вторник – среда; дом – крыша; эскимо – мороженое; радость – грусть; стакан – пить; нарушение – наказание; кастрюля – варить; птица – стая; сладкий – кислый; молния – пожар; ручка – дверь; быстрый – медленный; первый – второй; велосипед – кататься; ноготь – палец; день – ночь.
Упражнение «Вверх-вниз».
Задача малыша – посмотреть вверх, затем вниз, голова остаётся неподвижной. Повторяем 4 раза, затем пауза на 10 секунд. Ещё 1 повтор.
ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1.В старину это называли так, а сейчас?
ОКО- ДЕСНА-
ЧЕЛО- ДЛАНЬ-
ПЕРСТ- ЛАНИТЫ-
УСТА- ВЫЯ-
2.Найди пятибуквенные слова,используя изображенные буквы
В | Е | Л | И | К |
Л | И |
В | А | Ш |
Б | А | Г | А | Ж |
С | Л | О | В | А | Р | Н | Ы | Й |
Рефлексия.
Предложить детям облако "тегов", которые необходимо дополнить. Например, можно вывести слайд, где указаны варианты:
сегодня я узнал...
было трудно…
я понял, что…
я научился…
я смог…
было интересно узнать, что…
меня удивило…
мне захотелось… и т.д.