Русская церковь в XVII в.




Вариант 2

13-16

 

19.1

Мраморный дворец. 1768-1785, СПб., Архитектор Антонио Ринальди. Стиль: ранний классицизм с чертами барокко

19.2

Собо́р Покрова́ Пресвято́й Богоро́дицы, что на Рву (Покро́вский собо́р, собо́р Покрова́ на Рву, разговорное — собо́р Васи́лия Блаже́нного) — православный храм на Красной площади в Москве, памятник русской архитектуры. Строительство собора велось с 1555 по 1561 год, архитектором храма был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма. Однако эта информация в нескольких источниках ставится под сомнение. 1 октября 1554 года по повелению Иоанна Грозного в честь Казанской победы был освящён деревянный храм Покрова.

19.3

Церковь Вознесения Господня в Коломенском — православный храм Даниловского благочиния Московской епархии, первая каменная шатровая церковь в России, построенная итальянским архитектором Петром Францизском Анибале. Церковь возведена в 1528-1532 годах. Легенда связывает строительство храма с рождением у Василия III долгожданного наследника - Ивана Грозного. Из неё известно лишь то, что храм каким-то образом был связан с рождением наследника, но возвести сооружение столь сложных конструкций и большого объёма за два года, прошедшие с сентября 1530 г. по август 1532 г. теоретически не могли. По гипотезе С. А. Гаврилова, церковь была заложена на два года раньше рождения Ивана Васильевича и потому не могла быть обетной.

19.4

Старое здание Московской городской думы — монументальное здание теремного типа в псевдорусском стиле, которое определяет облик площади Революции в центре Москвы. Выстроено в 1890—1892 годах по инициативе городского головы Н. А. Алексеева. арх. Д.Н. Чичагов

23-24. Прочитайте текст и ответьте на 23-24 вопросы варианта 2

Алексей Михайлович (1645-1676) получил престол после смерти отца в 16 лет. Он получил прозвище «Тишайший» за свое стремление как можно меньше вмешиваться в государственные дела, передавая их решение своим приближенным. В разное время его правления такими доверенными людьми были: Б.И. Морозов, А.Л. Ордин-Нашокин, патриарх Никон. Алексей Михайлович был начитанным, хорошо образованным, отличался крепким здоровьем и веселым нравом. Был хорошим семьянином и веролюбивым. Очень любил праздничные ритуалы и торжественные выезды. Любил охоту и разбирался в ней. Был автором «Урядника сокольничья пути» - пособия по соколиной охоте, переведенного в XVII веке на все европейские языки.

В правление Алексея Михайловича продолжаются изменения в системе управления, направленные на усиление самодержавной власти царя. Меняется статус Боярской Думы – в ее состав начинают входить не только бояре, но и думные дворяне и дьяки. Это приводит к увеличению состава Боярской Думы - ее численность увеличилась с 35 до 94 человек. Выделяется Ближняя дума, в которую входят родственники Алексея Михайловича бояре Романовы, Шеины, Черкасские) – именно в Ближней Думе принимаются все важные решения. С ограничением Боярской Думы возрастает роль Приказов. Их число также увеличивается к концу XVII века до 50. При этом функции приказов дублируются. Получает распространение практика подчинения нескольких приказов одному человеку. В разное время такими людьми были Б.И. Морозов, И.Д. Милославский – все родственники царя. Важнейшими приказами были: Поместный, Посольский, Разрядный, Большой казны. По инициативе Алексея Михайловича создается Приказ Тайных дел, подчинявшийся лично царю и контролировавший работу всех органов управления.

Судебник Ивана IV 1550 г. устарел. Требовался новый свод законов. Под нажимом дворянства, в условиях социального кризиса, вызванного городскими восстаниями середины XVII века, на Земском Соборе 1649 года, было принято Соборное Уложение 1649. Оно состояло из 25 глав, первые три были посвящены наказаниям за преступления против церкви, государства и царя. Уложение 1649 года окончательно закрепляет систему крепостного права (но прикрепление крестьян к личности владельца произойдет лишь в XVIII веке):

  • окончательно отменены урочные лета,
  • водился бессрочный сыск беглых крестьян за счет государства,
  • отменялись тарханы (право церкви не платить налог в данный календарный год),
  • для управления вотчинами монастырей был создан Монастырский приказ.

При Алексее Михайловиче усиление самодержавной власти царя и переход к абсолютной монархии проявился в прекращении созывов Земских соборов. Последний Земский собор был созван в 1653 году – на нем принимали решение о воссоединении Украины с Россией.

В 1648-1654 гг. была проведена Военная реформа. Были увеличены стрелецкие части, а также организованы «полки нового строя»: солдатские, драгунские, рейтарские, офицерские должности в которых занимали иностранцы.

В экономике, при Алексее Михайловиче начали проводить Политику Меркантилизма (от англ. «купец») – экономическую политику, основанную на принципе «Меньше покупать, больше вывозить». Развивать собственное ремесленное и мануфактурное производство.

В результате развития ремесла в 30-е гг. XVII в. стали возникать мануфактуры – крупные предприятия, основанные на ручной технике, разделении труда и специализации производства. В 1632 г. голландец Андрей Винниус при поддержке государства организовал Тульскую железоделательную мануфактуру. Затем стали появляться мануфактуры и в других отраслях – например, при патриаршем дворе, по инициативе патриарха Никона была организованна первая бумагоделательная мануфактура. На мануфактурах работали крепостные и наемные люди из числа «гулящих» - лично свободных. Государство содействовало владельцам мануфактур в закрепощении работников мануфактур.

В связи с ростом городов и мануфактурного производства, расширилась и внутренняя торговля. Стали развиваться ярмарки – крупные, периодически организованные торги. В XVII в. наиболее крупными были три: Макарьевская на верхней Волге, Ирбитская в Зауралье, Тихвинская под Новгородом.

Политика меркантилизма выразилась в ряде указов:

1647 г. – были установлены высокие ввозные пошлины;

1653 г. – Торговый устав, по которому множество торговых пошлин было заменено единым сбором – «десять денег с рубля». Были запрещены «проезжие деньги», взимаемые местными феодалами за провоз товаров через их земли.

1667 г.- Новоторговый устав. Автором его стал А.Л. Ордин-Нащокин. Новоторговый устав регулировал иностранную торговлю, сбор торговых пошлин изымался из ведения воевод на местах и передавался приказным чиновникам. Иностранцы могли торговать только в приграничных городах и только в период ярмарок. Таким образом, создавались условия для поддержки российских купцов.

Ярким представителем официальной публицистики был монах Симеон Полоцкий. В 1661г. он приехал в Москву, где стал учителем при царских детях. Полоцкий был первым придворным поэтом, сочинявшим сатирические стихи, религиозные сочинения и сочинения моралистического характера. Они составили два больших сборника: «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный». Учениками Полоцкого были Сильвестр Медведев и Карион Истомин.

Предметом острых дискуссий и борьбы в общественно-политической мысли XVII века был вопрос о путях развития русского государства. Значительное распространение получили идеи расширения связей с иностранными государствами, что должно стать средством преодоления культурной отсталости России. Эти взгляды нашли отражение в сочинениях Ивана Хворостинина и подьячего Посольского приказа Григория Катошихина, который в 1664 бежал в Швецию и составил там свое знаменитое «Описание Московского государства». За приобщение России к европейской культуре выступал в своих произведениях публицист и воспитатель детей Алексея Михайловича Юрий Крижанич. Противниками Запада выступали члены кружка ревнителей древнего благочестия Степан Вонифатьев, протопоп Аввакум.

До XVII в. на Руси не было театра, его заменяли народные празднества и обряды с участием ряженых, где участвовали скоморохи – плясуны, акробаты, музыканты, канатоходцы, кукольники. В России театр появился в XVII в. как придворный и школьный театр, возникновение которого было связано с интересом придворной знати к западной культуре. Такой театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление было повещено истории библейской Эсфири и состоялось 10 октября 1672г. и так понравилось царю, что он смотрел его 10 часов подряд. Первые спектакли ставил пастор Грегори из Немецкой слободы, актерами тоже были иностранцы. После смерти Алексея Михайловича театр был закрыт, и представления возобновились только при Петре I.

Социальные конфликты XVIIвека. XVII век вошел в историю как "век бунташный"

В XVII веке произошло немало социальных конфликтов. Их можно разделить на две группы:

1.- социальные конфликты периода Смутного времени: восстание Хлопка Косолапа (1603-1605); восстание Ивана Болотникова (1606-1607);

2. – социальные конфликты, связанные с развитием системы крепостного права, ликвидацией последствий Смуты и началом правления новой династии Романовых.

Ответом на закрепоснительную политику правительства было бегство крестьян на окраины России, на засечные линии (Дон, Яик, Нижнее Поволжье, Урал, Сибирь). В сер. XVII века казна наиболее остро начала испытывать потребность в деньгах? как на содержание разраставшегося аппарата власти, так и в связи с активной внешней политикой (войны со Швецией и Речью Посполитой). Деньги возможно было получить лишь путем увеличения прямых или косвенных налогов. Правительство Алексея Михайловича увеличило косвенные налоги, подняв в 1746г. цены на соль в 4 раза. Эта мера не привела к увеличению бюджета, и т.к. платежеспособность населения падала. Налог на соль был отменен в 1647г. Было решено взыскать недоимки за три последних года. Жители "белых слобод" не несли государственного тягла, и все бремя налогов легло на плечи "черных слобод", что вылилось в открытое недовольство горожан в 1648г. Алексею Михайловичу, возвращавшемуся с богомолья, была подана челобитная от московского населения, с требованием наказать некоторых представителей администрации. Горожане начали громить боярские дворы. Царь вынужден был выслать Б.И. Морозова, возглавлявшего правительство. Это восстание в Москве получило название "Соляного бунта". За период с 1630 по 1650 гг. восстания прошли в 30 русских городах (Великом Устюге, Воронеже, Курске, Владимире, Пскове, Сибири).

Медный бунт. Изнурительные войны середины XVII века, моровое поветрие 1654-1655гг, привели к финансовому кризису. С целью его ликвидации правительство взамен серебряной монеты по той же цене стало чеканить медную в 1654 г. За 8 лет медных денег (в том числе и фальшивых) было выпущено так много, что они обесценились. Правительство собирало налоги серебряной монетой, что также усиливало инфляцию. В 1662 г в Москве произошел так называемый Медный бунт, вызванный затянувшейся русско-польской войной и финансовым кризисом. Денежная реформа (чеканка обесцененных медных денег) привела к резкому падению курса рубля, что, прежде всего, отразилось на получавших денежное жалование солдатах и стрельцах, а также ремесленниках и мелких торговцев. 25 июля по городу были разбросаны "воровские письма" с воззванием к выступлению. Возбуждённая толпа двинулась искать справедливость в Коломенское, где находился царь. В самой Москве восставшие громили бояр и богатых купцов. Летом 1662 москвичи, разгромив дворы богатых бояр, двинулись к царской резиденции с Коломенское. Пока царь вел переговоры с восставшими, боярин Хованский со стрелецким войском тайно прибыл в Коломенское и разгромил восставших. Несмотря на кровавую расправу над восставшими, правительство вынуждено было принять меры - была прекращена чеканка медных денег, которые вновь заменялись серебряными. Пока царь уговаривал толпу, а бояре отсиживались в дальних покоях царского дворца, к Коломенскому подошли верные правительству стрелецкие и " иноземного строя" полки. В результате жестокой расправы погибло несколько сотен человек, а 18 публично повешены.

Поход Василия Уса (1666). В 1658-1660 гг. турки блокировали выход в Азовское и Черное море, соорудив две башни, соединенными цепями через реку. Объектом нападения казаков все чаще становилось азовское побережье. В 1666г. отряд под предводительством атамана В. Уса предпринял поход с Дона через Воронеж на Тулу. Казаки, желая на военной службе средства к существованию, шли в Москву, чтобы предложить свои услуги в связи с войной России с Польшей. В ходе продвижения к Москве в отряд вливались беглые крестьяне и жители посада, так, что на подходе к Москве отряд насчитывал 3 тыс. человек и составлял значительную социальную силу. Это вынудило правительственные войска заставить армию В. Уса отойти на Дон. Впоследствии части армии Уса вошли в армию Разина. Т.О. Поход В. Уса стал преддверием более крупного социального конфликта, каким стала Крестьянская война 1670-1671 гг. Кульминацией народных выступлений в 17 в. стало восстание казаков и крестьян под предводительством С.Т. Разина. Движение это зародилось в станицах донского казачества. Донская вольница всегда привлекала беглых из южных и центральных областей Российского государства. Здесь они были защищены действием неписаного закона - "с Дона выдачи нет". Правительство, нуждаясь в услугах казаков для обороны южных границ, платило им жалованье и мирилось с существовавшим там самоуправлением. Степан Тимофеевич Разин, уроженец станицы Зимовейской, принадлежал к домовитому казачеству, пользовался большим авторитетом. В 1667г. он возглавил отряд в тысячу человек, который отправился в поход "за зипунами" (на Волгу, а затем на р. Яик, где с боем занял Яицкий городок.). Летом 1668 г. почти 2000-ое разинское войско успешно действовало во владениях Персии на Каспийском побережье. Захваченные ценности разницы обменивали на русских пленных, которые пополняли их ряды. Летом 1669г. казаки разгромили у Свиного острова (южнее Баку) флот, снаряженный против них персидским шахом. Это сильно осложнило русско-иранские отношения и обострило позицию правительства по отношению к казакам. В нач. окт. 1669г. Разин через Астрахань вернулся на Дон. Он занялся подготовкой нового похода. Идеологическую основу нового похода составило требование "доброго царя", который сможет покарать "изменников бояр". Т.О. очередной поход казаков по Волге на Север стал началом крестьянской смуты. Военным ядром движения оставались казаки, а с притоком в ряды восставших огромного числа беглых крестьян, и народов Поволжья социальная направленность движения резко изменилась. В мае 1670г. 7000-ый отряд Разина захватил Царицын, разгромил посланные из Москвы отряды стрельцов. Утвердив в Царицыне и Астрахани казачье управление, Разин двинулся на Север - Саратов и Самара добровольно перешли на его сторону. Разин обратился к населению с "прелестными письмами", в которых призывал примкнуть к восстанию и оказывать сопротивление и казнить служилое население и бояр. Восстание охватило огромную территорию, на которой действовали многочисленные отряды во главе с атаманом М. Осиповым, М. Харитоновым, М. Федоровым, монахиней Аленой и др. В сент. 1670г. войско Разина подступило к Симбирску и месяц упорно осаждало его. Правительство объявило мобилизацию - в авг. 1670г. 60000-ое войско направилось в среднее Поволжье. В нач. октября Правительственный отряд под началом Юрия Боратынского нанес поражение основным силам Разина и присоединился к Симбирскому гарнизону под началом воеводы Ивана Милославского. Разин с небольшим отрядом ушел на Дон, где надеялся набрать новое войско, но был предан верхушкой казачества и выдан правительству. В июне 1671г. он был доставлен в Москву и казнен на Красной площади. В ноябре 1671г. пала Астрахань - последний оплот восставших. После крестьянской войны правительство принудило казаков Дона принять присягу, что они не будут давать приют царским преступникам, а в 1676г. они впервые принесли общую для всех подданных присягу на верность царю. Правительство после крестьянской войны стало искать пути укрепления существующего строя. Была усилена власть воевод на местах, произведена реформа податной системы (с 1679г. перешли к подворному обложению).

Соловецкое восстание 1668-1676 - является примером перерастания религиозной борьбы в социальную. Причиной его стал категоричный отказ монахов Соловецкого монастыря принять исправленные богослужебные книги. Правительство решило укротить монахов, подвергнув их осаде. Благодаря крепостной архитектуре монастыря и значительным запасам воды и пищи, осада растянулась на несколько лет. В ряды восставших влились разницы, сосланные на Соловки. Только в результате предательства монастырь был захвачен, из 500 его защитников в живых осталось лишь 60.

Т.О., социальные волнения XVII века привели правительство к осознанию необходимости проведения структурных перемен в России.

Русская церковь в XVII в.

Изменения в социально-экономическом и политическом развитии России второй половины XVII в. захватили и русскую церковь. Накопление практических знаний вело к ослаблению религиозного мировоззрения. Церковная реформа диктовалась необходимостью укрепить дисциплину, порядок, нравственные устои духовенства. Расширение связей с Украиной и греческим Востоком требовало введения одинаковой церковной обрядности во всём православном мире. Распространение книгопечатания открывало возможность унификации церковных книг.

В к.40 -х г. 17 в. в Москве сложился Кружок ревнителей древнего благочестия. В него вошли видные церковные деятели: царский духовник Стефан Вонифатьев, настоятель Казанского собора на Красной площади Иоанн, царский постельничий Федор Ртищев, выдающиеся деятели церкви нижегородцы Никон и Аввакум и др.

Сын мордовского крестьянина Никон (в миру Никита Минов) сделал выдающуюся карьеру. Приняв монашеский постриг на Соловецких островах, Никон вскоре стал игуменом (главой) Кожеозёрского монастыря (район Каргополя). Никона связывали знакомство и дружба с царём Алексеем Михайловичем, чьей поддержкой он долго пользовался. Никон становится архимандритом московского Новоспасского монастыря - родовой усыпальницы Романовых. После короткого пребывания митрополитом Новгородским как раз во время новгородского восстания 1650 г. Никон в 1652 г. избирается московским патриархом. Стремясь превратить русскую церковь в центр мирового православия, властный и крутой патриарх Никон начал реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. За образец были взяты греческие правила и обряды.

Раскол. Реформы, проводившиеся в условиях массового народного недовольства, вызвали протест со стороны части бояр и иерархов церкви, которые боялись, что перемены в церкви подорвут её авторитет в народе. Произошёл раскол в русской церкви. Приверженцы старых порядков - старообрядцы - отказывались признать реформу Никона и выступали за возврат к дореформенным порядкам.

Официально термин "старообрядцы" стал использоваться с 1906 г. К употребляемому иногда термину "раскольники" сами старообрядцы относятся весьма отрицательно. Они нередко называют себя приверженцами истинной веры и считают себя православными. Реформы, осуществлявшиеся патриархом Никоном, заключались в изменении некоторых церковных обрядов и в исправлении текстов богослужебных книг с тем, чтобы русскую богослужебную практику привести в полное соответствие с греческой. Патриарх Никон и его сторонники считали, что различия между двумя православными церквями (русской и греческой) растлевают веру, и в 1653 г. перед началом Великого поста Никон объявил об отмене двуперстного крестного знамения (которое предписывалось постановлением Стоглавого собора 1551) и о введении трехперстного знамения (как у греков). Церковный собор 1654 принял решение о необходимости приведения текстов богослужебных книг в полное соответствие с древними славянскими и греческими рукописными книгами. Возмущение части духовенства и мирян вызвал не сам факт исправления текстов (поскольку некоторые поправки делались и раньше), а то, что тексты вопреки постановлению Собора 1654, исправлялись по нотопечатным киевским и греческим книгам. Последние же были изданы в основном в Венеции и других латинских городах (порабощённые турками греки своих типографий не имели), и их западное происхождение вызывало подозрение в том, что католики внесли в книги свои "ереси". Из-за того, что часть духовенства и верующих отказались принять нововведения, предложенные Никоном. На Московском соборе 1666-1667 гг. противники реформ Никона были преданы анафеме (прокляты). Противники Никона считали, что после насильственного проведения реформ официальное православие перестало существовать, и стали называть государственную церковь "никонианством". Поскольку реформы касались лишь обрядов и исправления неточностей перевода богослужебных книг, то догматических различий между старообрядством и Русской православной церковью почти нет. Различия в обрядности тоже не особенно существенны. Старообрядцы сохранили двуперстное крестное знамение. Крест они признают только восьмиконечный, в то время как у православных используется в качестве символа восьми-, шести-, и четырёхконечный крест. Старообрядцы употребляют на литургии семь просфор, православные - пять. Старообрядцы отпускают во время богослужений только земные поклоны, тогда как у православных после реформ стали допускаться и земные, и поясные поклоны. Во время совершения церковных обрядов старообрядцы ходят по солнцу, у православных же движение по солнцу было заменено движением против солнца. Старообрядцы произносят "аллилуйя" (хвалите Господа) два раза в конце молитвы, православные - три. Старообрядцы усмотрели отступление от истинной веры и во внесённых в богослужебные книги изменениях. Эти отличия носят в основном чисто орфографический характер. Старообрядцы отмечают в основном те же церковные праздники, что и православные. Для старообрядцев весьма характерны глубина веры, большая религиозность, преданность старым заветам.

В старообрядчество оказались вовлечены многие горожане, крестьяне, стрельцы, связывавшие ухудшение своего положения с реформой церкви. Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс. Тысячи крестьян и жителей посада, увлечённые страстными проповедями "расколоучителей", бежали на Поморский Север, в Заволжье, на Урал, в Сибирь, где основывали старообрядческие поселения. Наиболее сильно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании 1668-1676 гг. Сюда, в далёкую обитель с мощными стенами и значительным запасом продовольствия, стекались противники реформ. В 1676 г. предатель через тайный лаз впустил царские войска в монастырь. Из 600 защитников крепости в живых остались только 50. Предводители старообрядчества протопоп Аввакум и его единомышленники были сосланы в Пустозёрск в низовья Печёры и провели 14 лет в земляной тюрьме, после чего были сожжены заживо. С тех пор старообрядцы часто подвергали себя " огненному крещению" - самосожжению в ответ на приход в мир " Никона - Антихриста". Трагической стала и судьба главного врага старообрядцев патриарха Никона. Добившись титула " Великого государя", святейший патриарх явно переоценил свои силы. В 1658 г. он демонстративно покинул столицу, заявив, что не хочет быть патриархом в Москве, а останется патриархом Руси. Никон требовал подчинения ему светской власти. Алексей Михайлович ответил тем, что способствовал смещению Никона с патриаршества. В 1666г. церковный Собор с участием александрийского и антиохийского патриархов, которые имели полномочия от двух других православных патриархов - константинопольского и иерусалимского, сместил Никона с поста патриарха. Местом его ссылки стал знаменитый Ферапонтов монастырь под Вологдой. Уже после смерти Алексея Михайловича Никон возвратился из ссылки и умер (1681) неподалёку от Ярославля. Он похоронен в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре под Москвой (г. Истра), который сам и построил. Раскол вызвал появление старообрядчества, которое преследовалось как церковными, так и государственными властями.

Если оживление публицистики в первой четверти XVII века было связано с потрясениями смутного времени, то в 20-егг. XVII века появляются произведения духовных и светских авторов, посвященные объяснению и анализу бурных событий окончания смуты: «Сказание» келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына, «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Словеса» князя Ивана Андреевича Хворостинина, «Повесть» князя Ивана Катырева-Ростовского. Главную причину обрушившихся на страну бедствий они видели в пресечении династии Рюриковичей и ослаблении гос. власти.

После Смуты и утверждения новой династии Романовых, появляется новая политическая теория, которая должна была лечь в основу нового государственного устройства. Новый этап развития русской публицистики отличается аналитическим характером произведений и ориентирован на дворянско-боярскую служилую аристократию. Все публицистические произведения сер. XVII века направлены на поддержание авторитета новой власти. Это проявляется в отборе фактов и манере их объяснения. Наиболее ярким произведением этого периода является «Временник» Ивана Тимофеева (20-е гг. XVII в). Цель его сочинения – поднять престиж государственной власти. Тимофеев анализирует Смуту и решает вопрос о роли и месте различных сословий в государственном устройстве. Он признает божественную сущность царской власти, не считает это основой неограниченной монархии. В качестве основной причины смуты выделяет то факт, что верховная представительная власть начина с Ивана Ш превышала отведенные ей Богом полномочия. Единственным препятствием для усиления царской власти и благом для народа Тимофеев считал местничество. Ограничение этого исторически сложившегося принципа – грех для царя. Он упрекал знать в сословном молчании и признает ее право на сопротивление царской власти, но только для представителей аристократии. Взгляды Тимофеева не получили государственной поддержки.

Более близкой к официальной идеологии была точка зрения Авраамия Палицына. Он после окончания гос. службы удалился от дел в Соловецкий монастырь, где написал свое «Сказание». Палицын ничего не говорит о праве бояр вмешиваться в дела высшей власти. Он говорит о царской власти как о власти неограниченного характера. Для обоснования своей точки зрения указывает на то, что новая династия была изначально выбрана: «Михаил Романов был избран Богом, а затем всем миром». Для Палицына ближе идеал сословно-представительной монархии. В своем произведении он впервые ставит вопрос: что выше, общенациональные интересы или сословные и приходит к мнению, что ради национальных интересов сословия должны поступиться своими привилегиями.

Крупным историческим произведение был написанный по заказу патриарха Филарета «Новый летописец» (1630), который официально обосновывал права Романовых на Российский престол.

В конце 50-хгг. XVII века создание официальной истории поручается специальному учреждению – Записному приказу, задачей которого было продолжение «Степенной книги». После закрытия приказа частично эту задачу выполнял дьяк Федор Грибоедов в своей «Истории».

В 70-хгг. Появляется первая печатная историческая книга – сочинения киевского монаха Иннокентия Гизеля «Синопсис» (описание) – первое доступное многим описание русской истории с древнейших времен. В ней делается упор на закономерность воссоединения Украины с Россией. В 90-х гг. появляются светские произведения, основанные на систематизированном историческом материале («Скифская история» Андрея Лызлова, «История Сибирская» Степана Ремезова).

Ярким представителем официальной публицистики был монах Симеон Полоцкий (Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович). В 1661г. он приехал в Москву, где стал учителем при царских детях. Полоцкий был первым придворным поэтом, сочинявшим сатирические стихи, религиозные сочинения и сочинения моралистического характера. Они составили два больших сборника: «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный». Учениками Полоцкого были Сильвестр Медведев и Карион Истомин.

Предметом острых дискуссий и борьбы в общественно-политической мысли XVII века был вопрос о путях развития русской культуры. Значительное распространение получили идеи расширения связей с иностранными государствами, что должно стать средством преодоления культурной отсталости России. Эти взгляды нашли отражение в сочинениях Ивана Хворостинина и подьячего Посольского приказа Григория Катошихина, который в 1664 бежал в Швецию и составил там свое знаменитое «Описание Московского государства». За приобщение России к европейской культуре выступал в своих произведениях публицист и воспитатель детей Алексея Михайловича Юрий Крижанич. Противниками Запада выступали члены кружка ревнителей древнего благочестия Степан Вонифатьев, протопоп Аввакум.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: