Композиции Д. С. Бортнянского.




 


До 18 века почти единственным видом русского светского му- зыкального искусства являлись богатые и разнообразные жанры устного народного песенного творчества, а также наигрыши на русских народных инструментах.

 

Основным видом профессионального письменного русского му- зыкального искусства было церковное хоровое пение. Полудухов- ная, философски - покаянная и назидательная тематика была харак- терна и для камерной вокальной лирики 17 в. так называемых кан- тов и псалмов.

 

Утверждение в русском искусстве в первой четверти 18 века светского начала проявляется и в музыкальной культуре. Интерес к различным видам светского музыкального искусства, впервые про- явившийся среди образованной части русского общества еще в 17 в., заметно усиливается в первой четверти 18 века. Среди обра-

зованной части русского дворянства, духовенства и разночинной интеллигенции возникает тяга к любительскому музицированию, как к одному из излюбленных средств заполнения досуга. Разви- вается интерес к игре на клавикордах, скрипке, флейте, гобое и других инструментах. В «Духовном регламенте» содержится поже- лание, чтобы семинаристы обучались игре на различных музыкаль- ных инструментах: «и сие не трудно, ибо первого токмо нанять мастера, а от него полученные охотные семинаристы должны бу- дут и других научить на свое место». Феофан Прокопович, орга- низовавший у себя в доме школу для сирот и солдатских детей, считал необходимым обучать их не только латинскому языку, грамматике и философии, но также «рисовать живопись, музыке вокальной и инструментальной».

 

На ассамблеях Петра 1 Первого — открытых танцевальных ве- черах, исполнялись модные в то время галантные танцы: менуэт, контрданс, аллеманда. Уменье танцевать эти новые танцы вхо- дит в число обязательных требований, предъявляемых к воспи- танию дворянской молодежи.

 

Еще в 90-х годах 17 в. в домах московских вельмож стали ус- траиваться концерты, в которых выступали иностранные музыканты из свиты посла Гвариента. Позднее ежедневно происходили музы- кальные собрания или концерты в доме тайного советника Бас- севича, где выступала инструментальная капелла герцога Голштинс- кого, находившегося в это время в России. Посещение этих кон- цертов, на которых исполнялись произведения выдающихся италь- янских и немецких мастеров (Корелли, Тартини, Телемана), сог- ласно особому царскому указу, было обязательным для столичного дворянства. После отъезда герцога Голштинского музыканты его капеллы остались в Петербурге и были зачислены в придворный штат.

 

Особое внимание проявлялось к музыке военной. Появляются военные духовые оркестры, в которые входили гобои, трубы, вал- торны, литавры и барабаны. К 1711 г. относится указ об органи- зации духовых оркестров при каждой воинской части. Широкое проникновение в русский быт маршевых ритмов походно - строевой музыки, исполняемой духовыми оркестрами, оказывает воздействие на музыкально-ритмический склад возникающей в этот период по- ходной солдатской песни, а позднее и на другие жанры город- ского фольклора.

 

Выдающееся место принадлежит в это время профессиональной русской хоровой музыке, как церковной, так и светской. В 1713 г. из Москвы в Петербург переводится хор государевых певчих дьяков.

Этот старейший русский профессиональный хор (организованный еще в конце XV в.) значительно увеличивается в своем составе. Помимо мужских голосов, в него вводятся детские голоса, дисканты и альты, позднее этот хор преобразуется в придворную певческую капеллу.

 

Высокого расцвета достигают в первой четверти 18 века новые формы многоголосной церковной музыки: так называемое «партесное пепие», характеризующееся полнозвучностью, эффектностью звучания. Возникшие в 17 в. (сперва на Украине, а затем и в русских городах) богатые и развитые формы партесного пения постепенно вытеснили древнее русское знаменное пение, в основе своей одноголосое.

Новое, партесное пение было связано с развитым многоголосным аккордово-гармоническим складом. Преобладающим было четырехголосное хоровое изложение, но отдельные хоровые композиции создавались и для 8 и 12, даже 24 голосов. Для записи произведений партесной музыки применялась уже не архаическая знаменная (крюковая) нотация, но линейная нотация почти современного типа.

 

С конца 17 и в 18 века большое значение приобретают концерты — особый род торжественных многоголосных композиций, исполнявшихся во время праздничной церковной службы. От обычных партесных песнопений концерты отличались монументальностью формы, мощностью звучания, богатством звуковых средств, а также виртуозным, мастерским изложением сольных партий.Дошедшие до нас от конца 17 и первой четверти 18 века хоровые концерты В. Титова, Н. Калашникова и других мастеров этого величественного концертного хорового стиля свидетельствуют о высоком уровне русского композиторского мастерства.

Свое окончательное завершение этот стиль впоследствии находит в хоровых композициях Д. С. Бортнянского (1751—1825 гг.) и в известной мере в торжественных оперных хорах русских композиторов конца 171 и X1X в.

 

Наряду с многоголосной хоровой музыкой для церкви в первой четверти 18 века широкое развитие получает также светская хоровая музыка — канты панегирического характера. Эти торжественные хоровые песнопения, возникшие на основе нового типа бытовой песенной лирики (канта), исполнялись большими хоровыми коллективами на официальных празднествах по случаю очередных побед русской армии и других событий государственной важности («Кант на заключение Ништадтского мира»). Панегирическим кантам был свойственен блестящий праздничный характер звучания; особенность их мелодики составляло широкое применение фанфарных оборотов.

 

Наряду с приветственными кантами в первой четверти 18 века получает развитие и бытовая песенная лирика. Мелодическая сторона лирических кантов начала 18 века характеризуется задушевностью, непритязательной искренностью, а порой и ясно выраженной связью с мелодическими оборотами народных песен.Широкое распространение получает также новый вид легких любовно-лирических песенок или «арий», исполнявшихся на мелодии модных галантных танцев. О большой популярности их свидетельствуют повести этого времени, герои которых объясняются с дамами посредством арий с довольно неуклюжими, тяжеловесными и витиеватыми стихотворными текстами, исполнявшихся на мелодии менуэтов.

 

«Песню на минувет» (то есть на мелодию менуэта) поет один из героев «Истории об Александре, российском дворянине». Развитие новых форм светской песенной лирики свидетельствует о сдвигах в мировоззрении русских людей в связи с постепенным освобождением от оков религиозного аскетизма, призывавшего к презрению радостей земной жизни.

 

Изменения, происходящие в первой четверти 18 века в различных областях русского музыкального быта, подготовили дальнейшее развитие русской музыкальной культуры и последующее создание национальной русской композиторской школы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: