Раскройте скобки и вставьте подходящие буквы в предлогах и омонимичных им сочетаниях. Укажите сверху их частеречную принадлежность.




1. (В)следстви_ засухи погибла часть урожая. – (В)следстви_ по делу внесена поправка. – (В)следстви_ по делу не хватило документов.
2. (В)течени_ дня работу закончили. – Вглядывался (в)течени_ реки. – (В)течении реки были пороги. 3. (В)продолжени_ часа объясняли новое. – (В)продолжени_ повести вошли новые персонажи. – (В)продолжени_ повести появились новые персонажи. 4. (В)течени_ ближайших суток погода не изменится. – (В)течени_ болезни наступило улучшение.

7. Подчеркните сочетания слов с ПРОИЗВОДНЫМИ предлогами.

1. В продолжение всей лекции слушатели были весьма внимательны. 2. О дальнейшей судьбе героев автор собирается рассказать в продолжении повести. 3. В заключение собрания была принята резолюция. 4. В заключении врачей указан метод дальнейшего лечения. 5. Вследствие плохой погоды экскурсия не состоялась. 6. В следствии по уголовному делу использованы данные медицинской экспертизы. 7. Ввиду предстоящего скорого отъезда нужно поторопиться со сборами.

Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы. Объясните их правописание.

1. Время, (в)течени_ которого к лицу применялись принудительные меры медицинского характера, засчитывается в срок наказания. 2. (В)следстви_ по этому делу была допущена ошибка. 3. Приваливаясь к стволу сосны, не щадя махорки, на войне (на)счет войны вел беседу Теркин.

9. Какое утверждение является НЕВЕРНЫМ?

1) Служебные части речи – предлоги, союзы, частицы.

2) Служебные части речи не изменяются.

3) Предлоги связывают простые предложения в составе сложного.

4) Предлог для выражает целевое значение.

10. Найдите ОШИБКУ в определении морфологических при­знаков выделенного слова.

1) ввиду болезни – предлог, производный

2) в течение года – имя существительное

3) через кусты – предлог, непроизводный

4) мимо дома – предлог, простой

 

11. В каком примере выделенное слово пишется РАЗДЕЛЬНО?

1) Говорили (на)счёт похода.

2) Имей это (в)виду.

3) Пошли в поход, (не)смотря на заморозки.

4) (В)следствие наводнения река вышла из берегов

 

12. Вставьте всюду, где нужно, пропущенные буквы. В каком предложении на месте пропуска в выделенном слове пишется буква Е?

1) В продолжени.. книги эти герои уже не появляются.

2) В отличи.. от древних книг, эта рукопись осталась до наших дней почти невредимой.

3) В течени.. реки много порогов.

4) В следстви.. по делу выяснилось много новых фактов.

13. В каком ряду выделенное слово пишется РАЗДЕЛЬНО?

1) поговорить (на)счёт дискотеки

2) (в)виду недостатка времени

3) (в)виде бабочки

4) что-то (на)подобие бабочки

14. В каком варианте ответа в выделенных словах НЕТ окончания?

A. всматриваться в течение реки

Б. в течение дня проверить

B. вроде паруса

Г. в роде Толстых

1) А, Г 2) Б, Г 3) А, Б 4) Б, В

 

 


Тема № 39:

ЧАСТИЦЫ

Компете́нция (от лат. competere – соответствовать, подходить) – способность применять знания, умения, навыки и успешно действовать на основе практического опыта при решении задач в узкой или широкой области деятельности.

В результате освоения этой темы мы должны обладать следующими общими компетенциями (ОК):

ОК 1: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 4: осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 6: работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК 11: соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

Толковый словарь

ПРЕДВОСХИТИТЬ, -ищу, -итишь; -ище-нный; сов., кого-что (книжн.). Сделать что-н. или понять, познать что-н. раньше других, опередить; предугадать. || чью-н. идею. || несов. предвосхищать, -аю, -аешь. || сущ. предвосхищение, -я, ср.

ПРЕЕМНИК, -а, м. (книжн.). Продолжатель; тот, кто занял чье-н. место, чью-н. должность. Назначить себе преемника. || ж. преемница, -ы.

План:

1. Частица как часть речи

2. Разряды частиц по значению и роли

3. Формообразующие частицы, значение, роль, правописание

4. Частица НЕ, значение, роль, правописание

5. Частица НИ, значение, роль, правописание

6. Модальные частицы, значение, роль, правописание

7. Отличие частиц (КАК, ЧТО ЗА, НЕ, НИ, БЫ, ЖЕ) и омонимичных им слов типа КАК, сочетаний слов типа ЧТО ЗА и частей слов типа НЕ, НИ, БЫ, ЖЕ.

В О П Р О С Ы

1. На какие разряды подразделяются частицы по значению и роли?

2. Какие функции выполняют формообразующие частицы?

3. Какую функцию выполняет частица НЕ и в каких случаях она употребляется?

4. Какую функцию выполняет частица НИ и в каких случаях она употребляется?

5. Какие функции выполняют модальные (смысловые) частицы?

6. Каковы отличительные признаки частиц и омонимичных им слов и сочетаний слов?

7. Какие частицы пишутся через дефис?

ЧАСТИЦА – это служебная часть речи, которая вносит в предложение различные значения или служит для образования форм слов.

Частицы НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ и НЕ ЯВЛЯЮТСЯ членами предложе­ния.

По значению и роли в предложении частицы делятся на три РАЗРЯДА: формообразующие, отрицательные и модальные.

· ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ ЧАСТИЦЫ служат для образования:

·

1) УСЛОВНОГО и ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО накло­нений глагола:

УСЛОВНОЕнаклонение ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕнаклонение
пришёл бы, надела б пришлось бы, что бы ни случилось да здравствует давай (давайте) поедем пусть (пускай) поедет

Частица бы(б) может стоять перед глаголом, к которому относится, например: Я б в рабочие пошёлпусть меня научат (В. Маяковский), после глагола, например: Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой землиМосква (В. Маяковский), может отделяться от глагола другими словами, например: Я сделал ещё бы лучше; Я бы ещё лучше сделался.

2) простой формы СРАВНИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ наречия или прилагательного

Сравнительная степень ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО Сравнительная степень НАРЕЧИЯ
более симпатичный менее образованный более здраво менее активно

· ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИЦЫНЕ и НИ

З н а ч е н и я частицы НЕ:

Отрицательное значение Положительное значение
всего предложения отдельного слова    
Не спешите с отве­том. Не бывать этому. Перед нами оказалась не маленькая, а боль­шая поляна. Товарищ немог не помочь мне.

З н а ч е н и я частицы НИ:

Отрицательное значение в предложении без подлежащего Усиление отрицания в предложениях с частицей НИ и со словом НЕТ Обобщающее значение в предложениях с отрицательным место­имением и наречием
Ни с места! Вокруг ни души. Вокруг нет ни ду­ши. Не видно ни кустика. Что ни (=всё) делал бы, всё у него получалось. Куда ни (=всюду) посмотришь, везде поля и поля.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: