Сочинение ЕГЭ по тексту Битова А.Г. «Впервые в жизни я поймал себя на том, что мне радостно слышать чужую речь...» Проблема отношения к неродному языку




Писатель А.Г. Битов поднимает проблему отношения к неродному языку. Сначала он сравнивает, на что способен родной язык и иностранный, что может выразить человек на родном языке и на неродном. Каждый на своём языке может выразить разнообразные оттенки чувств. А иностранным человек пользуется только для элементарного взаимопонимания. Затем А.Г. Битов рассказывает о своём отношении к чужой речи. Впервые в жизни он заметил, что испытывает радость, когда слышит армянские слова. Автор анализирует произношение слов с одинаковым значением и признаётся, что и то и другое звучит красиво.
Он услышал особые тонкости произношения слов в армянском языке – «соединение жёсткого, сухого, прокатистого и удивительно мягкого». Отношение А. Битова к неродному языку выражено в предложениях 19, 26 и 36. Так, сравнивая слова из разных языков, А.Г.Битов почувствовал, как ещё больше он начал любить оба языка. С точкой зрения автора я, пожалуй, соглашусь. Любовь к неродному языку, действительно, может возникнуть, когда начинаешь сравнивать их особенности с родным языком. Ведь в каждом языке можно найти свои прелести в фонетике или лексике, в грамматике или орфоэпии. Хотя нередко в школьной жизни изучение иностранных языков не приносит радости человеку.
О том, как зарождается уважение к неродному языку, рассказал киргизский писатель Ч.Айтматов в книге «Заметки о себе». Он вспоминает случай, который произошёл с ним в детстве. Для табуна, который пасли в горах, колхоз приобрел донского жеребца. Но он вскоре умер. Приехавший русский человек не знал киргизского языка, а табунщики не знали русского. Решили, что переводчиком будет Чингиз. Он застеснялся и убежал. Всегда ласковая бабушка нахмурилась и спросила внука: «Ты что, стыдишься говорить по-русски или ты стыдишься своего языка?» Оказалось, что конь съел ядовитую траву. Приезжий похвалил мальчика, а табунщики угостили его. Ч.Айтматов навсегда запомнил это событие, потому что он сумел перевести на неродной язык очень важные сведения. Бабушкины слова навсегда остались в памяти Ч.Айтматова. Об уважительном отношении к неродному языку – русскому – писал в своих воспоминаниях балкарский поэт ХХ века К.Кулиев. Он любил русский язык, восхищался им и продолжал его изучать. Такое отношение не мешало К.Кулиеву любить родную речь - «язык матери». Образцом отношения к неродному языку являются размышления писателя А.Г.Битова. С ним солидарны писатели Ч.Айтматов и К.Кулиев, которые считали, что все языки заслуживают уважения. Уважение к языку означает уважение к народу.

Сочинение ЕГЭ по тексту Чуковского К.И. «Наш язык до сих пор ощущается многими как некая слепая стихия, которой невозможно…» Проблема отношения к родному языку

Писатель ХХ века К.И.Чуковский поднимает проблему отношения к родному языку. Вначале автор анализирует высказывания учёных о том, может ли отдельный человек влиять на сохранение его чистоты. «Философия бездействия» К.Чуковского не устраивает, и он задаёт вопрос о том, как противостоять негативным явлениям, которые происходят в этой сфере. Что же делать? К.Чуковский пишет о том, что на жизнь языка влияют радио, кино, телевидение. Ещё он предлагает повышать самому человеку свою общую культуру, в том числе и культуру речи. Авторская позиция такова: он озабочен серьёзнейшей проблемой – как не только специалисты, но и все остальные люди относятся к родному языку. В начале рассуждений автор использует лексику, которая выражает пессимизм в решении этой проблемы – «слепая стихия», «безрадостном и безнадёжном афоризме».

В противовес мнениям крупнейших учёных, писатель считает, что и все вместе, и каждый в отдельности человек в состоянии решать судьбу родного языка. Я согласна с мнением автора о том, судьба языка зависит не только от учёных-языковедов, педагогов, работников культуры, но и от каждой конкретной личности. Чтобы сохранить чистоту языка, необходимо в школьные годы много трудиться над развитием своей речи, читать словари, классическую литературу, избегать употребления некультурных слов. Наверное, никто не захочет быть таким, как главный герой комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» Митрофанушка Простаков, который не умел различать части речи. Он объяснял, что слово «дверь» относится к имени прилагательному, так как она «приложена к своему месту». А вот в чулане дверь ещё не навешена, поэтому она «покамест существительна».
Борется за чистоту национального языка главный герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Александр Андреевич Чацкий. Известно, что в первой четверти ХIХ века русское дворянство проявляло интерес к французскому языку, а к родному относилось с презрением. А.А.Чацкого беспокоила судьба национального языка. В одном из монологов он рассуждает о французе, приехавшем в Москву, который не услышал ни одного русского слова. Чацкий хочет, чтобы исчез дух этого бездумного, «…слепого подражанья». Его волнует «смешенье языков, французского с нижегородским». Дворянин Чацкий обладает культурной речью, знанием родного языка. Ему знакома и народная речь. Он использует и пословицы, и литературные выражения. Жизнь родного языка зависит от малейших стараний каждого человека, от его усилий сделать свою речь культурной, выразительной, от стремления обогащать запас слов, развивать грамматические умения, знать и применять орфоэпические нормы.

Сочинение ЕГЭ по тексту Горького М. «Василий Рыбаков, угрюмый парень, силач, любивший…» Вопрос о роли чтения в жизни человека

В центре внимания известного русского писателя ХХ века М. Горького находится вопрос о роли чтения в жизни человека. Этот вечный вопрос писатель раскрывает на примере рабочего человека, который научился читать, и на личном примере. Алексей Пешков научил Василия Рыбакова усваивать «посредством маленьких чёрных знаков» «тайну чужой мысли и речи, чужой души». Писатель считает, что через чтение объединяются два духовных мира: пишущего и читающего, углубляется познание смысла жизни. Книги помогли ему понять, «как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему». Благодаря книгам он научился быть внимательным к человеку, стал уважать его труд, стал понимать и любить беспокойную душу народа. Я считаю, что мысли автора, без всякого сомнения, до сих пор актуальны. Через чтение проходят все люди. Роль этой человеческой деятельности всегда значительна. Просто всегда удивляет особенность поведения людей прошлых веков, которые не умели читать.
Известна кладезь народной мудрости о роли книги и чтения в жизни человека, например: «Испокон века книга растит человека». Это значит — чтение развивает ум, помогает разбираться в окружающем мире, воспитывает, формирует личность. В одном из фрагментов книги «Магазин ненаглядных пособий» А. Лиханова рассказывается о том, каким было чтение будущего первоклассника. Очень своеобразно происходило у этого человечка под влиянием бабушки познание слов через чтение вывесок на магазинах и организациях, например, «Гортоп», «Райфо», «Райплан», «Районо». Бабушка объясняла внуку земной смысл прочитанных им слов, но слово «рай» он воспринимал буквально. Интересное содержание мальчик почувствовал в прочитанной вывеске «Магазин наглядных пособий». Он упорно повторял вместо слова «наглядных» «ненаглядных», и бабушка его не могла переубедить. Таким образом, будучи малышом, ребенок уже вырабатывал с помощью чтения свой вкус, собственное мнение, собственное мировоззрение.
Итак, чтение имеет большое значение для человека любого возраста. Жизнь каждого поколения нельзя представить без чтения. И сейчас чтение играет свою непреходящую роль. Чтение помогает человеку познавать окружающий мир и свой внутренний, развивает интеллект, побуждает его к глубочайшим размышлениям. «Духовная пища» человеку тоже необходима. Чтение прибавляет ему мудрости, оно учит мыслить и чувствовать, нравственно прозревать. Оно учит ум и воспитывает сердце. Быть читателем полезно!

 

Сочинение ЕГЭ по тексту Цветаевой М. И. «Скамейка. На скамейке – Татьяна. Потом приходит Онегин, но не садится…» Проблема влияния литературы на человека

Поэтесса М. Цветаева размышляет о том, как она относилась к творчеству Пушкина и как оно на нее повлияло. Эта проблема влияния литературного произведения на человека по-прежнему остается актуальной. Текст представляет собой впечатления поэтессы от сцены из «Евгения Онегина». Она знала уже с 6 лет о том, что Татьяна сидела на скамейке, а, увидев Онегина, встала.
Пришедший Онегин долго разговаривал с ней. Она замерла, как изваяние, как статуя. Значит, она даже не в состоянии выразить эмоции. О своем детском понимании любви автор пишет с упоминанием разных небольших, но значительных для нее деталей с использованием такого выразительного средства, как сравнительный оборот — «застыла статуей». Ей понравились оба героя, и это очень удивило её мать. Девочка даже не обратила внимания на мандарины. Она полюбила в этой сцене любовь двух людей, которые, стоя друг против друга, обсуждали любовное письмо-признание. Впоследствии для М. Цветаевой в любви стали главным не поцелуи. А любовь понималась чаще всего как расставание, без взаимности. И когда в её взрослой жизни происходили расставания, она не только не протягивала руки с просьбой не покидать её, а даже не оборачивала головы так же, как любимая пушкинская героиня. Такое чувство гордой женщины воспитал в ней Пушкин.

В конце поэтесса, используя экспрессивные назывные предложения и их повтор, усиливает наши чувства по поводу того, какой урок она получила от этой любовной сцены. Провинциальная девушка-дворянка преподнесла нам урок смелости, гордости. Она выбрала такую судьбу временного одиночества, а потом, выйдя замуж, — верности. Авторское отношение к эпизодам любимого произведения любимого поэта очень проникновенное и глубокое. Оно удивительно тем, что все это происходило ещё в глубоком детстве. И поэтесса это чувство пронесла через всю жизнь, потому что Татьяна стала для нее образцом женской гордости, женского достоинства. Меня удивил такой взгляд на книгу. Это искреннее признание женщины, на поведение которой оказал огромное влияние пушкинский «Евгений Онегин». В дополнение я могу привести пример из своей жизни, когда я читала повесть «Капитанская дочка». Меня изумило знакомство Маши Мироновой и Петра Гринёва, их нежные отношения и стремление оградить друг другу от опасностей. Так хотелось, чтобы такая же крепкая любовь была и в моей жизни. Итак, влияние литературы на человека безгранично. Конечно, у каждого читателя это свой процесс. Всё зависит от его художественного вкуса, от жизненных установок.

 

Сочинение ЕГЭ по тексту Быкова В. В. «Обычно он появлялся тут на закате солнца, когда спадала дневная…» Роль слова в жизни человека

Писатель ХХ века В.Быков рассматривает вопрос о роли слова в жизни человека. Он рассказывает о старике Петровиче, который всё время до сих пор ждёт с войны сыновей. Каждый раз на закате дня старик около реки разжигает костёр, потому что он должен был, как немцы уйдут, предупредить об этом - разжечь костёр. Один из молодых рыбаков Коломиец посмеялся над состоянием старика, рассказал ему всю правду. Другой парень сказал другу, что тот поступил неправильно, ведь его слова убьют старика, потому что лишают его надежды. Авторская позиция выражена в споре двух молодых людей. Писатель на стороне Юры, который возмутился поступком товарища и сказал ему: «неужели лучше не ждать», «эх, ты». Юноша понял, что старый и больной человек этого не вынесет. Я согласна с мыслями автора о том, что одно неверно сказанное слово может ранить человека, лишить человека веры и надежды и даже убить его.
Известна мудрая народная пословица: «Слово не стрела, а хуже стрелы разит». Поэт Вадим Шефнер в стихотворении «Слова» пишет: Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. В качестве читательского примера могу привести случай из жизни главного героя «Повести о настоящем человеке» Алексея Мересьева. Потерявший ноги и приехавший лечиться, лётчик решил погулять по Москве. Мересьев сел отдохнуть, потому что на протезах идти было тяжело. Недалеко играли мальчики. Вдруг один из них побежал, споткнулся о ноги лётчика и снова убежал в свою компанию. Ребята о чём-то долго говорили. Алексей Мересьев услышал, как они спорили о том, что ноги у него деревянные. Лётчик почувствовал, как его «точно в сердце укололи». Один из них спросил об этом летчика и произнёс слово «инвалид», а потом заметил в глазах взрослого слёзы. Мальчуган не умом, а маленьким своим сердцем почувствовал, как больно было военному услышать слово «инвалид», и поэтому, когда мальчик подбежал к остальным, ватага быстро исчезла. Итак, нужно быть очень осторожным в словах. Важно уметь предчувствовать, как другой будет реагировать на них.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: