В своей антропологии К.Леонтьев выступает резким критиком абсолютизации человека, характерной секулярной культуре. В современной Европе, по мнению мыслителя,
«антрополатрия пересилила любовь к Богу и веру в святость Церкви и священные права государства и семьи»[1].
К.Леонтьев указывает на то, что европейская мысль поклоняется не личности, достигшей особой степени развития, но просто индивидуальности всякой, и всякого человека желает сделать равноправным и счастливым. Такая мораль Леонтьевым отвергается. Ей он противопоставляет иную мораль: Леонтьев утверждает движение к Богочеловеку, путь к которому, по мнению мыслителя, не лежит через эвдемонизм.
Согласно Н. А. Бердяеву, мораль К.Леонтьева — есть
"мораль ценностей, а не мораль человеческого блага. Сверхличная ценность выше личного блага. Достижение высших целей, целей сверхличных и сверхчеловеческих, оправдывает жертвы и страдания истории. Называть это аморализмом есть явное недоразумение. И Ницше не был аморалистом, когда проповедовал мораль любви к дальнему в противоположность морали любви к ближнему. Это — иная мораль[2].
Согласно воззрениям мыслителя, большей частью человеческие помыслы социально опасны, а потому свободу человека должно уравновешивать различными политическими и религиозными институтами. В этом Леонтьеву созвучно консервативное человекопонимание, так называемый антропологический пессимизм. Однако, леонтьевское охранительство имеет своей особенностью ярко выраженную религиозную окраску[3].
Взгляды и убеждения
Леонтьев считал главной опасностью для России и других православных стран либерализм («либеральный космополитизм») с его «омещаниванием» быта и культом всеобщего благополучия, выступал против эгалитаризма («бессословности»), «демократизации». Проповедовал «византизм» (церковность, монархизм, сословная иерархия и т. п.) и союз России со странами Востока как охранительное средство от революционных потрясений. Леонтьева иногда относят к «поздним» славянофилам, но он скептически относился к славянофильству и славянству.
Написал довольно тонкие литературно-критические этюды о Л. Н. Толстом, И. С. Тургеневе, Ф. М. Достоевском. Критиковал Толстого и Данилевского за «розовое христианство».
Вслед за Н. Я. Данилевским, делил человечество на культурно-исторические типы, неминуемо проходящие в своем развитии определённые стадии: юности, зрелости и старости (в терминологии Леонтьева первичной простоты, цветущей сложности и угасания, ведущего к смерти). Таким образом, Леонтьев применил эстетитический принцип к оценке общества, государства, культуры, истории («эстетизм» Леонтьева).
Интересовался социалистическими учениями: читал П. Прудона и Ф. Лассаля; предрекал европейской цивилизации политическую победу социализма, описывая его в виде «феодализма будущего», «нового корпоративного принудительного закрепощения человеческих обществ», «нового рабства».
В греко-болгарском конфликте, который был одним из ключевых вопросов Восточной политики для России в 1860-е—1870-е, полагал, что Вселенский Патриархат («фанариотское» духовенство) стоял на канонически безупречных позициях, в то время как болгары отошли от единства со вселенской Церковью[4][5].
Сочинения
- Подлипки, роман (1861)
- В своем краю, роман (1864)
- Грамотность и народность, статья (1868)
- Одиссей Полихрониадес, роман (1874)
- Византизм и славянство (1875)
- Отец Климент (Зедергольм), иеромонах Оптиной Пустыни (1879)
- Записки отшельника, статья (1887)
- Письмо студенту (1888)
- Анализ, стиль и веяние. О романах графа Толстого, критический этюд (1890, опубликовано в 1911)
- Письмо к свящ. Иосифу Фуделю от 19 января — 1 февраля 1891 г.
- Мое обращение и жизнь на св. Афонской горе, автобиографическая статья (впервые опубликовано в 1900)
Библиография
- Бердяев Н. А. Константин Леонтьев. Очерк из истории русской религиозной мысли // Бердяев Н. А. Константин Леонтьев. Очерк из истории русской религиозной мысли. Алексей Степанович Хомяков. — М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.
- Гоголев Р. А. «Ангельский доктор» русской истории. Философия истории К. Н. Леонтьева: опыт реконструкции. — М.: АИРО — XXI, 2007.
- Емельянов-Лукьянчиков М. А. Иерархия радуги. Русская цивилизация в наследии К.Леонтьева, Н.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби. М., Русский мир, 2008, 700 с.
- Устян А. Р. Византизм Леонтьева К. Н.
Примечания
- ↑ Леонтьев К. Н. Страх Божий и любовь к человечеству. По поводу рассказа гр. Л. Н. Толстого «Чем люди живы?»
- ↑ Бердяев Н. А. Константин Леонтьев. Очерк из истории русской религиозной мысли.
- ↑ Зеньковский В. В. История русской философии.
- ↑ Православный Восток в трудах общественных и церковных деятелей России XIX века Православие.Ru 23 апреля 2004.
- ↑ Плоды национальных движений на православном Востоке журнал «Гражданинъ», 1888, 1889.
Ссылки
- К. Н. Леонтьев «Избранные письма»
- К. Н. Леонтьев «Достоевский о русском дворянстве»
- А. Л. Янов «Три утопии: (М. Бакунин, Ф. Достоевский и К. Леонтьев)»
- В. С. Соловьев. Леонтьев Статья, помещенная в энциклопедии Брокгауза — Ефрона.
- Проект «Константин Леонтьев»
- Константин Леонтьев. Биографические материалы
- Константин Леонтьев в библиотеке Максима Мошкова
- Илья Смирнов. Историки шутят. Две монографии о Константине Леонтьеве
- Шестакова Ирина. Диссертация. Проблема социального прогресса в философии Константина Николаевича Леонтьева
https://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E5%EE%ED%F2%FC%E5%E2,_%CA%EE%ED%F1%F2%E0%ED%F2%E8%ED_%CD%E8%EA%EE%EB%E0%E5%E2%E8%F7