Курсовая работа
на тему:
Описание исторического интерьера:
Опочивальня Петра I в Монплезире. 1846.
Выполнила:
студентка группы бРАН-172
Быковская С.М.
Проверила: Черкасова Д. С.
Воронеж 2020 г.
Архивные изображения интерьера.
А.К.Ухтомский. Опочивальня Петра I в Монплезире. 1846.
Краткая история Зимнего дворца.
Дата постройки: 1714-1723 гг.
Архитекторы: Андреас Шлютер (1660-1714), Иоганн Фридрих Браунштейн (?-?), Жан-Батист Леблон (1679-1719), Николо Микетти (1675-1759)
На самом берегу Финского залива стоит любимый загородный дворец Петра I – "Монплезир" (фр. monplaisir — "моё удовольствие"). Замысел постройки определялся набросками и схематическими рисунками самого царя, наметившего не только местоположение, но и внутреннюю планировку, некоторые элементы декоративной отделки и т.д. В облике "Монплезира" отразились незаурядность личности первого российского императора, его эстетические вкусы, интересы и привязанности: декоративное оформление явно задумано под влиянием голландской архитектуры XVIII века, поэтому дворец иногда называли "Голландским домиком". Французский посол Кампредон писал: "Комнаты в "Монплезире" малы, но очень удобны, и заметно подражание голландским экономии и опрятности в кухнях, а также в вымощенной террасе на берегу моря, осененной липами, подобно гаагским каналам".
Галереи и комнаты дворца украшены полотнами западноевропейской живописи XVII-XVIII веков, большая часть из которых относится к первоначальной коллекции, собранной Петром. Для размещения большой коллекции китайского фарфора в "Монплезире" был создан уголок Востока – Лаковый кабинет. Его стены декорированы большими черно-лаковыми панно с миниатюрной живописью, выполненной в китайском стиле. На прикрепленных между панно полочках-консолях размещен восточный фарфор, который в петровскую эпоху чрезвычайно ценился и являлся предметом особой гордости владельцев.
Парадный зал, находящийся в центре дворца, – одно из лучших достижений петровского барокко. Характерные темы смены времен года, изменчивости мироздания, построенного на четырех стихиях, отражены в скульптурном и живописном оформлении купола. Для отделки стен на английский манер использован благородный вощеный дуб. Парадный зал "Монплезира" – свидетель самых разнообразных событий. Здесь отмечались семейные праздники и победы русского оружия, проводились приемы иностранных послов. Огромный стеклянный кубок на столе напоминает о серьезном наказании: штрафном "Кубке Большого орла", который во время пиров наполняли до краёв вином и подносили нарушителям правил, введенных царем.
Редкие предметы кухонной посуды выставлены в опрятной Кухне, оформленной на голландский манер. Здесь иногда готовила и супруга царя Екатерина Алексеевна. Особенностью монплезирской кухни является наличие каменной раковины для мытья посуды, вода для которой подавалась по трубе от фонтана "Сноп". Водопровод и проточно-промывная канализация, созданные для "Монплезира", были значительными новшествами для XVIII века.
Рабочий кабинет Петра I связан с морской темой. Одним из важнейших направлений деятельности царя было создание флота. Из окон кабинета открывается вид на Финский залив, Кронштадт и Санкт-Петербург. Нижняя часть стен кабинета украшена плитками, на которых мастера изобразили 13 типов парусников того времени. Забавные обезьянки в росписи потолка напоминают о путешествиях в заморские страны. Навигационные и измерительные инструменты, представленные на полках шкафа-поставца, свидетельствуют о морских занятиях императора – знатока кораблестроения и морского дела.
Особую атмосферу ушедшей эпохи создают сохранившиеся личные вещи царя, которыми он пользовался в повседневной жизни: фетровый ночной колпак, полотенце, кувшин и тазик для умывания.
Ни один российский монарх не забывал о "Монплезире" – на него смотрели, прежде всего, как на одну из самых почитаемых реликвий отечественной истории. Дворец, сохранивший до наших дней значительную часть подлинной отделки и убранства, является жемчужиной в дворцовой коллекции Петергофа.
Планировка и рисунок паркета
Детальное описание конструктивных, отделочных и предметных особенностей интерьера:
Наименование позиции | Фотографическое изображение фрагмента или предмета интерьера | Аналог | Описание |
Потолочные конструкции | Фрагмент потолочного плинта | Плафон Буфетной («Зима») | Потолок прямой (без сводов), оформлен по краям сложными галтельными штукатурными карнизами с паддугой. В центре потолка находится живописный плафон кисти Ф. Пильмана, где в образе женщины с пылающей жаровней предстаёт «Зима». |
Стеновые конструкции | |||
Материал отделки стен | Отделка стен. Дом князей Юсуповых в Петербурге, гостиная. Акварель К. Кольман Петербургский свет, Романовы дом на Мойке | Стены окрашены в светлые тона | |
Покрытие пола | Напольное покрытие представляет собой наборный паркет середины XIX века, основным рисунком которого являются копья произвольного треугольника: из двух равных треугольников. | ||
Мебель | |||
Кровать | Кровать невозможно увидеть, так как она накрыта покрывалами зелёного и голубого цвета с узорами и закрыта ширмами С верху расположены подушки. | ||
Прикроватный пуфик, выполнен из дерева и покрыт позолотой. Ножки резные. Сидение покрыто красным бархатом. | |||
Комод | Французский комод. Около 1765 года. | Комод покрыт тканью белых оттенков. | |
Ширма - складная переносная перегородка, состоящая из рам-створок, обтянутых материей. Ширма, привезенная в Россию из Китая в начале XVIII века, — один из первых предметов комнатной обстановки Большого петергофского дворца или «Нагорных палат», как его называли при Петре I — основателе летней императорской резиденции. | |||
Камин | Камин украшен простой, но очень изящной лепкой в виде трельяжной решётки. | ||
Текстиль | |||
Шторы | Белая тюль с лабрикено. Тюль и лабрикен имеют кружевное завершение (окантовку) Гардинный карниз скрыт за шторами. | ||
Картины, предметы прикладного искусства, оружие, посуда и прочее. | |||
Чайники | На камине стоят восемь чайников из так называемой «каменной массы» коричневого цвета, подаренные, как гласит предание, Петру I китайским императором. | ||
Ваза | Стеклянная и керамическая посуда XVIII в.: дельфтские фаянсовые блюда и вазы, русское художественное стекло (бокалы, рюмки, графины) Ямбургского стекольного завода. |