Анализ нормативно-правовой основы предпринимательской деятельности в Беларусь




 

Источниками регулирования хозяйственной деятельности являются нормативные правовые и иные акты, которые содержат нормы хозяйственного законодательства.

Источник права – это государственная воля, выраженная в акте компетентного государственного органа.

В хозяйственном праве до настоящего времени нет системообразующего акта, а законы хозяйственной сферы и подзаконные акты представляют собой, по существу, неупорядоченный ряд актов, принимаемых различными государственными органами вне всякой системы.

Как и любой отрасли права, систему источников в хозяйственном праве можно условно разделить на общие и специальные [7, с. 16].

В общих источниках наряду с предписаниями, регулирующими хозяйственные отношения, содержатся предписания, обязательные для применения в других сферах отношений (например, Гражданский кодекс регулирует помимо предпринимательской деятельности и отношения, возникающие при дарении, наследовании) [11].

Специальные источники регулируют определенные виды хозяйственных отношений(например, Закон Республики Беларусь от 12.03.1992 N 1512-XII «О ценных бумагах и фондовых биржах», Закон Республики Беларусь от 18.07.2000 N 423-З "Об экономической несостоятельности (банкротстве)»

Основным источником хозяйственного права является Конституция Республики Беларусь. Конституция имеет высшую юридическую силу. Акты хозяйственного законодательства должны издаваться на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь [11].

В случае расхождения закона, декрета, указа, иного нормативного правового акта с Конституцией исполнению подлежат статьи Конституции Республики Беларусь[11].

Для хозяйственного права особое значение имеют те конституционные нормы, которые закрепляют основные принципы хозяйственного права [11].

Далее в иерархической структуре источников хозяйственного права следует назвать декреты и указы Президента Республики Беларусь. В правовом регулировании хозяйственных отношений важную роль играют Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов», Декрет Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 г. № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности», Указ Президента Республики Беларусь от 18.06.2005 г. № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности», Указ Президента Республики Беларусь от 28.06.2007 г. № 302 «Об утверждении Положения о порядке создания индивидуальным предпринимателем частного унитарного предприятия и его деятельности».

 

 

Следующими по юридической силе являются кодексы. Наиболее важным кодифицированным источником хозяйственного законодательства является ГК. ГК следует рассматривать как комплексный нормативный правовой акт, поскольку своим регулированием он охватывает как предпринимательские отношения, так и отношения, направленные на удовлетворение потребительских нужд граждан (домашних, бытовых, семейных). Статьи ГК регулируют не только частно-правовые отношения (т.е. направленные на удовлетворение интересов субъектов хозяйствования, в том числе и индивидуальных предпринимателей), но и отношения публичного характера, основной целью которых является удовлетворение интересов государства. В последнем случае в качестве примера можно привести нормы ГК о национализации, реквизиции, поставках товаров для государственных нужд.

ГК дает понятие предпринимательской деятельности, определяет организационно-правовые формы коммерческих организаций, общие вопросы порядка их создания, реорганизации и ликвидации, закрепляет понятие права собственности, классифицирует хозяйственные договоры [11].

Помимо ГК следует отметить кодексы, которыми регулируются специализированные сферы хозяйственной деятельности: Банковский кодекс Республики Беларусь, Налоговый кодекс Республики Беларусь, Таможенный кодекс Республики Беларусь [11].

Ведущую роль в правовом регулировании хозяйственной деятельности играют законы Республики Беларусь. В (ч. 3 ст. 137) Конституции закреплено правило, в соответствии с которым в случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом [11].

Законы можно классифицировать по критерию «сфера регулируемой хозяйственной деятельности»:

−законы, регулирующие общее состояние определенного вида рынка (например, Закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»);

−законы, устанавливающие правовое положение субъектов, действующих на рынке (например, Закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах»);

− законы, регулирующие отдельные виды хозяйственной деятельности (например, Закон Республики Беларусь «О рекламе», Закон Республики Беларусь «О торговле»);

−законы, определяющие правовой статус субъектов, занимающихся каким-либо видом предпринимательской деятельности (например, Закон Республики Беларусь «О товарных биржах», Закон «О ценных бумагах и фондовых биржах»);

− законы, устанавливающие требования к предпринимательской деятельности (например, Закон Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации») [11].

Большую роль в правовом регулировании хозяйственной деятельности играют подзаконные акты, которые принимаются на основе и во исполнение законов. К подзаконным актам в первую очередь относятся постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам осуществления хозяйственной деятельности. Например, положение о содействии безработным в организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.03.2008 г. № 342, о некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 г. № 252, положение о государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, хранение (как вид предпринимательской деятельности) табачных изделий, оптовую и розничную торговлю ими, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.02.2003 г. № 179, постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.08.1999 г. № 1215
«Об утверждении порядка осуществления на территории Республики Беларусь розничной торговли нефтепродуктами субъектами предпринимательской деятельности».

К подзаконным актам также можно отнести акты республиканских органов государственного управления - Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства иностранных дел Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства юстиции Республики Беларусь. Например, инструкция по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь, утвержденная постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 17.10.2002 г. № 229, инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденная постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.02.2009 г. № 37/18/6, в частности приложение 4, которое гласит «о порядке начисления и отражения амортизационных отчислений при изменении условий функционирования амортизируемого имущества, используемого в предпринимательской деятельности».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: