Использовать в качестве проверочных работ можно не только художественные тексты, но и научные. Такие тексты помогут закрепить знания теории языка.




По русскому языку

При подготовке к ЦТ

(Из опыта работы учителя русского языка и литературы, высшей квалификационной категории Горбач В.И.)

 

 

Гомель, 2019

 

Для подготовки учащихся к централизованному тестированию учителем используются стимулирующие занятия, а также платные образовательные услуги, что дает возможность систематического повторения всего школьного курса русского языка. Задания тестового характера регулярно используются на уроках как способ тематического контроля, как индивидуальные задания, как итоговые контрольные работы (проводятся проверочные тесты по 5, 10 и 20 заданий, по их результатам - работа над ошибками.). Урок строится таким образом, чтобы повторить все основные разделы русского языка. Подбираются тексты, анализируя которые можно повторить орфографию, пунктуацию, лексику и др. разделы. Бланки для тестирования размножены и имеются у каждого учащегося. Перед первым РТ всем были даны подробные инструкции по заполнению бланков. Тест показал, что следует обратить внимание на типы сложных предложений, типы простых предложений по структуре, на синтаксическую функцию инфинитива, на постановку знаков препинания в простых и сложных предложениях, а также на раздел «Словообразование».

 

 

ТЕСТ

Вариант 1

А1. Слитно пишутся слова:

1) (гори)хвостка; 2) (на)цыпочках; 3) (пол)булочной; 4) (в)рассыпную;

5) (в)одиночку.

А2. Через дефис пишутся слова:

1) (чудак)чудаком; 2) (вице)президент; 3) (по)лисьи; 4) (без)толку;

5) (на)попятную.

 

А3. Пишутся раздельно все слова в рядах:

1) кофе (по)варшавски, (на)боковую; 4) (подобру)поздорову, (с)размаху;

Контр)атака, (в)потьмах; 5) (в)открытую, (без)оглядки.

3) (на)отмашь, (по)напрасну;

А4. Правильно написаны слова:

1) по трое; 2) жить по новому; 3) с ходу; 4) в-пятых; 5) в прикуску.

 

 

А5. Слитно пишутся выделенные слова в предложениях:

1) (В)последствии она сама обо всём рассказала.

2) Улетает наш шар (в)высь поднебесную.

3) Комната уже имела не такой мрачный вид, как (на)кануне.

4) Мы соорудили жилище (на)подобие юрты и прожили в нём всю зиму.

5) Ученика хвалили (за)то, что он усидчив и прилежен.

 

А6. Раздельно пишутся выделенные слова в предложениях:

1) Скала вдруг беззвучно приподнялась, потом раскололась (на)двое.

2) Я сам взобрался (на)верх башни, чтобы осмотреться.

3) Весне и горя мало: умылася в снегу и лишь румяней стала (на)перекор врагу.

4) Из освещенного места трудно разглядеть, что делается (в)потемках.

5) Не уметь ценить своё время (так)же неудобно, как не уметь читать и писать.

 

А7. Укажите слова, соответствующие схеме: приставка+корень+суффикс+суффикс.

1) помечтать; 2) придумав; 3) наклейка; 4) начисто; 5) по-вашему.

 

А8. Укажите предложения, в которых выделенные слова являются предлогами:

1) Начальник вызвал меня (по) поводу отчёта.

2) (В) следствие по уголовному делу внесены изменения.

3) Благодаря выпавшему снегу, на улице стало светло.

4) Не слушая – не услышишь, (не) смотря – не увидишь.

5) По ущелью, во тьме и брызгах, поток стремится (на) встречу с морем.

 

В1. Установите соответствие между выделенными словами и их морфологической характеристикой:

А1. Не глядя по сторонам, человек прошёл мимо. 1.Прилагательное
Б. В этом случае он поступил вопреки правилам хорошего тона. 2. Союз
В. Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет 3. Наречие
Г. Каждый из нас в чём-то стал богаче, ярче, интереснее. 4. Предлог
  5.Местоимение

 

В2. От каких частей речи образованы слова? Установите соответствие между столбцами таблицы:

А. навсегда Б. доверху В. однажды Г. по-моему 1. от существительного 2. от прилагательного 3. от местоимения 4. от наречия 5. от числительного

ТЕСТ

Вариант 2

А1. Слитно пишутся слова:

1) (на)прокат; 2) (как)будто; 3) (пол)четвертого; 4) (сорви)голова; 5) (с)разбегу.

А2. Через дефис пишутся слова:

1) (честь)честью; 2) как(нибудь); 3) (по)заячьи; 4) (по)одному; 5) (в)насмешку.

А3. Пишутся раздельно все слова в рядах:

1) говорить (по)дружески, идти (на)мировую; 4) (на)чисто, (ни)куда не деться;

2) (на)ощупь, (на)вырост; 5) (в)потемках, (с)размаха.

3) (на)тощак, (по)одиночке;

А4. Правильно написаны слова:

1) работать по-ударному; 2) пол луга; 3) волей-неволей; 4) рука об руку; 5) напопятную.

А5. Слитно пишутся выделенные слова в предложениях:

1) Дорога то(же) загружена обозами и солдатами.

2) Свет погас, и дальше продвигаться пришлось (на)ощупь.

3) Человек с непокрытой головой скрылся (в)дали.

4) Но радостное настроение не схлынуло, (не)смотря на усталость.

5) (В)течение дня мы видели немало пернатых.

А6. Раздельно пишутся выделенные слова в предложениях:

1) Корни деревьев располагаются поверху. (В)следствие этого деревья стоят непрочно.

2) Научитесь подражать героям, поступайте так(же), как они.

3) Иногда меня охватывает такая радость, что хочется вскочить и бежать (на)встречу своему счастью.

4) Чем больше старался я забраться (в)глубь, тем реже становились деревья.

5) Медведь рявкнул, прижал уши и (без)оглядки бросился наутёк.

А7. Укажите слова, соответствующие схеме: приставка+корень+суффикс+суффикс.

1) побледнеть; 2) бездумно; 3) насухо; 4) похищение; 5) по-нашему.

А8. Укажите предложения, в которых выделенные слова являются предлогами:

1) (В)следствие дождя дорога стала очень неудобна.

2) Благодаря хозяев, гости начали расходиться.

3)(В) течение нескольких минут царило молчание.

4) Ребята просто шли мимо.

5) Деньги были переведены (на) счёт предприятия.

В1. Укажите соответствие между выделенными словами и их морфологической характеристикой:

А. Григорий остановился посреди дороги и задумался. 1. Прилагательное
Б. Человек быстро шёл навстречу. 2. Союз
В. Он чувствовал, что ничего изменить нельзя. 3. Наречие
Г. Каждыйзвук словно стоит в застывшем воздухе. 4. Предлог
  5. Местоимение

 

В2. От каких частей речи образованы слова? Установите соответствие между столбцами таблицы:

А. негромко Б. вперемешку В. искоса Г. по-твоему 1. от глагола 2. от прилагательного 3. от местоимения 4. от наречия 5. от числительного

 

 

Анализ результатов ЦТ показывает, что самыми трудными разделами являются «Общие сведения о языке», «Грамматика», «Пунктуация», «Культура речи и стилистика, по-прежнему трудными остаются такие темы, как правописание наречий, дефисное написание слов и написание -Н- и -НН- в словах.

Общеизвестно, что правописание наречий относится к числу наиболее трудных тем в русской орфографии. Вершиной трудностей, возникающих перед пишущим, является слитное, раздельное и дефисное написание этой части речи. Русский язык на протяжении всей своей истории активно пополнялся наречиями. Первичных, непроизводных наречий в русском языке немного (всегда, здесь, куда и др.). Наречия образуются и сейчас, при этом усложняется их структура, а вместе с тем и орфография. Большие возможности в выработке навыков их правописания предоставляет использование различных таблиц и алгоритмов. Компактная подача материала, основанная на выделении дифференцирующих признаков языковых фактов и установлении их взаимосвязи, наглядность делают их использование на уроках целесообразным и уместным.

Усвоить некоторые случаи слитного и раздельного написания наречий поможет таблица.

Слитно Раздельно
l.Co словами, которые в современном русском языке не употребляются: оземь, натощак. 1. Наречия на -ах(-ях), обозначающие место действия, состояние, время: сказать в сердцах, спать в ногах, стоять на часах..Искл.: впотьмах, впопыхах
2. Наречия на —ую: впустую, вничью, врукопашную. ИСКЛ.: на попятную, на боковую, на мировую, в открытую. 2.Наречия, образованные от существительных с предлогом: на лету, с ходу, в насмешку.
3.Наречия, образованные от наречий при помощи приставок: задолго, навсегда, послезавтра. 3.Наречные сочетания, в составе которых есть существительные, употребленные в переносном значении: ругать за глаза, это мне на руку, попасть в тупик.
4.Наречия, образованные от собирательных числительных при помощи приставок В и НА: вдвое, натрое, вшестером. Но: по двое, по трое. 4. Если предлог-приставка оканчивается на согласный, а слово начинается на гласный: в упор, без оглядки, без устали.
5. Наречия с корнями -низ-, -верх-, -даль-. • высь-, -начал-,- конец-, -век-, если нет зависимого слова: вниз, сначала, вдаль. При наличии зависимого слова - раздельно: в низ дома, с начала осени, в даль небесную. 5. Наречные сочетания, состоящие из нескольких слов: бок о бок, с глазу на глаз точка в точку. (Но: точь-в-точь).
6. Наречия, образованные от местоимений: зачем, почему, оттого, отчего. б.Наречия, состоящие из двух одинаковы) существительных, второе из которых сто*

Работа с текстом

Современная лингводидактика делает акцент на изучение языка в контексте с человеком, его сознанием, мышлением, духовной и практической деятельностью. В этой связи возрастает научный интерес к художественным текстам, которые позволяют взглянуть на язык с точки зрения отражения в нём культурных ценностей народа. Более того, работу по анализу текста можно рассматривать как один из способов познания мира, национальной культуры. Трудности, связанные с выработкой определённой методики работы с художественным текстом, являются объективными и объясняются многоаспектной природой этого сложного (лингвистического, психологического, социального, культурологического) феномена. Вопрос о видах и способах лингвистического анализа текста является традиционным для научных исследований и до сих пор остаётся предметом острых научных дискуссий.

Суть данного подхода состоит в обучении школьников языку как средству общения и речи, как способу обще­ния в процессе речевой деятельности, что предусматривает усвоение учебной информации путём творческого общения участников учебного процесса, актив­ную самостоятельную работу учащихся по приобретению новых знаний в процессе учеб­ной и речевой деятельности. Речевое общение представляет собой непрерывную цепь высказываний, каждое из которых является ответом на предыдущее и предполагает последующее. Понимание чревато ответом, а ответ ориентирован на понимание.

Обучение русскому языку должно способствовать формированию умений оценивать, выбирать и использовать языковые средства в собственной речи в соответствии с целями, задачами и условиями общения. Именно коммуникативная методика, по мнению адекватна такой цели, как обучение общению, а коммуникативное направление обогатилось новыми исследованиями, которые должны стать достоянием учителя-практика. Культурно-исторический подход также является важным принципом работы над художественным текстом. Суть данного подхода состоит в формировании у школьников представления о языке как о развивающемся явлении, отразившем в себе историю и культуру народа.

Природа эстетики художественного текста заключается в том, что высшая эстетическая ценность – языковая красота – создаётся в ней осознанно, достигается умением автора создавать эстетическую ценность в речевой форме. Огромное количество ярких, образных выражений, способных восхищать меткостью, оригинальностью, до сих пор остаются неизвестны школьникам, поэтому нужно добиваться понимания их смысла и уместного использования в речи в различных ситуациях общения.

Принцип учёта наличия экстралингвистических условий, являющихся основой потенциального содержательного диалога.

Текст в обучении русскому языку выступает и как объект изучения,
и как инструмент преподавания. Учитель обращается к тексту на уроках изучения лексики и грамматики, на уроках развития речи, риторики, стилистики. Реализация культуроведческого аспекта преподавания русского языка также невозможна без обращения к текстам соответствующего содержания.

Составители учебников и учебных пособий для средней школы все большее внимание уделяют работе с текстом на уроках русского языка,
в учебниках нового поколения большинство упражнений дается на материале связных текстов. Расширяется репертуар используемых текстов. До недавнего времени в учебнике русского языка можно было встретить речевой материал трех видов: а) отрывки из классических художественных произведений, б) народные пословицы и в) искусственные, безликие предложения, специально составленные авторами в дидактических целях.

Несмотря на большой выбор текстов в учебной и методической литературе, творчески работающий учитель стремится разнообразить привлекаемый материал — он предлагает для анализа тексты краеведческой тематики, новинки художественной литературы, научно-популярные произведения, газетные и журнальные публикации на злобу дня, образцы устных текстов (рекламные ролики, аудио- и видеозаписи публичных выступлений, фрагментов телевизионных ток-шоу).

Все это позволяет сделать уроки интереснее, усилить их практическую направленность и связь обучения с жизнью. Однако на учителя в этом случае ложится ответственность за качественный выбор речевого материала. В полной мере отвечают комплексным образовательным задачам тексты, в которых представлен не только материал, соответствующий теме урока, но и трудные случаи орфографии и пунктуации, интересные с дидактической точки зрения факты грамматики, стилистики и т. п.

Лингводидактический анализ текста — это прием профессиональной деятельности, который у опытного педагога доведен практически до автоматизма: читая новую книгу, просматривая телепередачу и т. п., учитель-словесник легко фиксирует факты речи, которые могут быть использованы на уроках русского языка.

Текст служит источником содержательной и смысловой информации, которая показывает и функционирование изучаемых единиц, что позволяет организовать обучение правильному оформлению мысли в смысловом, структурном и лексико-грамматических аспектах.

На основе текста можно организовать работу следующим образом: сначала проводится работа над его содержанием, что предполагает в первую очередь использование готовых конструкций текста и его структуры, а затем и над построением собственных высказываний по проблемам, которые ставятся и раскрываются в тексте.

Развитие связной речи – одна из главных задач уроков русского языка. Школьная программа основными видами работ по развитию называет изложение и сочинение. Однако не все ученики понимают, осмысливают, запоминают и воспроизводят текст. Чтобы понимать и полноценно воспроизводить текст, ученик должен достаточно свободно осуществлять элементарные мыслительные операции анализа и синтеза, контролировать собственные способы мышления и уметь сосредотачиваться на выполнении конкретного задания. Это умеют далеко не все школьники даже в старших классах, и именно систематическая работа над комплексным анализом текста поможет им понимать, осмысливать, воспроизводить художественный текст. Текст дает возможность не только для развития связной речи учащихся, но и способствует расширению их кругозора и эрудиции.

В настоящее время текст получает признание как одна из важнейших лингвистических категорий, поскольку языковая система в процессе коммуникации реализуется не в изолированном предложении, а в текстах различного типа и назначения.

Коммуникативная направленность обучения русскому языку привлекла внимание к тексту именно как к самостоятельному объекту изучения с целью постижения законов текстообразования. Текст приобрел статус основной коммуникативной единицы, а умение создавать его выдвигается как конечная цель обучения.

Можно обогатить работу над изложением, повысить её эффективность при помощи дополнительных лингвистических заданий, представляющих собой разнообразные виды разбора, включая элементы анализа текста.

Эффективность работы над текстом зависит от правильного выбора методов и приемов презентации учебного материала и подготовленности.

Чтобы помочь учащимся овладеть всеми этими умениями, учителю необходимо прежде самому вооружиться технологией формирования главного читательского умения – умения анализировать, интерпретировать, рецензировать художественное произведение. К сожалению, мастерство анализа учитель-словесник, как правило, приобретает самостоятельно в процессе практической деятельности «методом проб и ошибок ». При подготовке проверочных работ учителю необходимо как можно чаще использовать отрывки из текстов, изучаемых на уроках литературы. Это дает возможность еще раз обратиться к изучаемому произведению, а также не только проверить знание орфограмм, но и повторить изученное о тексте. Это будет и своеобразная подготовка к тестированию. Приведем пример такой работы.

Вч…ра я пр…ехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю г…р…да, на самом высоком месте, у п…дощвы Машука: во время гр…зы обл…кА будут спускат(?)ся до м…ей кровли. Нынче в 5 часов утра, когда я открыл окно, м…я комн…та наполнилась зап…хом цветов, р…стущих в скромном п…л…саднике. Вид с трех сторон у меня чудес(?)ный.

Определить стиль текста; 2) определить вид и средства связи предложений в тексте; 3) определить тип речи фрагмента текста; 4) вставить пропущенные буквы, подчеркнуть орфограммы.

Использовать в качестве проверочных работ можно не только художественные тексты, но и научные. Такие тексты помогут закрепить знания теории языка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: