УХОД ЗА ТЯЖЕЛОБОЛЬНЫМИ.
Уход за больными - основная работа палатной медсестры. Тяжелобольным пациентам медсестра сама проводит утренний туалет, протирает кожные покровы, осматривая места возможных образований пролежней. Необходимо следить за чистотой нательного и постельного белья. Для профилактики пролежней каждые 2 часа необходимо менять положение больного в кровати. Также целесообразно использовать подкладные круги, валики и специальные противопролежневые матрасы. Тяжелобольные часто не контролируют мочеиспускание и дефекацию. Медсестра должна следить за диурезом и своевременным освобождением кишечника, при необходимости делать очистительные клизмы. Часто у таких пациентов бывает острая задержка мочеиспускания. Медсестра должна владеть техникой катетеризации и, при необходимости, постановки мочевого катетера. Ежедневно измерять суточный диурез, следить за изменениями в моче и вовремя сообщать об этом лечащему врачу. У некоторых пациентов бывает нарушение глоточного рефлекса. У таких больных для профилактики аспирации стоит желудочный назогастральный зонд. Медсестра должна владеть техникой кормления через желудочный зонд.
В отделении имеются лечебно-профилактические средства для ухода за тяжелобольными фирмы «HARTMANN». Это разные виды средств, предназначенные для лечения пролежней - паста, гель; для профилактики пролежней – жидкое мыло, очищающая пена, защитный крем. Так же для обработки полости рта тяжелобольного используют ватные палочки, смоченные в глицерине.
Работая в отделении, мне необходимо владеть техникой реанимационных мероприятий – непрямой массаж сердца, искусственное дыхание; помощь при эпилептическом припадке, остановке наружного кровотечения, доврачебная помощь при анафилактическом шоке.
В отделении часто палатная медсестра замещает процедурную - это праздничные и выходные дни. Поэтому палатной медсестре необходимо владеть навыками работы в процедурном кабинете.
ПРОЦЕДУРНЫЙ КАБИНЕТ.
В процедурном кабинете производится забор крови, делаются внутримышечные и подкожные инъекции, внутривенные вливания и капельницы. Для этого используются одноразовые шприцы, иглы и системы для внутривенных вливаний.
Процедурный кабинет условно разделен на 2 зоны:
1. Где производятся все манипуляции: здесь находится рабочий стол, 3 шкафа, холодильник и кушетка с ширмой. Один шкаф с лекарственными растворами. Во втором и третьем шкафах хранятся стерильные одноразовые шприцы, иглы, системы для внутривенных вливаний, лотки, пинцеты, марлевые салфетки;
2. Где расположены раковина, стол для использованных шприцов, емкости для замачивания использованного материала, халат для уборки.
В работе медсестры процедурного кабинета необходим правильный и умелый подход к пациенту. Медсестра должна расположить к себе больного так, чтобы любая процедура не доставляла ему дискомфорта.
Главное в работе медсестры процедурного кабинета-это строгое соблюдение асептики и антисептики; соблюдение: Сан Пин 3.1.5.2826-10 «Профилактика Вич-инфекций», Сан Пин 2.1.7.2790-10 «Требования к обращению с медицинскими отходами»
Классификация медицинских отходов:
Медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности:
Класс А – эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам
Класс Б – эпидемиологически опасные отходы.
Класс В – чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы.
Класс Г – токсикологически опасные отходы 1-4 классов опасности.
Класс Д – радиоактивные отходы.
ВЗЯТИЕ БИОМАТЕРИАЛА НА ИССЛЕДОВАНИЯ «ЗАБОР КРОВИ»
Подготовка к процедуре.
1. Берётся в лаборатории стерильная пробирка вакутейнер;
2. Подготавливается стол для венепункции – пробирки вакутейнер, игла, лоток, стерильные ватные шарики, 70% спирт, йод, жгут, валик;
3. Объясняется пациенту ход работы;
4. Пациент удобно укладывается или усаживается;
5. Медсестра моет руки;
6. Одевает перчатки.
Выполнение процедуры.
1. Завязывается жгут в области средней трети плеча;
2. Обрабатывается кожа в области венепункции;
3. Пациент зажимает руку в кулак;
4. Пунктируется вена;
5. После того как медсестра убедилась в том, что попала в вену, пациент разжимает кулак;
6. В пробирку, набирается нужное количество крови не снимая жгута;
7. После этого развязывается жгут;
8. На место венепункции кладётся ватный шарик и извлекается игла, ватный шарик фиксируется повязкой;
Окончание процедуры.
1. Снимаются перчатки;
2. Игла и перчатки погружаются в ёмкость с дезинфицирующим раствором;
3. Моются руки;
4. Направление в лабораторию формируются с применением внутрибольничной компьютерной сети;
5. Пробирка доставляется в лабораторию.
НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ ПРИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ В РАБОТЕ С КРОВЬЮ И ДРУГИМИ БИОЖИДКОСТЯМИ:
1. При попадании биологической жидкости на перчатки не повреждая их медсестра должна снять их и замочить в растворе хорт или подобном дез. растворе на 60 минут.
2. В случае укола кожи нужно выдавить каплю крови и обработать 70% спиртом, а затем 5% йодом. Место укола заклеить бактерицидным лейкопластырем или наложить повязку.
3. В случае попадания крови на слизистую оболочку глаза следует промыть проточной водой.
4. В случае попадания биожидкости на кожу вымыть руки под проточной водой с мылом и обработать 70% спиртом.
5. При попадании на слизистую оболочку рта необходимо прополоскать рот проточной водой, а затем 70% спиртом.
6. При попадании биологической жидкости на поверхность стола стен пола. Всё обрабатывается раствором хорт 2ух кратно с интервалом 15 минут, 6% перекиси водорода.
7. При попадании на слизистую оболочку носа промыть проточной, водой.
8. При попадании крови на халат место обрабатывается 6% перекисью водорода, затем снимается и помещается в дезинфицирующий раствор.
УКЛАДКА ЭКСТРЕННОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПАРЕНТЕРАЛЬНЫХ ГЕПАТИТОВ И ВИЧ-ИНФЕКЦИИ.
«Укладка экстренной профилактики парентеральных гепатитов и ВИЧ-инфекции» используется медперсоналом в аварийных ситуациях при работе с кровью и другими биологическими жидкостями пациентов.
1. 70% этиловый спирт – 1 флакон.
2. 5% спиртовой раствор йода – 1 флакон.
3. Бактерицидный пластырь.
4. Марлевые салфетки (стерильные) – 2упаковки.
5. Пипетки глазные (стерильные) – 2 штуки.
6. Разрешенные дезинфицирующие средства.
ПЕРВИЧНАЯ ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ЛЕКАРСТВЕННОМ АНАФИЛАКТИЧЕСКОМ ШОКЕ.
Основные проявления:
1. Беспокойство, чувство страха, головная боль, холодный пот.
2. Кожный зуд, сыпь, отек типа Квинке.
3. Одышка, кашель.
4. Внезапное падение артериального давления, потеря сознания.
· Необходимые действия:
1. Немедленно прекратить введение медикамента, при внутривенном введении иглу (катетер) из вены не удалять.
2. Уложить больного (голова ниже ног), повернуть голову в сторону, выдвинуть нижнюю челюсть, снять съемные протезы.
3. Наложить жгут выше места инъекции (если она выполнялась в конечность). Жгут накладывается не более чем на 25 мин., с ослаблением его каждые 10 мин. на 1-2 мин.
4. Приложить к месту инъекции лед или грелку с холодной водой не менее чем на 15 мин.
5. Немедленно инфильтрировать место инъекции раствором адреналина 0,1% - 0,5 мл с 5 мл физиологического раствора.
6. Установить флексюлю в вену и ввести преднизолон 90-150 мг, 2 мл супрастина (тавегила), 10 мл 10% кальция хлорида.
7. Начать и быстро проводить инфузию внутривенно 0,9% р-ра натрия хлорида.
8. Вызвать реанимационную бригаду.
Противошоковый набор:
1. Адреналин 0,1% раствор в ампулах № 5.
2. Преднизолон в ампулах № 10.
3. Супрастин 2% или тавегил 0,1% в ампулах № 5.
4. Кальция хлорид 10% - 1 кор.
5. 0,9% р-р натрия хлорида – 800-1000 мл.
6. Жгут.
7. Одноразовые шприцы по 5 и 10 мл. с иглами – по 5 шт.
8. Пузырь со льдом.
Весь объём терапевтических мероприятий должен быть проведён максимально быстро. Чаще всего смертельный исход от анафилактического шока наступает в первые 30 минут после его возникновения. Для скорейшего выздоровления больного большую роль играют благоприятные социально-психологические условия, созданные в отделении.
Одной из главных задач при уходе за пациентом является создание и обеспечение в отделении лечебно-охранительного режима- приказ МЗ СССР от 16.11.87г № 1204 «О лечебно-охранительном режиме в лечебно-профилактических учреждениях»
В основе этого режима лежит устранение или ограничение воздействий на организм пациента различных неблагоприятных факторов внешней среды. Создание и обеспечение такого режима входит в обязанности всего медицинского персонала отделения.
Лечебно-охранительный режим отделения включает следующие элементы:
1. Обеспечение щадящего для психики пациента режима.
2. Соблюдение правил внутреннего распорядка дня.
3. Обеспечение режима рациональной физической (двигательной) активности.
· Используются 4 режима физической активности:
1. Строгий постельный режим.
2. Постельный режим.
3. Палатный режим.
4. Общий (внепалатный) режим.
Настроение больного во многом зависит от отношения к нему со стороны медсестры.
· Факторы, способствующие эффективному речевому общению с пациентом:
1. Задать правильно вопрос.
2. Разговаривать внятно и не очень быстро.
3. Правильно выбирать время разговора.
4. Следить за интонацией своего голоса.
5. Убедиться, что больной вас понял.
6. Юмор.
В медсестринской работе надо уметь обучать пациента различным навыкам, правилам ухода за собой.
· Условия эффективного обучения:
1. У больного должна быть цель.
2. Доброжелательные отношения с медсестрой.
3. Практическая отработка знаний.
4. Способность к обучению.
5. Окружающая обстановка.
6. Поощрение.
Ежегодно в больнице проходят практику учащиеся медицинских училищ. Я помогаю осваивать студентам навыки работы палатной медсестры. Учу их правильно вести документацию на посту, выполнять назначения врача, готовить больных к обследованиям. Многие студенты после окончания медицинского училища приходят работать в наше отделение.
Постоянно повышаю уровень своих профессиональных знаний - это чтение специальной медицинской литературы, посещение общебольничных сестринских конференций, занятия в отделении.
Зав. отд. Савинов К.Ю. _____________________________
Ст. мед. сестра корп. Захарова О.Б. ___________________
«____» ___________ 20 г.